УДК 371.315

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

© 2019

Швецова И.Г., учитель начальной школы
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье поднимается вопрос о необходимости повышения уровня читательской компетенции учащихся, рассматриваются разные методы и приемы, способствующие формированию навыка смыслового чтения.
Ключевые слова: смысловое чтение; системно-деятельностный подход; техническая сторона чтения; работа с текстом.

Наше время – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, готовый совершенствовать, получать новые знания на протяжении всей своей жизни.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС) начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономике.
На практике необходимо, чтобы каждый ученик овладел прочным и полноценным навыком смыслового чтения, который открывает возможность самостоятельно приобретать новые знания, активизирует познавательные и мыслительные процессы учащегося, создает основу для дальнейшего самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новых подходов к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями, формировать познавательные интересы, способность к саморазвитию, что просто невозможно сделать без умения осмысленно читать.
Противоречия: казалось бы, на уроках используешь разные методы и приемы, современные обучающие технологии, но итоги мониторингов, контрольных, творческих работ не радуют. В чем причина? Внимательно проанализировав всю учебную деятельность в классе, я пришла к выводу: дети не умеют вдумчиво, осмысленно читать. Не понимают содержание инструкции к заданию, соответственно не могут начать его выполнять, замедляются процессы интеллектуальной деятельности и возникает противоречие: дети владеют навыком чтения, умением писать, считать, но качество обучения остается, низким.
Проблема в том, что учащиеся не владеют навыком смыслового чтения, соответственно трудности в приобретении знаний будут присутствовать на протяжении всего обучения в школе.
Ведущая идея моего опыта – создание и организация условий для успешного овладения навыком смыслового чтения. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности, а значит успеха.
Методологической основой моего опыта является деятельностный подход. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли к действию; познание и знание – следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
Различные аспекты данного подхода разработаны в исследованиях психологов и педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, Н.Ф. Талызиной и др.
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, М.И. Омороков, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин).
Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т.Г. Егоров, А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.Б. Эльконин).
Многие ведущие специалисты указывают на то, что техническая сторона чтения является как бы подчиненной смысловой, обслуживающей ее, но, имея большой практический опыт в обучении детей чтению, хочу сказать, что овладеть полноценным навыком смыслового чтения можно лишь имея хорошую технику чтения. Подтверждение своих мыслей я нашла у нашего великого педагога В.А. Сухомлинского. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое нормальное чтение – это чтение в темпе 150–300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, то есть 150 слов в минуту, то для современного школьника эта цифра покажется очень высокой. Как достичь высокого уровня техники чтения?
Это ежедневная читательская пятиминутка, жужжащее чтение ее мы используем и перед уроком технологии, рисования, перед началом внеурочной деятельности « У книжной полки».
Артикуляционная гимнастика, чтение скороговорок способствует развитию речевого аппарата. Чтение слоговых таблиц разного вида позволяет расширить зрительное поле учащихся. Внеурочная деятельность кружок «У книжной полки» прививает любовь к чтению, развивает читательские компетенции, позволяет современному школьнику обратиться к книге.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Надо отметить, что чтение является метапредметным навыком, составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающие и вдумчивое. К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное. На своих уроках я активно применяю технологию продуктивного чтения, резко отличающуюся от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приемами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу над текстом можно разбить на три этапа. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этот этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог быть диалог с автором. В этом случае мне помогает прием комментированного чтения.
Третий этап – работа с текстом после чтения. Смысловая беседа по тексту, дискуссия, формирование основной идеи текста. На третьем этапе работы с текстом я всегда спрашиваю ребят: «Как вы думаете, зачем автор написал это произведение? Что он хотел нам сказать?» Такая постановка вопроса заставляет искать основную, главную мысль текста. Это мы можем сделать, работая на уроке в парах, в группах, индивидуально. Знакомство с писателем помогает лучше понять его творчество. Работа с незнакомыми, ключевыми словами текста раскрывает глубину содержания произведения.
Многие трудности понимания и запоминания связанны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссозданием, так и над творческим воображением. После первичного восприятия текста я задаю вопросы: «Что вы представили?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал»?
Работая над развитием воображения, я включаю такие виды деятельности, как инсценирование отдельных эпизодов произведения, лепка из пластилина литературных героев, элементов интерьера. Литературные творческие задания активизируют работу на уроке. Например: « Придумай своё окончание сказки», или « Что будет дальше с этим героем?»
Американский психолог Э. Кинг так говорила о важности данного умения: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы» [King, 1994, p. 18]. Это могут быть вопросы к автору литературного произведения или вопрос к литературному герою, вопрос товарищу по изученной теме. Свои уроки я часто строю по таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Фаза вызова. 1. Самостоятельная актуализация знаний. В течение нескольких минут учащиеся говорят (ключевыми словами, фразами) всё, что уже знают по изучаемой теме.
2. Проблемная ситуация: что же «хотим еще узнать», дети обсуждают с одноклассниками, что значимо по данной теме. Определение направлений в изучении темы. Очень важно, что учащиеся учатся формулировать исследовательские задачи и обосновывать их, строить план действий для освоения новых знаний.
3. «Узнал» – рефлексия, подведение итогов своей работы на уроке и ее результативности. При работе с этой таблицей формируются абсолютно все УУД. Урок приобретает определенную структуру, заставляет детей активно мыслить, обоснованно выбирать, принимать решения. Вот вам на лицо применение технологии развития критического мышления в младших классах.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, на мой взгляд, можно рассматривать как показатель сформированности умения работать с текстом, то есть проверить уровень овладения навыком смыслового чтения. Теперь смысловое чтение является составляющей внутреннего внешнего мониторинга, где проверяется главная способность обучающихся – читать, выделять и преобразовывать необходимую информацию.

Результаты успеваемости за истекший период
Предмет 2 а
2015-2016
3 а
2016-2017
Динамика успеваемости Динамика качества
Успеваимость% Качество% Успеваемость% Качество%
Лит.чтен. 100% 82,8% 100% 89,7 + +
Русский 100% 82,8% 100% 79,3 + -
Матем. 93,1% 82,8% 100% 86,2 + +
Окр.мир. 100% 96,6% 100% 96,6 + +
Средний балл. 98,2 % 86,6% 100% 88,8 + +

Мои ученики активно участвуют в различных литературных конкурсах и научно-практических конференциях, где не раз становились призерами. Учащиеся моего класса успешно прошли внешний мониторинг по литературному чтению. Высокий уровень овладения УУД по предмету показали 48% учащихся.
Положительная динамика успеваемости и качества знаний по дисциплинам школьного курса дает право говорить об эффективности применения навыка смыслового чтения.
Опыт своей работы представляю в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Победителя конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Швецова Ирина Георгиевна
shvecova2406@list.ru 
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области Учитель начальных классов 33 года
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: основное общее образование.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках через овладение навыком смыслового чтения.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта: создание и организация условий для успешного овладения навыком смыслового чтения. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности, а значит успеха.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС) начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономике.
Эффективность:
потенциальная полезность в том, чтобы каждый ученик овладел прочным и полноценным навыком смыслового чтения, который открывает возможность самостоятельно приобретать новые знания, активизирует познавательные и мыслительные процессы учащегося, создает основу для дальнейшего самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения;
надёжность:
положительная динамика успеваемости и качества знаний по дисциплинам школьного курса, повышение интереса к литературе, чтению, обогащение словарного запаса, умение вести диалог с автором произведения, отстаивать свою точку зрения или понимать замысел писателя – дает право говорить об эффективности применения навыка смыслового чтения.
перспективность:
методы и приемы смыслового чтения могут быть использованы на любом уроке школьного курса, потому что применимы к текстам разной направленности, позволяют учителям-предметникам работать в команде, умение извлекать информацию, преобразовывать ее, это тот навык, который необходим в дальнейшей жизни современного человека.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Обеспечение учащихся достаточным количеством текстов литературных произведений на внеурочной деятельности, отсутствие раздаточного материала, возникает необходимость в их подготовке и распечатке для работы в группах.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Через овладение навыком смыслового чтения активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является деятельностный подход, «учение через деятельность».
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия.
Важность обучения школьников смысловому чтению прописана во ФГОС ООО, отражающих государственный, социальный и индивидуальный заказы. В них отмечается, что чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Следовательно, каждый предмет должен реализовать возможности для формирования и развития обозначенных умений.
В современной школе наблюдается противоречие: между высокими требованиями к результату образовательной деятельности, которым должен обладать учащийся, функциональной грамотностью, и устаревшей методикой обучения, отсутствием системного подхода в обучении чтению. В результате овладения навыками смыслового чтения учащиеся смогут перейти на более углубленное знакомство и анализ текстов разных жанров и стилей.
Новое средство обучения.
Использование технологии продуктивного чтения, интерактивных технологий, использование театрализации, художественного иллюстрирования, прогнозирования, развития читательского воображения.
Выступления перед аудиторией, уроки на различных площадках – библиотека, музей, парк, сквер.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения выразительность.
Высокая техника чтения дает возможность ученику активно работать над содержанием прочитанного.
Каждый учащийся должен работать в своем темпе и в своей «зоне ближайшего развития». Залог успешной самореализации ученика – создавать для ребенка своеобразный «банк ситуаций успеха», то есть таких учебных действий, в которых ученик чувствует себя «победителем».
Использование на уроке технологии критического мышления, групповой работы, ведение диалога с автором произведения, использование технологии «Знаю – Хочу узнать – Узнал», интерактивных технологий способствует активной деятельности на уроке каждого учащегося класса.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Ученик – активный участник образовательного процесса, часто он сам выбирает пути достижения поставленных целей на уроке. Это всегда эффективнее, чем пассивное получение информации. Углубленная систематическая работа над смысловым содержанием текста, пониманием авторского замысла активизирует познавательную деятельность учащихся, учит терпимости к различным точкам зрения, прививает любовь к литературе, чтению, Повышает общую культуру учащегося.
Ограничения.
Отсутствуют.
Трудоёмкость и риски.
Требует глубокой подготовки к уроку со стороны педагога, целесообразность применения технологий, приемов, методов образовательной деятельности в соответствии с темой урока и его целями.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) 1. Применение «педагогики сотрудничества».
2. Систематическая работа по формированию навыка смыслового чтения на любом уроке.
3. Постоянное повышение квалификации педагога.
4. Тесное взаимодействие с родительской общественностью.
5. Использование в образовательных процессах внешних ресурсов (театры, музеи, библиотеки, выставки).
8. Результат изменений Мои ученики активно участвуют в различных литературных конкурсах и научно-практических конференциях, где не раз становились призерами и победителями.
Положительная динамика успеваемости и качества знаний по дисциплинам школьного курса дает право говорить об эффективности применения навыка смыслового чтения.
9. Публикации о представленном ИПО 1. https://infourok.ru/user/shvecova-irina-georgievna  
Это адрес моего персонального сайта, на котором Вы можете найти статьи по данной теме, разработки уроков по литературному чтению и внеурочной деятельности.
2. Сборник трудов 14 Международной научно-практической конференции «Психологический комфорт школьника как здоровьеформирующий ресурс образовательного процесса». Самара: «Издательство АСГАРД», 2016.
3.«Сборник уроков – конспектов по литературному чтению и внеурочной деятельности (из опыта работы)». Самара: ООО «Порто-принт», 2016. 44 с.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях Победитель окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2016», участница зонального тура.
Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М. : Просвещение, 2009. 201 с.
  3. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после [Электронный ресурс] URL: www.school 2100.ru

ENHANCING STUDENT LEARNING THROUGH LEARNING SENSE READING

© 2019

Svetsova I.G., primary school teacher
state budget General Education Institution of Secondary General Education School № 4 p.g.t. Alekseyevka G. Kinel of the Samara Region (Russia)

Abstract: The article raises the question of the need to increase the level of reading competence of students, considers different methods and techniques that contribute to the formation of a sense reading skill.
Keywords: meaningful reading; System-activity approach; Technical side of reading; Working with text.