УДК 372.881.111.1

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© 2019

Савенкова Т.С., учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 10 г.о. Жигулевск Самарской области (Россия)

Аннотация: В настоящее время в современной школе утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Одним из ключевых моментов данного подхода является направленность на всестороннее развитие личности ребенка, подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Семиотическая дидактика позволяет развивать индивидуальные особенности ребенка. Цель данной статьи – показать алгоритм работы на уроке английского языка для реализации семиотического подхода.
Ключевые слова: семиотическая дидактика; вербально-лингвистический интеллект; логико-математический интеллект; визуально-пространственный интеллект; телесно-кинестетический интеллект; аудио-музыкальный интеллект; естественно-научный интеллект; внутриличностный интеллект; меж-личностный интеллект; экзистенциальный интеллект; алгоритм работы на уроках английского языка.

В школе английский язык изучают малыши и подростки, мальчики и девочки. Каждый по-разному воспринимает и запоминает информацию. К каждому из них нужен свой подход, чтобы он почувствовал успех и усвоил материал. Что вдохновит каждого ребенка? Как сделать так, чтобы все были успешны? Личностно-ориентированный подход можно реализовать, учитывая и развивая те индивидуальные особенности и способности учащихся, которые они в большей степени проявляют в учебной деятельности. В этом поможет реализация семиотического подхода на уроке.
В основе семиотического подхода лежит концепция американского психолога Говарда Гарднера, который пришел к выводу, что человек обладает не единым общим интеллектом, а рядом относительно автономных интеллектов. На основе этой теории Т.Г. Галактионова, д. пед. н., профессор кафедры педагогики СПБГУ предложила семиотическую технологию преподавания и разработала и описала педагогический инструментарий для повышения эффективности обучения [1].
Чтобы реализовать данный подход в рамках одного урока английского языка, мною был разработан алгоритм урока, который позволяет учитывать все виды интеллекта учащихся и создать среду, максимально дающую возможность проявить все природные задатки на каждом уроке. Урок состоит из 4 обязательных этапов, активизирующих разные виды интеллекта. На каждом этапе урока будут обязательно задействованы вербально-лингвистический, аудио-музыкальный, визуально-пространственный виды интеллекта, в ходе урока будут дополнительно задействованы 6 видов интеллекта в зависимости от этапа.
I этап. Первичное знакомство с темой урока (10 минут)
Задача этапа: При знакомстве с новой темой активизировать не менее 4 видов интеллекта: вербально-лингвистический, визуально-пространственный, аудио-музыкальный, телесно-кинестетический, развивать способность к визуализации и ассоциации (умение мыслить образами, представлять картины). По возможности задействовать различные виды чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Ключом к запоминанию нового материала на данном этапе является интерес и мотивация, точная постановка учебной задачи.
II этап. Закрепление новой темы в упражнениях и микроситуациях (12 минут). Задачи этапа: установление многообразных и прочных связей с изученным ранее материалом, формирование различных ассоциаций с активизацией логико-математического и естественнонаучного интеллекта, развитие умения использовать синестезию и визуализацию для улучшения памяти.
III этап. Связь полученных знаний с реальной действительностью (14 минут) Задачи этапа: связать изучаемую тему с реальной жизнью, рас-сказать о родном крае, о его людях, обсуждать, чем мы можем гордиться и что надо изменить, помочь учащимся задуматься о роли каждого в усовер-шенствовании себя и окружающего мира, развивать умение переключаться между различными позициями восприятия – от первого лица ко второму или третьему и, наоборот, за счет активизации внутриличностного и межличностного интеллектов, сделать нравственный выбор (активизация экзистенциального интеллекта). Богатое воображение помогает лучше запоминать, а за счет хорошей памяти творческий потенциал возрастает.
IV заключительный этап. Задачи: подведение итогов урока, рефлек-сия (4 минуты). Система оценивания строится с учетом само- или взаимо-оценки и внешней экспертной оценки учителем.
Конспект урока с применением алгоритма в рамках семиотической технологии.
Класс: 6. Тема урока: «Куда пойти в городе?» [3, с. 78–79].
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
ЛР-14: проявляет нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
ЛР-17: проявляет эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Познавательные:
ПУД-4: готовность и способность к самостоятельной информа-ционно-познавательной деятельности;
ПУД-5: владение навыками получения необходимой информации из словарей и таблиц разных типов.
Коммуникативные:
КУД-1: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
КУД-2: умение учитывать в общении позиции других участников деятельности.
Регулятивные:
• РУД-3: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
• РУД-4: умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
Предметные:
• знание новых лексических единиц по теме «Куда пойти в городе».
Формы обучения: индивидуальная, парная работа, фронтальный опрос. Используемые методы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Знакомство с новым учебным материалом происходит по алгоритму, активизирующему различные виды интеллекта.
I. Первичное знакомство с темой урока

Виды интеллекта
Вербально-лингвистический Визуально-пространственный Аудио-музыкальный Телесно-кинестетический
Работа с новой лексикой, прочтение, произношение Упр.1-2 Работа с иллюстрациями, загадки на воображение упр. 3, карточки Упр. 2 пантомима

1. Дана тематическая подборка картинок, необходимо соединить слова и картинки: a cinema, a café, a park, a theatre, a zoo, a library, an art gallery
2. Просмотр видео «Места в городе», необходимо заполнить пропуски.

a stadium        an aquarium        a gym        a museum        a swimming pool
1. An aquarium is a place where people can see fish
2. watch sports
3. learn about the past
4. exercise
5. swim

Иллюстрированные фразы на запоминание: watch sports in the stadium, swim in the swimming pool, see fish at the aquarium, exercise at the gym, learn about the past at the museum.
2. Подборка изображений необычных зданий, учащимся необходимо выбрать, с каким учреждением у них ассоциируются эти здания.
II. Закрепление новой темы в упражнениях и микроситуациях

Виды интеллекта
Вербально-лингвистический Визуально-пространственный Логико-математический Естественно-научный
Упр. 4-6, мини-ситуации работа с инфографикой упр.6 Упр. 4, 5 Упр. 6

4. Необходимо продолжить цепочку слов.

exercise watch exercise watch … ? … ?
aquarium stadium gym gym stadium … ?

5. Выбрать, где и что можно делать.

I can… in the swimming pool in the stadium at the aquarium at the gym at the museum
exercise V V
see fish
swim
watch sports
learn about the past

Say: I can exercise in the swimming pool and at the gym.
III. Связь полученных знаний с реальной действительностью

Виды интеллекта
внутриличностный межличностный экзистенциальный
Упр. 6 (2 часть), 7
Рефлексия (получился – не получился диалог – побуждение)
Высказывание идей, Упр. 7 Упр. 8, 9 работа по правилам поведения в общественных местах


Один из главных этапов – составление мини-диалогов с побуждением к действию с использованием схемы (упр. 7). Связь полученных знаний с реальной действительностью – очень важный этап. Используя полученные знания, необходимо обсудить международные предупреждающие знаки в общественных местах, объяснить, почему следуем определенным правилам поведения в них.
6. По таблице с инфографикой, необходимо составить предложения и выбрать утверждения, верные для самого себя.
I go to the art gallery, cinema or theatre because I like the arts. I go to the … because I like history. I go to the … and … because I can see animals there. I go to the … … or … because I like sport. I go to the … because I like reading books.
7. Диалоги. Необходимо выяснить, куда хочет и почему пойти ваш друг.

aquarium / gym / museum /
stadium / swimming pool
exercise/ learn about the past/
see fish / swim / watch sports

8. Работа со знаками: необходимо выяснить, что обозначают эти знаки (что разрешают, а что запрещают), и в каких учреждениях ребята могут их увидеть.
9. Работа с пословицей. Необходимо выбрать верный перевод и объяснить, почему ты лично соблюдаешь правила. To make the world better begin with yourself. (Начинай улучшать мир./ Хочешь сделать мир лучше – начни с себя.)
IV заключительный этап. Задачи: подведение итогов урока, рефлек-сия, обобщение изученного.
Самопроверка осуществляется на каждом этапе урока, после выполне-ния каждого задания по эталону, проверка упр. 7 – оценивание учителем и само-/взаимооценка, если учащийся делает ошибку, учитель не прерывает высказывание, а по окончании его дает правильный вариант для хорового проговаривания.
Приведенная система работы по семиотической технологии – это способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании: эффективное запоминание, любой предмет, мотивация и интерес, успех каждого ребенка; идеально подходит для уроков английского языка на любой ступени обучения, но может применяться на любом другом предмете, способствует более эффективному запоминанию материала и развитию одаренных и всесторонне развитых людей, соответствует идеям стандартов нового поколения в современном образовании, обеспечивает успех каждого ребенка.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Савенкова Татьяна Сергеевна,
tsavenkova@gmail.com 
ГБОУ СОШ №10 Учитель английского языка 13 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: начальная, основная и старшая школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта. Для реализации личностно-ориентированного подхода разработан алгоритм урока в рам-ках семиотической технологии. Он позволяет учитывать все виды интеллекта учащихся и создать среду, максимально дающую возможность проявить все природные задатки на каждом уроке.
Актуальность. В настоящее время в современной школе утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Одними из основных положений данного подхода являются направленность на всестороннее развитие личности ребенка, подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Личностно-ориентированный подход можно реализовать, учитывая и развивая те индивидуальные особенности и способности учащихся, которые они в большей степени проявляют в учебной деятельности. В этом поможет реализация семиотического подхода на уроке.
Эффективность:
- потенциальная полезность: применение семиотической технологии помогает мотивировать, повышает интерес, способствует более эффективному запоминанию материала и развитию одаренных и всесторонне развитых людей;
- надёжность обеспечивается повышением мотивации обучаю-щихся; высокими предметными результатами, повышением результативности учебного процесса;
- перспективность определяется высокой степенью готовности инновационного опыта к распространению.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Освоение опыта не требует больших материально-технических и организационно-методических затрат.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная деятельность с различными категориями обучающихся.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Реализация семиотического подхода на уроках английского языка.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является применение алгоритма в рамках семиотической технологии для активизации всех интеллектуальных профилей учащихся.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. Несмотря на внушительное количество часов изучения английского языка (918 часов за 10 лет), в рейтинге знания языка Индексом EF уровня владения английским языком Россия занимает только 42 место. Учащиеся часто слабо мотивированы, на уроках им скучно.
Новое средство обучения – алгоритм урока английского языка для активизации различных интеллектуальных профилей учащихся.
Новые условия образовательной деятельности. Урок состоит из 4 обязательных этапов, активизирующих разные виды интеллекта. На каждом этапе урока будут обязательно задействованы вербально-лингвистический, аудио-музыкальный, визуально-пространственный виды интеллекта, в ходе урока будут дополнительно задействованы 6 видов интеллекта в зависимости от этапа.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ.
Для активизации различных интеллектуальных профилей учащихся применяются:
– семиотическая технология;
– технология сотрудничества;
– технология проектной деятельности;
– здоровьесберегающие технологии;
– проектно-исследовательская технология;
– информационно-коммуникационные технологии;
– игровые технологии
Организация учебного процесса
Применение семиотической технологии в рамках личностно-ориентированного подхода играет важнейшую роль в формировании творческого, всесторонне развитого человека с активной жизненной позицией. Активизация 9 интеллектуальных профилей в рамках одного урока повышает эффективность усвоения материала, улучшаются знания учащихся, дети становятся более мотивированными к учебе.
Построение 4 этапов урока согласно разработанному алгоритму позволяет связать новое знание с уже известным, заинтересовать каждого и найти подход к любому ребенку.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна. Данный инновационный опыт позволяет сделать запоминание нового материала интересным и понятным каждому ребенку в зависимости от его интеллектуального профиля.
Ограничения отсутствуют.
Трудоёмкость и риски затраты труда, времени педагога.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Для успешной реализации освоения инновационного опыта учителю необходимо:
– знать возрастные и психологические особенности обучающихся;
– уметь определять интеллектуальные профили учащихся согласно опроснику Т.Г. Галактионовой;
– использовать семиотическую технологию;
– применять современные ИКТ-средства;
– быть креативным.
8. Результат изменений

Приведенная система работы по семиотической технологии – способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании идеально подходит для уроков английского языка на любой ступени обучения, но может применяться на любом другом предмете; помогает мотивировать; повышает интерес; способствует более эффективному запоминанию материала и развитию одаренных и всесторонне развитых людей; применима в воспитательной работе; соответствует идеям стандартов нового поколения в современном образовании; обеспечивает успех каждого ребенка.

20-1

20-2

9. Публикации о представленном ИПО Савенкова Т.С. Урок английского языка в логике семиотической дидактики // Школа XXI века: тенденции и перспективы: сб. материалов III Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 февр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 112 с.
Савенкова Т.С. Алгоритм работы на уроке английского языка в рамках семиотического подхода // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы XV Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 августа 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.–156 с. DOI 10.21661/r-508087
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях «Учитель года Самарской области – 2019».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галактионова Т.Г. Педагогика текста: опыт семиотического ре-шения: коллективная монография / Автор-составитель и научный редактор – Т.Г. Галактионова. Коллектив авторов: М.А. Афанасьева – гл. 5, Н.В. Васильева – гл. 7 М.И. Гринева, Е.В. Кореневская – гл. 2, И.А. Крылова – гл. 3, К.Н. Мальцева – гл. 9, Е.А. Поверенкова – гл. 6, Г.С. Путра – гл. 3, Т.М. Слуцкер – гл. 9, М.А. Соколовская, Л.В. Шайдулина – гл. 4, 8, М.А. Шарова – гл. 5, Е.С. Филиппова – гл. 1. – Спб., 2013. – 379 с.
  2. Савенкова Т.С. Урок английского языка в логике семиотической дидактики. Школа XXI века: тенденции и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Главный редактор Широков О.Н.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский регио-нальный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». С. 21–23. Чебоксары, 2015. 112 с.
  3. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.. Английский в фокусе: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. 144 с.

THE IMPLEMENTATION OF THE SEMIOTIC APPROACH IN ENGLISH LESSONS

© 2019

Savenkova T.S., the teacher of English
School number 10, town district Zhigulevsk, Samarskaya oblast (Russia)

Abstract: Currently, a modern school has established a personality-oriented approach to learning. One of the key points of this approach is the focus on the comprehensive development of the personality of the child, preparing him for the continuous process of education, self-development and self-improvement throughout life. Semiotic didactics allows you to develop individual characteristics of the child. The purpose of this article is to show the algorithm of work in an English lesson for the implementation of the semiotic approach.
Keywords: semiotic didactics; verbal-linguistic intelligence; logical-mathematical intelligence; bodily-kinesthetical intelligence; naturalist intelligence; musical intelligence; interpersonal intelligence; Intrapersonal intelligence; visual-spatial intelligence; existential intelligence; algorithm of work in the English lessons.