УДК 37.047
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
© 2019
Рыбакова Т.А., учитель физики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области (Россия)
Аннотация: Проблема выбора будущей профессии для учащихся чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В статье рассматриваются пути решения профориентационных проблем учащихся школы через организацию коллективно-творческой деятельности.
Ключевые слова: самообразование; коллективно-творческие дела; индивидуальная образовательная траектория.
Физика – наука, в которой есть
своеобразный полет мысли,
этим она и привлекательна.
В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, грамотные, компетентные специалисты. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как в плане формирования готовности к профессиональному самоопределению важна помощь взрослых.
Важную роль в решении профориентационных проблем среди учащихся нашей школы отведено Научному обществу учащихся (НОУ) – добровольному объединению школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. НОУ в нашей школе работает с 2012 года. Опыт первых двух лет показал главные противоречия.
1. С одной стороны, современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – повышенный интерес к одарённым и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей. Но, с другой стороны, создание классов с углубленным изучением отдельных предметов способствует также появлению в школе слабоуспевающих или неуспевающих учащихся по отдельным предметам, которые не только не имеют стремления вступить в НОУ, но и бояться чувствовать себя «белой вороной» среди одарённых детей.
2. Учащиеся не владеют знаниями о современном мире профессий и их связи с образовательными предметами.
3. Учащимся сложно выбрать индивидуальную образовательную траекторию по выбранной профессии.
Для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности, а также выстраивания ребёнком совместно со взрослыми индивидуального пути воспитания и развития мною было создано объединение «Клуб физиков». В объединении ребята работают по двум возрастным программам «Физика вокруг нас» (7–9 классы) и «Физические законы вокруг нас» (10–11 классы). Данное объединение позволяет наиболее эффективно осуществлять работу по подготовке подростка к выбору профессии. Это длительный педагогически направляемый процесс профессионального самоопределения учащихся, а также развития у учащихся мотивации к научно-исследовательской деятельности. В ходе деятельности стало заметно, что наиболее эффективно осуществляется работа с разными по способностям и интересам обучающимися.
Главной целью объединения «Клуба физиков» является создание условий для успешной самореализации, воспитания и развития ребенка. Объединение призвано: информировать школьников о разнообразии мира технических профессий, об их связи с наукой, разъяснить специфику и особенности профессиональной деятельности, познакомить с актуальными вопросами в науке и технике, обучить навыкам решения задач с помощью конструирования и моделирования, а также развить навыки самообразования, формирования культуры умственного труда. В «Клуб физиков» входят дети в возрасте 15–17 лет, только начинающие свой путь профессионального самоопределения, но подготовительный этап начинается с 13 лет, так как в это время дети знакомятся с предметом физика и делают первые шаги по профориентации в мир «технических» профессий. Бок о бок в клубе работают одарённые дети, дети с ярко выраженной потребностью в исследовательской деятельности, а также дети, отстающие в освоении программного материала и дети с ОВЗ.
«Клуб физиков» имеет свои традиции: собственная «Лаборатория чудес», конкурс «Креативность. Творчество. Мышление», вечер «Посвящение в юные физики», неделя физики в школе, ежеквартальный выпуск газеты «Физика в фокусе», проведение практических занятий для бабушек и дедушек и проведение занятий для родителей в рамках акций «Общение без границ» и «Физика для всех». Во время недели физики проводятся занимательные опыты, экспериментальные задания, составляются кроссворды. Коллективное творческое дело нашего объединения «Лаборатория чудес» и «Креативность. Творчество. Мышление» вышло за рамки школы и приобрело статус окружного конкурса. Воспитанники объединения «Клуба физиков» – участники конкурсов и конференций различных уровней. Они участвуют в качестве тьюторов в проведении тренингов по получению школьниками навыков проведения различных тематических мероприятий школьного уровня, выступают в качестве помощников судей на школьном этапе окружной конференции «Первые шаги в науку», что помогает им определить свои социальные роли и профессиональные ориентиры.
Права и обязанности, организационная структура школьного физического объединения «Клуба физиков» прописаны самими ребятами в Уставе. Также они придумали и нарисовали эмблему объединения. Такое ученическое самоуправление позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников, его функционирование существенно облегчает мою работу руководителя объединения клуба.
Отрадно то, что дети научились работать с пожилыми людьми, ветеранами войны, инвалидами, детьми-сиротами. Важно их отношение к таким людям, к которым они идут с радостью, дарят им свою заботу и внимание. Это способствует воспитанию в детях таких качеств личности, как доброта, сопереживание, терпение, сострадание. Различные виды коллективно-творческих дел: познавательные, спортивные, общественные, досуговые являются сферой самовоспитания и лежат в основе работы объединения «Клуба физиков».
Инновационный опыт работы можно наглядно представить в информационной карте.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыбакова Татьяна Александровна tatiankarybakova@yandex.ru |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области http://www.nschool2.ucos.ru |
учитель физики | 14 лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта | Сектор применения – основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) | Новизна проекта в основной идее – объединение «Клуб физиков» поможет ребёнку в выборе профессии с привлечением родителей и общественных организаций. Актуальность. Актуальность данного проекта заключается в профессиональном самоопределении школьников, что подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Выбор технической профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым. Эффективность: - потенциальная полезность создание условий для успешной самореализации, воспитания и развития ребенка; - надёжность инновационного опыта заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе данный опыт, любой желающий ученик может посетить странички «Клуба физиков» в сети Интернет, оставить свои комментарии, задать вопросы, в процессе обратной связи получить ответы на все вопросы; - перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения | Трудоёмкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых экспериментов и обеспечение необходимым материалом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности | Внеурочная деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование профессиональных ориентиров школьников в технических профессиях через вовлечение обучающихся в коллективно-творческую деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея | Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование у обучающихся навыков самообучения и самообразования через коллективно-творческую деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия. С одной стороны, современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей. Но с другой стороны, создание классов с углубленным изучением отдельных предметов также способствует появлению в школе слабоуспевающих или неуспевающих учащихся по отдельным предметам, которые не только не имеют стремления вступить в НОУ, но и бояться чувствовать себя «белой вороной» среди одарённых. Учащиеся не владеют знаниями о современном мире профессий и их связи с образовательными предметами. Учащимся сложно выбрать индивидуальную образовательную траекторию по выбранной профессии. Новые условия образовательной деятельности. Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, организация различных совместных мероприятий, проведение вечеров, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, помощь в профориентационной работе, помощь во время поездок в летний лагерь. Вовлечение родителей в управление объединения предусматривает активное участие в общешкольных конференциях, советах общественности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | В процессе реализации инновационного педагогического опыта используются дистанционные, информационно-коммуникационные технологии, учебно-лабораторное оборудование. Для организации образовательного процесса необходимо выполнить ряд задач: – содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; – развивать у школьников познавательную активность и творческие способности; – знакомить школьников с методами и приемами научного поиска; – учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; – выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу; – способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами; – содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Совместная деятельность в коллективе самих учащихся, педагога и учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает овладение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно воспитание и учение. Организуя любое дело, в первую очередь, нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесет радость, что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает, что делать, в чем и как помочь, как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе. Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Преимущество перед аналогами и новизна инновационного педагогического опыта в том, что детское объединение «Клуб физиков» свяжет учащихся, имеющих достаточный и оптимальный уровень обученности и воспитанности, стремящихся познавать окружающий мир, занимающих активную жизненную позицию, толерантных, умеющих самостоятельно учиться, принимающих участие в социально значимых проектах школы, района, области, ведущих здоровый образ жизни, способных отстоять собственное мнение, умеющих слышать и слушать окружающих, уважать старших и сверстников, готовых прийти на помощь в экстремальной ситуации, умеющих работать в команде. Риск предлагаемого опыта заключается в том, что планируемый результат может быть не достигнут. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Проблему формирования навыков самообразования у обучающихся силами одного учителя не решить. Необходимо внести изменения в образовательный процесс школы в целом: а) кадровые: спланировать и организовать работу коллектива по данному вопросу, привлечь к работе психолога для проведения диагностик, а также педагогов профобразования для актуализации знаний по тем или иным профессиям; б) научно-методические: сформировать методическую копилку по вопросу формирования навыков самообразования, реализовать коллективом единую тему профессионального самообразования, осуществлять пополнение информацией личных сайтов, посещать методические объединения, участвовать в конференциях и конкурсах, регулярно обмениваться опытом работы по данному вопросу, организовать взаимопосещение занятий внеурочной деятельности и др.; в) материально-технические: оснастить кабинет физики беспроводной точкой доступа к сети Интернет; г) информационные: обеспечить работу интернет-сайтов учителей и личных кабинетов на сайте школы; д) организационные: организовать флэш-мобы для обучающихся и педагогов, родительские собрания, семинары, вебинары и пр. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
На протяжении всего опыта работы провожу мониторинг качества учебно-воспитательного процесса, в котором, в первую очередь, отслеживается состояние здоровья учащихся. Для этого используется методика «Самооценка влияния школьных ситуаций на состояние тревожности» (по Кондашу) в одной из параллелей обучающихся, являющихся участниками «Клуба физиков».
Результаты диагностики. Результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс
3. Наблюдается положительная динамика освоения образовательных программ по физике: при успеваемости 100%, качество знаний составляет выше 60%. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО | 1. Урок по физике 11 класс «Законы фотоэффекта» // Сборник методических материалов: по итогам окружного конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ», составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. – Нефтегорск, типография ООО «5 минут», 2016. – 113 с. Тираж – 50 экземпляров. 2. Электронное пособие «Из опыта работы учителя физики» Электронное пособие. Тираж – 20 экземпляров. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях | Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2019 году (бывший ПНПО). Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и социальной значимости в 2019 году. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдыкаримов Б.А., Морзабаева Р.Б. Технология обучения физике как объект инновационной деятельности педагогов в реальном процессе // Новые технологии в образовании. 2009.
- Басова Н.В.Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону : «Феникс», 1999. 416 с.
- Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 35–38.
- Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Научно-практический журнал «Завуч». 2005. № 5. С. 38–50.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
- Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М. : МИОО, 2002. 69 с.
FORMATION OF PROFESSIONAL GUIDELINES FOR STUDENTS IN TECHNICAL PROFESSIONS, THROUGH THE INVOLVEMENT OF STUDENTS IN THE COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY
© 2019
Rybakova T.A., physics teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school No. 2 with in-depth study of individual subjects «Educational center» of the city of Neftegorsk municipal district Neftegorsky of the Samara region (Russia)
Abstract: The Problem of choosing a future profession for students is extremely relevant for modern Russian society. The article considers the ways of solving career-oriented problems of school students through the organization of collective creative activity.
Keywords: self-education; collective and creative Affairs; individual educational trajectory.