УДК 37.047

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2019

Рыбакова Т.А., учитель физики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области (Россия)

Аннотация: Проблема выбора будущей профессии для учащихся чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В статье рассматриваются пути решения профориентационных проблем учащихся школы через организацию коллективно-творческой деятельности.
Ключевые слова: самообразование; коллективно-творческие дела; индивидуальная образовательная траектория.

Физика – наука, в которой есть
своеобразный полет мысли,
этим она и привлекательна.

В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, грамотные, компетентные специалисты. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как в плане формирования готовности к профессиональному самоопределению важна помощь взрослых.
Важную роль в решении профориентационных проблем среди учащихся нашей школы отведено Научному обществу учащихся (НОУ) – добровольному объединению школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. НОУ в нашей школе работает с 2012 года. Опыт первых двух лет показал главные противоречия.
1. С одной стороны, современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – повышенный интерес к одарённым и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей. Но, с другой стороны, создание классов с углубленным изучением отдельных предметов способствует также появлению в школе слабоуспевающих или неуспевающих учащихся по отдельным предметам, которые не только не имеют стремления вступить в НОУ, но и бояться чувствовать себя «белой вороной» среди одарённых детей.
2. Учащиеся не владеют знаниями о современном мире профессий и их связи с образовательными предметами.
3. Учащимся сложно выбрать индивидуальную образовательную траекторию по выбранной профессии.
Для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности, а также выстраивания ребёнком совместно со взрослыми индивидуального пути воспитания и развития мною было создано объединение «Клуб физиков». В объединении ребята работают по двум возрастным программам «Физика вокруг нас» (7–9 классы) и «Физические законы вокруг нас» (10–11 классы). Данное объединение позволяет наиболее эффективно осуществлять работу по подготовке подростка к выбору профессии. Это длительный педагогически направляемый процесс профессионального самоопределения учащихся, а также развития у учащихся мотивации к научно-исследовательской деятельности. В ходе деятельности стало заметно, что наиболее эффективно осуществляется работа с разными по способностям и интересам обучающимися.
Главной целью объединения «Клуба физиков» является создание условий для успешной самореализации, воспитания и развития ребенка. Объединение призвано: информировать школьников о разнообразии мира технических профессий, об их связи с наукой, разъяснить специфику и особенности профессиональной деятельности, познакомить с актуальными вопросами в науке и технике, обучить навыкам решения задач с помощью конструирования и моделирования, а также развить навыки самообразования, формирования культуры умственного труда. В «Клуб физиков» входят дети в возрасте 15–17 лет, только начинающие свой путь профессионального самоопределения, но подготовительный этап начинается с 13 лет, так как в это время дети знакомятся с предметом физика и делают первые шаги по профориентации в мир «технических» профессий. Бок о бок в клубе работают одарённые дети, дети с ярко выраженной потребностью в исследовательской деятельности, а также дети, отстающие в освоении программного материала и дети с ОВЗ.
«Клуб физиков» имеет свои традиции: собственная «Лаборатория чудес», конкурс «Креативность. Творчество. Мышление», вечер «Посвящение в юные физики», неделя физики в школе, ежеквартальный выпуск газеты «Физика в фокусе», проведение практических занятий для бабушек и дедушек и проведение занятий для родителей в рамках акций «Общение без границ» и «Физика для всех». Во время недели физики проводятся занимательные опыты, экспериментальные задания, составляются кроссворды. Коллективное творческое дело нашего объединения «Лаборатория чудес» и «Креативность. Творчество. Мышление» вышло за рамки школы и приобрело статус окружного конкурса. Воспитанники объединения «Клуба физиков» – участники конкурсов и конференций различных уровней. Они участвуют в качестве тьюторов в проведении тренингов по получению школьниками навыков проведения различных тематических мероприятий школьного уровня, выступают в качестве помощников судей на школьном этапе окружной конференции «Первые шаги в науку», что помогает им определить свои социальные роли и профессиональные ориентиры.
Права и обязанности, организационная структура школьного физического объединения «Клуба физиков» прописаны самими ребятами в Уставе. Также они придумали и нарисовали эмблему объединения. Такое ученическое самоуправление позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников, его функционирование существенно облегчает мою работу руководителя объединения клуба.
Отрадно то, что дети научились работать с пожилыми людьми, ветеранами войны, инвалидами, детьми-сиротами. Важно их отношение к таким людям, к которым они идут с радостью, дарят им свою заботу и внимание. Это способствует воспитанию в детях таких качеств личности, как доброта, сопереживание, терпение, сострадание. Различные виды коллективно-творческих дел: познавательные, спортивные, общественные, досуговые являются сферой самовоспитания и лежат в основе работы объединения «Клуба физиков».
Инновационный опыт работы можно наглядно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Рыбакова Татьяна Александровна
tatiankarybakova@yandex.ru 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области
 http://www.nschool2.ucos.ru 
учитель физики 14 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения – основная и старшая школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна проекта в основной идее – объединение «Клуб физиков» поможет ребёнку в выборе профессии с привлечением родителей и общественных организаций.
Актуальность. Актуальность данного проекта заключается в профессиональном самоопределении школьников, что подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Выбор технической профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым.
Эффективность:
- потенциальная полезность создание условий для успешной самореализации, воспитания и развития ребенка;
- надёжность инновационного опыта заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе данный опыт, любой желающий ученик может посетить странички «Клуба физиков» в сети Интернет, оставить свои комментарии, задать вопросы, в процессе обратной связи получить ответы на все вопросы;
- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Трудоёмкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых экспериментов и обеспечение необходимым материалом.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Внеурочная деятельность.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Формирование профессиональных ориентиров школьников в технических профессиях через вовлечение обучающихся в коллективно-творческую деятельность.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование у обучающихся навыков самообучения и самообразования через коллективно-творческую деятельность.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. С одной стороны, современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей. Но с другой стороны, создание классов с углубленным изучением отдельных предметов также способствует появлению в школе слабоуспевающих или неуспевающих учащихся по отдельным предметам, которые не только не имеют стремления вступить в НОУ, но и бояться чувствовать себя «белой вороной» среди одарённых. Учащиеся не владеют знаниями о современном мире профессий и их связи с образовательными предметами. Учащимся сложно выбрать индивидуальную образовательную траекторию по выбранной профессии.
Новые условия образовательной деятельности.
Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, организация различных совместных мероприятий, проведение вечеров, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, помощь в профориентационной работе, помощь во время поездок в летний лагерь.
Вовлечение родителей в управление объединения предусматривает активное участие в общешкольных конференциях, советах общественности.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) В процессе реализации инновационного педагогического опыта используются дистанционные, информационно-коммуникационные технологии, учебно-лабораторное оборудование.
Для организации образовательного процесса необходимо выполнить ряд задач:
– содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
– развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
– знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
– учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию;
– выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
– способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
– содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Совместная деятельность в коллективе самих учащихся, педагога и учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает овладение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно воспитание и учение. Организуя любое дело, в первую очередь, нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесет радость, что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает, что делать, в чем и как помочь, как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе. Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна инновационного педагогического опыта в том, что детское объединение «Клуб физиков» свяжет учащихся, имеющих достаточный и оптимальный уровень обученности и воспитанности, стремящихся познавать окружающий мир, занимающих активную жизненную позицию, толерантных, умеющих самостоятельно учиться, принимающих участие в социально значимых проектах школы, района, области, ведущих здоровый образ жизни, способных отстоять собственное мнение, умеющих слышать и слушать окружающих, уважать старших и сверстников, готовых прийти на помощь в экстремальной ситуации, умеющих работать в команде.
Риск предлагаемого опыта заключается в том, что планируемый результат может быть не достигнут.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Проблему формирования навыков самообразования у обучающихся силами одного учителя не решить. Необходимо внести изменения в образовательный процесс школы в целом:
а) кадровые: спланировать и организовать работу коллектива по данному вопросу, привлечь к работе психолога для проведения диагностик, а также педагогов профобразования для актуализации знаний по тем или иным профессиям;
б) научно-методические: сформировать методическую копилку по вопросу формирования навыков самообразования, реализовать коллективом единую тему профессионального самообразования, осуществлять пополнение информацией личных сайтов, посещать методические объединения, участвовать в конференциях и конкурсах, регулярно обмениваться опытом работы по данному вопросу, организовать взаимопосещение занятий внеурочной деятельности и др.;
в) материально-технические: оснастить кабинет физики беспроводной точкой доступа к сети Интернет;
г) информационные: обеспечить работу интернет-сайтов учителей и личных кабинетов на сайте школы;
д) организационные: организовать флэш-мобы для обучающихся и педагогов, родительские собрания, семинары, вебинары и пр.
8. Результат изменений

На протяжении всего опыта работы провожу мониторинг качества учебно-воспитательного процесса, в котором, в первую очередь, отслеживается состояние здоровья учащихся. Для этого используется методика «Самооценка влияния школьных ситуаций на состояние тревожности» (по Кондашу) в одной из параллелей обучающихся, являющихся участниками «Клуба физиков».

Учебный год



Уровень
2015–2016 2016-2017 2017-2018
8 м класс 9 м класс 10 м класс
Кол-во уч-ся % от общего кол-ва учащихся Кол-во уч-ся % от общего кол-ва учащихся Кол-во уч-ся % от общего кол-ва учащихся
низкий уровень тревожности 10 40% 14 56% (+16%) 15 75% (+19%)
средний уровень тревожности 9 36% 10 40% (+4%) 5 25% (-15%)
высокий уровень тревожности 6 24% 1 4% (-20%) 0 0% (-4%)

Результаты диагностики.
Из таблицы видно, что уровень тревожности учащихся постепенно снижается.
Использование здоровьесберегающих технологий привело к следующим результатам:
– росту мотивации к изучению предмета «физика»;
– стойкому интересу к познавательной деятельности, в том числе творческой;
– сотрудничеству и дружелюбию между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку;
– уменьшилось количество пропусков занятий по болезни за последние 3 года на 5%.

Результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс

19 1. Повысился уровень сформированности информационной компетентности учащихся за последние 3 года: 2015–2016 год – средний уровень у 55%, высокий – у 23%, 2017-2018 год – средний 45%, высокий – 50%
2. Увеличилось количество участников очных и дистанционных олимпиад по физике:

Кол-во участников олимпиад
2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год 2017-2018 уч. год
Очные олимпиады 12 17 28
Дистанционные олимпиады 0 2 3
Итого 12 19 31

3. Наблюдается положительная динамика освоения образовательных программ по физике: при успеваемости 100%, качество знаний составляет выше 60%.
4. Увеличилась доля учащихся, обладающих средним уровнем развития навыков самообразования, в 2 раза: 2016-2017 учебный год – низкий уровень – 96%, средний уровень – 4%, 2017-2018 уч.год - низкий уровень – 92%, средний – 8%.
Методическая направленность использования ИКТ:
1) в 2016 году работала в качестве тьютора при обучении учителей Юго-Восточного образовательного округа работе с учебно-лабораторным оборудованием, поставленным в рамках реализации комплекса мер по модернизации региональной системы образования;
2) систематически выступаю на методических объединениях различного уровня по вопросам использования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности;
3) создан персональный сайт с различными методическими материалами https://infourok.ru/user/ribakova-tatyana-aleksandrovna  
Результативность.
1. Динамика среднего балла по годам обучения повышается.
2. Ученики принимают участие в мероприятиях по предмету и занимают призовые места в олимпиадах.
3. Результаты ЕГЭ по физике выше по сравнению с результатами Юго-Восточного управления и результатами Самарской области.
4. Выпускники являются студентами по специальности «Физика».

9. Публикации о представленном ИПО 1. Урок по физике 11 класс «Законы фотоэффекта» // Сборник методических материалов: по итогам окружного конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ», составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. – Нефтегорск, типография ООО «5 минут», 2016. – 113 с. Тираж – 50 экземпляров.
2. Электронное пособие «Из опыта работы учителя физики» Электронное пособие. Тираж – 20 экземпляров.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2019 году (бывший ПНПО).
Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и социальной значимости в 2019 году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдыкаримов Б.А., Морзабаева Р.Б. Технология обучения физике как объект инновационной деятельности педагогов в реальном процессе // Новые технологии в образовании. 2009.
  2. Басова Н.В.Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону : «Феникс», 1999. 416 с.
  3. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 35–38.
  4. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Научно-практический журнал «Завуч». 2005. № 5. С. 38–50.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
  6. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М. : МИОО, 2002. 69 с.

FORMATION OF PROFESSIONAL GUIDELINES FOR STUDENTS IN TECHNICAL PROFESSIONS, THROUGH THE INVOLVEMENT OF STUDENTS IN THE COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY

© 2019

Rybakova T.A., physics teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school No. 2 with in-depth study of individual subjects «Educational center» of the city of Neftegorsk municipal district Neftegorsky of the Samara region (Russia)

Abstract: The Problem of choosing a future profession for students is extremely relevant for modern Russian society. The article considers the ways of solving career-oriented problems of school students through the organization of collective creative activity.
Keywords: self-education; collective and creative Affairs; individual educational trajectory.