УДК 372.857

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ И ХИМИИ

© 2019

Радаева Н.В., учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ с. Майское Пестравского района Самарской области Россия

Аннотация: Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в школе в учебном плане предусматривается внеурочная деятельность в 1-9 классах. В статье представлен опыт организации внеурочной деятельности в форме школьного научного общества. Описаны этапы реализации учебно-проектно-исследовательской работы обучающихся в рамках школьного научного общества.
Ключевые слова: исследовательские навыки; универсальные учебные действия; научное школьное общество; компетенции; учебно-исследовательская деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, предметным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД). Приоритетом образования становится формирование у школьников умения учиться, создание условий для реализации потенциальных возможностей учащихся, личностного роста. Выпускник будет успешен в обучении в ВУЗе, в профессиональной деятельности, в жизни, если он сам сможет искать и осваивать необходимые знания, умения и компетенции. Моя задача как учителя биологии и химии состоит в том, чтобы создать условия для личностного развития учащихся, овладения системой универсальных учебных действий.
Химия и биология как учебные предметы естественно-научной области вносят существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; они служат мощным инструментом познания и исследования процессов, протекающих в живых системах и играют существенную роль в образовании и воспитании детей. Они призваны заложить фундамент для дальнейшего совершенствования знаний, формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
Правильно оценить свою деятельность в плане познания позволяет экспериментальная деятельность. Именно в ней учащиеся познают свойства веществ и явления не только визуально, но и с помощью других анализаторов и на основании результатов эксперимента могут определить значимость своего исследования для практики.
Лучше всего ученик может реализоваться в полевом или лабораторном исследовании, где он изучает мир не только по книгам, а в реальной ситуации. Каждый должен при этом самостоятельно отмечать наблюдаемые им явления и составлять отчет о том, что он видел. Эту деятельность можно эффективно реализовывать в рамках кружка или научного общества школьников.
Во внеурочное время учебные занятия меньше ограничены временными рамками, по сравнению с классно-урочной системой. На занятиях внеурочной деятельности возможно сотворчество учащихся и учителя в совместно планируемой деятельности. При этом происходит углубление и расширение знаний учащихся по предмету. В то же время у учащихся появляется возможность осуществить перенос имеющихся знаний об основных изученных в курсе химии или биологии фактах, явлениях и закономерностях в область исследовательской деятельности для решения новых, ранее неизвестных для них проблемных ситуаций.
Для обеспечения повышения эффективности формирования компетенций и компетентностей в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирования навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в нашей школе осуществляется внеурочная деятельность в форме школьного научного общества. Научное школьное общество (далее – НШО) – форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также включает встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НШО других школ.
Цель НШО: выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи НШО:
– выявление интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности;
– разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории развития учащихся в сфере исследовательской деятельности;
– создание системы взаимодействия с научными обществами учащихся других школ, студентами и научными консультантами – ведущими преподавателями вузов;
– содействие эффективности профессиональной ориентации выпускников;
– подготовка и участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся.

Организационная структура НШО
18

Химия и биология – экспериментальные науки. Они служат мощным инструментом познания и исследования процессов, протекающих в живых системах. Работа обучающегося может проходить в рамках научного школьного общества (НШО) по выбранному им направлению, в том числе и естественнонаучного. В системе работы НШО происходит дальнейшее развитие возможностей учащихся, «приращение» в компетенциях, поэтому нельзя упускать возможность вовлечения в исследовательскую деятельность учащихся любого возраста, даже учащихся младших классов.
Исследовательская деятельность в рамках НШО предполагает индивидуальную работу с учащимися, имеющими высокий уровень познавательной активности, желающими заниматься исследовательской деятельностью. Процесс реализации учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности в школе можно представить в виде нескольких этапов.
1 этап. Организационный и самый сложный и важный. Это выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель». Такая диагностика проводится с помощью психолога или на уровне наблюдений педагога за результатами работы ученика на уроках. На какой ступени развития находится ученик (согласно описанной выше классификации) и в каком классе он уже готов к выполнению исследовательской работы, зависит от его индивидуальных способностей, уровня сформированности исследовательских умений. Кто-то уже в 5 классе готов к исследовательской деятельности, а кто-то даже в 10 классе еще не готов. Поэтому, начиная уже с 5 класса на уроках биологии, а потом с 8 класса на уроках химии учитель-предметник выявляет склонности и задатки в процессе выбора творческих заданий из числа предложенных для самостоятельной работы, различных по уровню сложности и направленности; по характеру суждений и выводов; по степени самостоятельности и степени сложности и числу используемых учащимися понятий. После анализа результатов проведенного мониторинга формируются микрогруппы по интересующей их области науки. Учащиеся объединяются в секции и проводятся тренинги общения.
Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ученика на успех.
2 этап. На этом этапе уже внутри секции (например, естественнонаучная) идет выбор тем, постановка проблем, цели, задач и определение плана работы и предполагаемых результатов.
3 этап. Индивидуальная работа педагога с учащимся над темой исследовательской работы. Сбор материала, работа в лаборатории или в полевых условиях. Консультации научных руководителей вузов.
4 этап. Оформление выполненного исследования согласно установленным требованиям. Рецензия научных руководителей.
5 этап. Подготовка к защите. Защита на школьной научно-практической конференции. Лучшие работы могут быть рекомендованы к защите на более высоком уровне.
Исследовательская деятельность представляет собой длительный процесс, который включает и этап предварительного обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление работы, и их публичное представление на конференции. Обычно ученик выполняет одну работу в течение года.
Использование данных педагогических технологий позволяет достичь высоких предметных и метапредметных результатов.
Опыт работы и достигнутые результаты отражены в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника регионального конкурса на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Радаева Наталья Владимировна
Radnatasha2013@yandex.ru 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Майское Пестравского района Самарской области
http://maysoch.minobr63.ru 
Учитель биологии и химии 25 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: основная и старшая школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: специфика организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта: исследовательская деятельность как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся.
Актуальность: исследовательская деятельность способствует развитию у учащихся логического мышления, познавательной активности, познавательного интереса, интеллекта, поэтому исследовательская деятельность, на мой взгляд, является наиболее эффективной для повышения уровня мотивации школьников к учению, для инициирования учеников к познанию мира и себя в этом мире; формирования и развития универсальных учебных действий учащихся.
Эффективность:
потенциальная полезность состоит в том, что исследовательская работа стимулирует познавательную активность, повышает познавательный интерес, развивает интеллект, формирует исследовательскую культуру, исследовательские умения, необходимые не только в процессе школьного обучения, но и в высшей школе, в профессиональной деятельности;
надёжность внедрение технологии организации исследовательской деятельности учащихся позволяет создать условия для личностного развития учащихся, формирования исследовательских компетенций учащихся, овладения системой универсальных учебных действий;
перспективность: выпускник будет успешен в обучении в ВУЗе, в профессиональной деятельности, в жизни, если он сам сможет искать и осваивать необходимые знания, умения и компетенции.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Курсы повышения квалификации по данной тематике, изучение учебно-методической литературы, умение использовать различные информационные ресурсы: мультимедийные, интернет-ресурсы, цифровые сервисы и т. д. Материально-техническое оборудование для экспериментов.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Внедрение технологии исследовательской деятельности во внеурочное время.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) «Организации исследовательской работы учащихся на внеурочных занятиях по биологии и химии».
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация учебной деятельности на основе использования технологии исследовательского обучения как эффективного способа формирования учебно-исследовательских умений, повышения мотивации и познавательного интереса и мотивации к изучению биологии и химии, выполнению учебно-исследовательских работ.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. В настоящее время, как известно, повышается приоритет технических специальностей. Мотивация же к изучению биологии и химии снижается. Между тем замечу, что микробиология, молекулярная биология, биохимия, органическая химия на сегодняшний день лежат в сфере актуальной высокотехнологической деятельности.
Новое средство обучения: внедрение технологии организации исследовательской деятельности учащихся.
Новые условия образовательной деятельности: организация условий для формирования учебно-исследовательских умений, позволяющих разрабатывать социально-значимые и личностно-значимые проекты.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ.
Организация учебного процесса (или воспитательного процесса).
Исследовательский метод обучения как одна из эффективных современных образовательных технологий используется во внеурочной деятельности в рамках научного школьного общества. Технология исследовательской деятельности, включающая частично-поисковое исследование с научением образцам исследовательской деятельности, на котором происходит создание проблемных ситуаций, самостоятельный анализ фактов учащимися, поиск решения проблемы, анализ полученных результатов, наблюдений. Здесь учащиеся учатся строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Поисковая учебно-исследовательская деятельность, в основе которой лежит исследование с неопределенным содержанием. В таком исследовании представлены этапы, характерные для исследования в научной сфере.
Технология исследовательского обучения очень тесно связана с проблемным методом обучения. Исследовательский метод обучения – один из видов проблемного обучения, в основе которого лежит создание проблемной ситуации (проблемный диалог, дискуссии).
ИКТ помогают решать проблему формирования познавательной активности, познавательного интереса, мотивации к изучению биологии и химии; исследовательских компетенций учащихся, ИКТ-компетенции. С использованием ИКТ готовится презентация результатов исследования, поиск и анализ информации в Интернете; цифровые ресурсы; использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; моделирование и математическая обработка данных.
Необходимым условием соблюдения требований ФГОС является применение здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии позволяют сделать учебный процесс не только увлекательным и интересным, но и безопасным.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна. Вовлечение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения. Открытие, совершённое самостоятельно в ходе проведённых исследований, развивают творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенности в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.
Ограничения: химия и биология – экспериментальные науки, поэтому недостаточное оснащение химической и биологической лаборатории может служить ограничением в работе.
Трудоёмкость и риски: создание системы взаимодействия с научными обществами учащихся других школ, студентами и научными консультантами – ведущими преподавателями вузов.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Повышение квалификации педагога по освоению современных образовательных технологий – необходимое условие реализации данного опыта.
Готовность педагога построить взаимодействие с учащимися на уровне равноправного сотрудничества в ходе образовательного процесса.
Оснащение учебного процесса современным оборудованием.
8. Результат изменений Эффективность опыта работы определяется по нескольким направлениям: мотивация к учению, качество усвоения содержания, исследование познавательной активности и участие в олимпиадах и научно-практических конференциях.
За период (с 2015 по 2018 гг.) использования данных технологий на уроке и во внеурочное время наблюдается повышение количества учащихся с высоким и средним уровнем развития учебной мотивации. В выборах учащихся явно преобладает познавательный мотив, повышение уровня познавательной активности по предмету биология с 70% до 85%, а химии с 40% до 50%. Уровень исследовательских умений значительно возрос.
Количество обучающихся, призеров и победителей в научно-практических конференциях за три последних года по предмету выросло с 1 до 6 на окружном уровне, с 1 до 5 на региональном уровне.
Таким образом, использование данных педагогических технологий позволило мне достичь высоких предметных и метапредметных результатов.
9. Публикации о представленном ИПО 1. Методическая разработка открытого урока «Необыкновенное путешествие в обыкновенный растительный мир Самарской области». Сборник материалов Открытого областного форума педагогических разработок (выпуск 3).
2. Современный урок в сфере требований ФГОС второго поколения. Сборник педагогических статей. Разработка учебного занятия: «Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа».
3. «Поделюсь опытом». Методический сборник для педагогов № 4, 2017.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 1. Конкурс на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году – победитель.
2. Окружной конкурс профессионального мастерства «Золотая коллекция видео-уроков» – призер, 2016 г.
3. Областной фестиваль-конкурс открытых уроков «Урок – педагогическое творчество – успех» – лауреат 2 степени, 2016 г.
4. Международный конкурс педагогического мастерства в образовательном процессе «Формула будущего» – призер, 2014 г.
5. Районный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года».
6. Окружной этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года» – 2012 – финалист.
7. Зональный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года» 2012 – участник.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Научно-практический журнал «Завуч». 2009. № 6. С. 5–18.
  2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М. : Национальный книжный центр, 2015. 280 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

ORGANIZATION RESEARCH WORK OF STUDENTS EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BIOLOGY AND CHEMISTRY

© 2019

Radaeva N.V., teacher of biology and chemistry
SBOU SOSH village Mayskoye Pestravsky district Samara region (Russia)

Abstract: Аccording to the requirements of the Federal state educational standard of basic General education in order to meet the individual needs of students in school, the curriculum provides extracurricular activities in grades 1-9. In article the experience of organizing extracurricular activities in the form of a school scientific society is presented. Stages of realization of educational and design research work of students within the school scientific society are described.
Keywords: research skills; universal educational actions; scientific school society; competences; educational and research activity.