УДК 8

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

© 2019

Подгорбунская Л.В., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены педагогические технологии, различные методы работы с текстом, формирующие коммуникативно-речевые компетенции учащихся в урочное и внеурочное время с целью социализации и успешной самореализации в обществе.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции; педагогические технологии; метод смысловой группировки материала; метод интерпретации; метод моделирования; индивидуальный подход.

По мнению французского писателя и переводчика Проспера Мериме: «Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы». Однако в Концепции преподавания русского языка и литературы отмечается, что многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного и речевого этикета. И это не удивительно. Подрастающее поколение в настоящее время мало читает художественную литературу, являющуюся образцом правильной речи, отдавая предпочтение телевидению, Интернету и другим средствам массовой информации, откуда мы «впитываем» речь, не всегда отличающуюся литературностью, правильностью, уместностью, разнообразием. Дело в том, что наше общество всё больше слушает и всё меньше читает. А речь звучащая оставляет желать лучшего.
Многие учащиеся не имеют представления о культуре речевого общения и не знакомы с правилами речевого этикета. А навыками публичной речи обладает лишь небольшая часть учащихся. Кроме того, творческие работы учащихся свидетельствуют о небогатом словарном запасе. Противоречие между требованиями образовательных программ и реальным уровнем коммуникативной компетенции учащихся говорит о серьезной проблеме, которую необходимо решать, потому что современное общество ценит людей, владеющих искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Активность выпускников во всех сферах общественной жизни напрямую зависит от того, насколько свободно они смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни. Из этого следует актуальность моего педагогического опыта «Развитие коммуникативно-речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Главной особенностью ФГОС второго поколения является идея развития личности ребенка. Поэтому основная идея моего педагогического опыта заключается в следующем: применяя индивидуальный подход к развитию каждого ученика, сочетая элементы современных педагогических технологий и традиционных методик на уроках русского языка и литературы, научить ребенка различным видам речевой деятельности, чтобы подготовить к социализации и успешной самореализации в обществе.
Умение организовывать коммуникативную деятельность учащихся – главная цель, которую я ставлю перед собой, желая видеть в лице ученика сильную языковую личность. Под этой деятельностью подразумевается способность научить детей связно выстраивать монологическое высказывание в устном и письменном виде, участвовать в диалоге с различными людьми и в различных ситуациях, анализировать и совершенствовать написанное, уметь тактично и убедительно вести дискуссию. Потенциальная полезность: с формированием у учащихся навыков владения различными видами речевой деятельности, а также речевой культурой возможно развитие социально адаптированной, успешной личности.
Задача эта непростая. Поэтому я начала изучать труды известных лингвистов (А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой и др.), которые привели меня к пониманию того, что я должна создать условия для развития мотивации ученика, заинтересовать своим предметом, вызвать у него желание учиться. Готовясь к уроку литературы, я всегда помню слова Евгения Николаевича Ильина о том, что такой урок строится по закону трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Я бы добавила еще одно О: обаять образом учителя. Интеллигентность, артистизм, харизма – качества, способствующие гармоничному диалогу между учеником и учителем. Нужно, чтобы все предметы преподавались как искусство. Только так можно привить интерес к слову, любовь к чтению и, как следствие, развить коммуникативные способности учащихся. Для успешной реализации опыта я стараюсь выбирать такие формы и методы работы, которые позволяют вовлечь всех учащихся в образовательный процесс, вызвать позитивный настрой на урок.
В целях развития интереса к предмету на разных этапах урока использую следующие технологии: проблемное обучение, дифференцированное обучение, ИКТ-технологии, игровые технологии, театральные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развития критического мышления.
Технология проблемного обучения
Создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, можно добиться оптимального сочетания самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением готовых выводов науки. В ходе решения проблемы растет активность учащихся, а самостоятельность достигает высокого уровня. Учащиеся легко применяют полученные знания на практике и одновременно развивают свои коммуникативные умения и творческие способности.
Активизирует деятельность детей метод смысловой группировки материала: деление текста на микротемы, составление плана текста, составление плана-вопросника по данному тексту, включая проблемные вопросы.
Учащиеся, выполняя такое задание, сами задают вопросы по тексту товарищам и анализируют их ответы, иногда организуется работа парами: один задаёт вопрос, другой отвечает.
В 10–11 классах, когда от учащихся уже требуется глубина понимания проблемы текста, умение выстраивать свой письменный ответ в соответствии с критериями, моя задача – научить выпускников мыслить не шаблонно, ярко, оригинально. Углубляя представление о тексте, я предлагаю систему уроков по его анализу, которая предусматривает проблемные языковые задачи; умение производить композиционно-содержательный, типологический и стилистический анализ текста. Класс делится на группы, каждой из которых предлагается обсудить проблемные вопросы, дать оценку поступкам героев, определить нравственные качества. Или же на основе цитат, взятых из текста, составить нравственный портрет героя.
На своих уроках я использую метод интерпретации. Это комментарий эпиграфа; ассоциации, возникающие при работе с портретом, слушанием музыки; интерпретация характера образа-персонажа и его композиционной роли в произведении, интерпретация и образа писателя, его позиции, мировоззрения; интерпретация самого текста.
Используя этот метод, я развиваю мировоззрение учащихся, умение давать читательскую оценку, а значит, совершенствую их речь.
Так, например, изучая в 10 классе пьесу «Гроза», составляем таблицу «Тираны и жертвы «темного царства». Самостоятельное заполнение такой таблицы заставляет учащихся глубже вчитываться в текст, развивает логическое мышление на основе нахождения учащимися причинно-следственных связей между всеми средствами создания образа. Сравнительный же анализ позволяет отнестись критически к качествам их характера. Тем самым развивается критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации.
На уроках русского языка, наряду с методом интерпретации, я использую метод моделирования, применяя такие приемы, как: создание текста по опорным словам, написание сочинения по готовому плану, восстановление деформированного текста, составление текстового формуляра в виде таблицы, заглавия к которой придумывают сами учащиеся, прием разворачивания текста (продолжить текст по данному началу, предложить свой вариант развития действия). Такой прием позволяет обучить умению придерживаться темы и цели высказывания, то есть соблюдать определенный алгоритм, развивает творческие способности, формирует определенные речевые навыки, дает возможность перейти из зоны ближнего речевого развития в зону актуального развития.
Технология дифференцированного обучения
Успех в освоении знании учащимися на уроках русского языка и литературы во многом зависит от дифференцированного подхода к обучению, основная задача которого – вовлечь в работу каждого ученика. Поскольку не бывает школьников, обладающих одинаковым набором способностей и умений, моя основная задача – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. Так, например, на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Мягкий знак после шипящих» я предлагаю разноуровневые задания
Проектная технология
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а также при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Очень важно и то, что работа над проектом учит детей сотрудничать, что воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых. Применяя технологию проектного обучения на уроке, добиваюсь сформированности следующих ключевых компетентностей учащихся: умение формулировать проблему, умение работать с информацией, коммуникативные компетентности.
Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения русского языка и литературы. Например, на этапе открытия новых знаний о личности М.Ю. Лермонтова в 5 классе я предлагаю такое задание: подготовить устную книгу о жизни писателя. Класс делю на группы, каждая из которых должна представить одну главу: «Близкие сердцу люди», «Детские игры и мечты», «Музыкальные дарования», «Поэтическое дарование», «Талант художника». Для закрепления знаний о творчестве поэта прошу придумать обложку к стихотворению «Бородино», подобрав иллюстрацию. Я уверена, что такая форма работы позволяет привлечь внимание к личности писателя и заинтересовать его творчеством, что благотворно влияет на развитие речи учащихся.
Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8–11 классов. С наиболее интересными проектами выходим с учащимися на научно-практические конференции: «Мое имя в литературе», «Образ звезды в произведениях художественной литературы», «Хокку как средство развития речи и познания мира», «Загадочная русская душа», «В мире фразеологизмов» и другие.
Так в мою практику вошли уроки и задания, отличные от традиционной формы преподавания, которые всегда вызывают интерес и развивают творческий потенциал учащихся.
На развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся направлены ролевые игры, которые способствуют реализации речевого намерения как на содержательном, так и на языковом уровне, развивают творческие способности и индивидуальность учащихся.
Ролевая игра-суд над помещиками при изучении поэмы Гоголя «Мертвые души» позволяет четко разграничить лексику официально-делового стиля и разговорного. Перевоплощаясь в образы героев, выполняя роль адвоката, судьи, обвинителя, сосредоточить внимание на их речи, интонации.
Урок с использованием элементов театрализации всегда привлекателен для учащихся 5–7 классов. Такие уроки были проведены мною в 5 классе при изучении басен Крылова, рассказов Чехова, сказов Бажова.
Большое место на уроках я уделяю работе с поэтическими произведениями. Обязательным условием успешной работы с поэтическим текстом на уроке является настрой детей. И задача учителя – создать атмосферу восприятия и понимания поэтического произведения. Здесь можно использовать интегрированные уроки. Так, начиная знакомство с поэтическим мастерством Пушкина в 5 классе, показываю связь таких видов искусства, как литература, музыка, живопись. Предлагаю прослушать стихотворение «Осень», соотнести с музыкой Чайковского «Времена года» и картинами Левитана. Свои наблюдения оформить в таблицу, ответив на ряд вопросов:
– Какие чувства вызвало произведение?
– Какие картины представились?
– Какое настроение передано в произведении?
– Что произвело на вас более сильное впечатление? Почему?
Последний вопрос прошу оформить в виде связного ответа-рассуждения.
Интересно проходят уроки-размышления о любимом литературном герое, урок-КВН, урок-путешествие, урок – творческая мастерская.
Открывая ученикам новое имя в литературе, невозможно обойтись без компьютерных технологий, которые я применяю на различных этапах урока. При объяснении нового материала, когда знакомимся с биографией писателя, используем презентации, совершаем виртульные экскурсии по местам его жизни. На этапе погружения в текст используем фрагменты видеофильмов, спектаклей. При изучении лирики слушаем звуковые записи стихотворений в исполнении мастеров художественного слова, что способствует развитию речевой культуры учащихся. Контроль над уровнем усвоения учебного материала также можно осуществлять с помощью онлайн-тестов. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Большим подспорьем на уроках является также использование интернет-ресурсов и разнообразных программы по русскому языку и литературе: электронные учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Уроки литературы. Уроки русского языка. 5–11 классы.
Готовясь к уроку, я всегда стараюсь уделять большое внимание его рациональной организации. От этого зависит здоровьесбережение учащихся. Соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока – основа функционального состояния школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления я провожу физкультминутки, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Таким образом, основными задачами здоровьесберегающих технологий является обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе, создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности; развитие у школьников способности к самопониманию, формированию положительного образа «Я» и навыков конструктивного выражения эмоций, снятия состояния эмоционального дискомфорта, то есть обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением.
С целью развития коммуникативных способностей учащихся мною был разработан элективный курс «Основы речевой культуры», предназначенный десятиклассникам. В данном курсе обращается особое внимание на развитие навыков использования в речи элементов русского речевого этикета, что способствует повышению как культуры речи учащихся, так и их общей культуры.
Опыт формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время я отразила в информационной карте:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
победителя конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Подгорбунская Лариса Викторовна
larisa08.24@yandex.ru 
ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о.Кинель
Lider_school@inbox.ru 
Учитель русского языка и литературы 32 года
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: средняя и основная школа, уроки русского языка и литературы.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна опыта заключается в разработке и внедрении способов формирования путей развития коммуникативно-речевых компетенций учащихся.
Актуальность: современное общество ценит людей, владеющих искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Активность выпускников во всех сферах общественной жизни напрямую зависит от того, насколько свободно они смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни. Из этого следует актуальность моего педагогического опыта Умение организовывать коммуникативную деятельность учащихся – главная цель, которую я ставлю перед собой, желая видеть в лице ученика сильную языковую личность.
Эффективность:
потенциальная полезность заключается в том, что с формированием у учащихся навыков владения различными видами речевой деятельности, а также речевой культурой возможно развитие социально адаптированной, успешной личности;
надежность опыта подтверждается стабильно высокими результатами ОГЭ и ЕГЭ, наличием победителей творческих работ, НПК, олимпиад;
перспективность опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что дает возможность превратить процесс обучения в процесс сотворчества ученика и учителя.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Освоение опыта не требует материально-технических и иных затрат.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Развитие коммуникативно-речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.
3. Ведущая педагогическая идея Основная идея моего педагогического опыта заключается в следующем: применяя индивидуальный подход к развитию каждого ученика, сочетая элементы современных педагогических технологий и традиционных методик на уроках русского языка и литературы, научить ребенка различным видам речевой деятельности, чтобы подготовить к социализации и успешной самореализации в обществе.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия: Подрастающее поколение в настоящее время мало читает художественную литературу, являющуюся образцом правильной речи, отдавая предпочтение телевидению, Интернету и другим средствам массовой информации. Наше общество всё больше слушает и всё меньше читает, а речь звучащая оставляет желать лучшего. Поэтому многие учащиеся не имеют представления о культуре речевого общения и не знакомы с правилами речевого этикета. А навыками публичной речи обладает лишь небольшая часть учащихся. Кроме того, творческие работы учащихся свидетельствуют о небогатом словарном запасе.
Новое средство обучения: новые методы работы с текстом.
Новые условия образовательной деятельности – образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучении, проектная технология, компьютерные технологии.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ. В целях развития интереса к предмету на разных этапах урока использую следующие технологии: проблемное обучение, дифференцированное обучение, ИКТ-технологии, игровые технологии, театральные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развития критического мышления.
Технология проблемного обучения
Создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, можно добиться оптимального сочетания самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением готовых выводов науки. На разных этапах урока применяю различные методы работы с текстом:
- метод смысловой группировки материала: деление текста на микротемы, составление плана текста, составление плана-вопросника по данному тексту, включая проблемные вопросы;
- метод интерпретации: комментарий эпиграфа; ассоциации, возникающие при работе с портретом, слушанием музыки; интерпретация характера образа-персонажа и его композиционной роли в произведении, интерпретация и образа писателя, его позиции, мировоззрения; интерпретация самого текста;
- метод моделирования предполагает такие приемы, как: создание текста по опорным словам, написание сочинения по готовому плану, восстановление деформированного текста, составление текстового формуляра в виде таблицы, заглавия к которой придумывают сами учащиеся, прием разворачивания текста (продолжить текст по данному началу, предложить свой вариант развития действия).
Технология дифференцированного обучения
Успех в освоении знании учащимися на уроках русского языка и литературы во многом зависит от дифференцированного подхода к обучению, основная задача которого – вовлечь в работу каждого ученика. Поскольку не бывает школьников, обладающих одинаковым набором способностей и умений, моя основная задача – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Проектная технология. Применяя технологию проектного обучения на уроке, добиваюсь сформированности следующих ключевых компетентностей учащихся: умение формулировать проблему, умение работать с информацией, коммуникативные компетентности.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна. Использование новых педагогических технологи, методов работы с текстом обеспечивает рост активности учащихся на уроках, при этом самостоятельность достигает высокого уровня. Учащиеся легко применяют полученные знания на практике и одновременно развивают свои коммуникативные умения и творческие способности.
Ограничения отсутствуют. Преимущество в том, что применение данных технологий и методов можно использовать не только на каждом уроке русского языка и литературы как в средней, так и в основной школе, но и во внеурочное время.
Трудоёмкость и риски: необходим индивидуальный подход к каждому ученику, мотивация на развитие творческих способностей и самореализацию одаренных детей.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Для успешной реализации опыта необходимо:
– создать условия для развития мотивации ученика, заинтересовать своим предметом, вызвать у него желание учиться.
– системно использовать педагогические технологии, новые формы и методы работы.
8. Результат изменений – стабильно высокий средний балл по литературе (4,07 – 4,15)
– средний балл на ОГЭ и ЕГЭ выше муниципального и регионального;
– 100-процентная успеваемость как на ЕГЭ, ОГЭ, так и текущая.
Самые высокие достижения учащихся по результатам ЕГЭ:
2015-2016 2017-2018
98 баллов-1, 96 баллов-2, 93 балла-4 94 балла-1, 91 балл-1,
88 баллов-1, 83 баллов-2, 81 балл-1 87 баллов-3, 85 баллов-3, 82 балла-3, 80 баллов-1
Итого: 11 (из 24) Итого: 12 (из 21)
– динамика побед в олимпиадах различного уровня и конкурсах научно-познавательного, художественно-эстетического и духовно-нравственного направлений:
Уровень 2015-2016 2016-2017 2017-2018
Международный 0 0 1
Региональный 1 2 3
Муниципальный 4 6 6
Всего: 5 8 10
Практика реализации работы позволяет говорить о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывать эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.
9. Публикации о представленном ИПО 1. Методическое пособие «Авторские программы внеурочной деятельности и элективных курсов Т.Н.Алпатова, Л.В.Подгорбунская, Кинель, 2016.
2. Развитие творческой одаренности учащихся через театральную деятельность // Сборник «Материалы научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми», г. Самара, Региональный центр «Одаренные дети», 2017.
3.Учебно-методическое пособие «С экзаменом на ТЫ», Кинель, 2018.
4.Учебно-методическое пособие «Ступени к успеху» ГБУ ДПО «Кинельский ресурсный центр», апрель 2018.
5. Методические разработки уроков, сценарии внеклассных занятий Т.Н. Алпатова, Л.В. Подгорбунская. Самара: ООО «Порто-принт», 2018.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 1. Победитель конкурса «Самый классный классный – это Классный наш», 2007 год.
2. Победитель окружного этапа, участник зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года»,2018 год.
3. Победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2019 году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
  2. Егоров О. Коммуникативная функция урока. «Народное образование. № 5. 2008.
  3. Ильин Е.Н. Искусство общения. «Педагогика», 1994.
  4. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного образования. М., 2004.
  5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. М. :ФОРУМ, 2015.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCES OF STUDENTS AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE AND IN EXTRA-CURRICULAR TIME

© 2019

Podgorbunskaya L.V., teacher of Russian language and literature
GBOU SOSH n 5 OTS the leader of the" g.о. Kinel (Russia)

Abstract: The article deals with pedagogical technologies, various methods of working with the text, forming communicative and speech competence of students in the regular and extra-curricular time for the purpose of socialization and successful self-realization in society.
Keywords: communicative competences; pedagogical technologies; method of semantic grouping of material; method of interpretation; method of modeling; individual approach.