УДК 372.881.1

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© 2019

Павлова Н.А., учитель английского языка
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Петровка муниципального района Борский Самарской области, Самара (Россия)

Аннотация: Во всем мире за последнее время происходят глобальные изменения, будь это природные катаклизмы, переворот ценностей, взглядов или устоев. Нельзя не отметить тот факт, что все это приводит к тому, что новое поколение детей, к большому сожалению, рождается не идеально здоровыми, как бы этого ни хотелось. Множество детей рождается с аномальным развитием, и количество их растет с каждым годом. Перед педагогами стоит задача – научиться учить детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. В данной статье описаны приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка, которые предлагаются для наиболее эффективного обучения.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; инклюзивное образование, образовательные технологии; проектная и исследовательская деятельность; инновация.

Актуальность проблемы обучения иностранному языку детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы обусловила внимание к ней практиков отечественного школьного образования, которые в экспериментальном или инновационном порядке разрабатывают организационно-педагогические и методические подходы к ее решению, обобщают и презентуют свой опыт. Такие разработки выполнены применительно к инклюзивному и интегрированному обучению математике и русскому языку детей с патологиями в начальной школе. Однако в опыте педагогов-практиков не в полном объеме представлены подобные разработки применительно к обучению иностранному языку. Я несколько лет до этого работала педагогом-психологом по совместительству и сталкивалась с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и их родители часто жаловались на трудности в обучении. Это послужило причиной подробного изучения и применения на своих уроках различных методов и приёмов по работе с данной категорией обучающихся.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии своевременно начатого и адекватно организованного обучения и воспитания как обычных детей, так и детей с особыми образовательными потребностями, заданные характером нарушения их психического или физического развития. Правильно выстроить траекторию развития каждого ребенка очень сложно, поэтому занимаюсь самообразованием по данному вопросу.
Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и его динамичность развития кардинально изменили требования к образованию. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Одна из главных задач учителя – не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться» [1, с. 29].
Сегодня иностранный язык начинают изучать со 2 класса и я, как и многие учителя столкнулась с проблемой – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность в себе, застенчивость, поэтому они не могут проявить себя в классе, держатся обособленно от остальных детей, боятся выглядеть нелепо в глазах сверстников. В связи с этим необходим комплексный подход в воспитании и развитии данной категории детей. Необходимо отметить, что наличие даже одного ребенка с ОВЗ в классе изменяет деятельность учителя, так как на уроке одновременно приходится организовывать несколько видов учебных ситуаций.
Организация учебной деятельности с применением современных цифровых технологий детям с ОВЗ предоставляется возможность не только проявить себя, показать свои знания, умения и навыки, но и наверстать пробелы в пройденном материале, на момент их отсутствия, исправить свои недочеты и получить положительную оценку. Таким образом создается ситуация успеха для каждого обучающегося. Учителю важно уметь создавать интерактивные презентации, страницы в интернет-пространстве, а также создавать собственные сайты, блоги, различные образовательные форумы, вебинары, онлайн-конференции. Все это помогает грамотно систематизировать учебный материал, а главное, сделать его доступным каждому ученику, независимо, где он обучается непосредственно: в школе или на дому. Интерактивная презентация в Power Point позволяет красочно и наглядно представить все учебные темы, даже те, которые на первый взгляд кажутся обучающимся скучными для изучения. А также развить и проконтролировать навыки аудирования, чтения с различными стратегиями, отработать, закрепить и совершенствовать лексико-грамматический материал, проверить себя самостоятельно и исправить ошибки, что является немаловажным для детей с ДЦП, которые пишут медленно и неразборчиво. Обучающиеся, в свою очередь, могут проверить свой результат сразу же: ключ находится или на следующей за тестом страничке, или на гиперссылке. Презентация Power Point в сочетании с раздаточным материалом, выполненным с помощью Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel, – это удобно и обучающемуся, и учителю. Страница в интернет-пространстве дает возможность не только собрать необходимый учебный материал для обучающихся и проконтролировать лексику и грамматику в виде тестов, но и сделать необходимые ссылки на другие интернет-ресурсы. Появилась возможность для каждого обучающегося, находясь на странице intewiki быстро выходить на другие полезные сайты, где представлен очень интересный, а главное, нужный для изучения материал. Для снятия усталости, например, до, во время и после урока и для восстановления сил и работоспособности вниманию учащихся представлены музыка и песни, которые содержат богатый аутентичный лингвострановедческий материал. Исполнение песен под фонограмму или «караоке» способствует развитию аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнению словарного запаса, отработки речевых навыков, а также ознакомлению учеников с элементами культуры страны изучаемого языка, эмоционально окрашивает занятие и делает его неповторимым и увлекательным. Быстрый доступ к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет, журналов, энциклопедий, просмотр и чтение иностранной литературы помогают совершенствовать навыки чтения и учат детей ориентироваться в огромное информационном потоке.
Применение на уроках английского языка технологии развития критического мышления позволяет осуществить интерактивное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, «насильно вести за руку», работа в коллективе заставляет ребёнка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал. Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Данный инновационный опыт целесообразно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Павлова Наталья Александровна
pavnatalex.pavlova@yandex.ru
ГБОУ СОШ с.Петровка
http://petrovka-school.borskoe.ru/ 
Учитель английского языка 23 года
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: начальная и основная школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта состоит в интеграции интерактивных и деятельностных методов, приёмов обучения в учебном процессе при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые позволяют повысить познавательную и творческую активность, формировать метапредметные результаты наиболее эффективно.
Актуальность проблемы обучения иностранному языку детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы обусловила внимание к ней практиков отечественного школьного образования, которые в экспериментальном или инновационном порядке разрабатывают организационно-педагогические и методические подходы к ее решению, обобщают и презентуют свой опыт. Такие разработки выполнены применительно к инклюзивному и интегрированному обучению математике и русскому языку детей с ОВЗ в начальной школе. Однако в опыте педагогов-практиков не в полном объеме представлены подобные разработки применительно к обучению иностранному языку.
Эффективность:
потенциальная полезность заключается в том, что данные методы и приёмы эффективны при работе с детьми с ОВЗ;
надёжность: может воспроизвести любой педагог;
перспективность представляемого опыта заключается в соответствии с идеологией нового Федерального государственного образовательного стандарта. Данный опыт используется мною на протяжении нескольких лет, передаётся другим педагогам, в том числе молодым.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Трудоемкость освоения представленного опыта определяется наличием определённой материально-технической базы, куда входит компьютер и программное обеспечение, а также наличие Интернета в кабинете.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Формирование познавательной и творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление эффективных технологий, которые на основе системно-деятельностного подхода способствуют повышению познавательной активности учащихся, развитию личности ребенка.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия.
Тема мотивирована существующими противоречиями в современном образовании между:
– снижением интереса к обучению у молодого поколения и необходимостью поддерживать к учению устойчивый эмоциональный интерес;
– необходимостью воспринимать большой объём информации по предмету школьной программы и ограниченностью человеческой памяти, то есть необходимостью воспринимать процесс обучения как образ жизни, постоянно протекающий процесс;
– информационной насыщенностью школьного предмета английский язык, обилием информационных ресурсов и неумением учащихся качественно работать с информацией – анализировать, сворачивать информацию, выделять главное, делать выводы;
– необходимостью обучать учеников с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья и отсутствием технологий, позволяющих обучать всех одновременно без ущерба для одних за счет других.
Новое средство обучения: применение методов и приёмов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Новые условия образовательной деятельности: активные методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ:
– технология развития критического мышления;
– дистанционные образовательные технологии;
– использование информационно-коммуникационных технологий.
Организация учебного процесса.
Использование эффективных методов и приёмов на уроках английского языка при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании.
Технология развития критического мышления позволяет осуществить интерактивное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, «насильно вести за руку», работа в коллективе заставляет ребёнка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Интеграция использования данных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка дают положительный результат.
Ограничения отсутствуют.
Трудоёмкость и риски:
– применение активных методов требует перестройки традиционной системы обучения;
– значительные затраты труда, времени педагога;
– не все уроки можно проводить с использованием данных технологий.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Для успешной реализации опыта необходимо:
– систематическое использование данных методов и приёмов при работе с данной категорией детей;
– системное использование ИКТ-технологий в образовательном процессе;
– прохождение курсов повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая работа учителя с детьми среднего школьного возраста, имеющими особые образовательные потребности»;
– наличие ПК с выходом в Интернет.
8. Результат изменений Результатом изменений служит:
1) отсутствие неуспевающих по английскому языку;
2) наличие призёров среди детей с ОВЗ на окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Важный результат – приобщение учащихся к самостоятельному исследованию, их умение работать с различными источниками информации, создавать собственные проекты. Это обусловило активизацию исследовательской деятельности учащихся.
9. Публикации о представленном ИПО 1. Павлова Н.А. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка – Самара, «Центр НОТ», 2016. – 44 с.
УДК 811.161. ББК 71.101.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 1. Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 г.
2. Финалист окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2018».
3. Призер окружного конкурса педагогического мастерства «Самая классная классная!!!» в 2015 г.

Таким образом, отмечена позитивная динамика в развитии коммуникативных умений у детей с ОВЗ, что является подтверждением успешной социализации данной категории обучающихся (методика измерения уровня коммуникативных способностей И.А. Гришаевой).

Уровень развития коммуникативных умений

16-2

Отмечается положительная динамика социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, соблюдение определенных правил и норм поведения. Также создаются специализированные условия получения общего образования, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, дает положительные результаты. Благодаря слаженной работе всех специалистов школы, обучающиеся с ОВЗ находятся в комфортной обстановке, получают знания, умения и навыки, необходимые как для повседневной жизни, так и для дальнейшего поступления в профессиональные учебные заведения. Обучающиеся с ОВЗ успешно сдают ГИА в форме ГВЭ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2011. 48 с.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71–95.

METHODS AND METHODS FOR WORKING WITH CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES IN ENGLISH LESSONS

© 2019

Pavlova N.A., English teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school «Education Center» Petrovka village of the municipal district of Borsky, Samara region, Samara (Russia)

Abstract: Аll over the world in recent years global changes have occurred, be it natural disasters, a revolution in values, attitudes or foundations. One cannot but note the fact that all this leads to the fact that the new generation of children, unfortunately, is born not perfectly healthy, no matter how much they would like. Many children are born with abnormal development, and their number is growing every year. The challenge for educators is to learn how to teach children with disabilities through inclusive education. This article describes the techniques and methods of working with children with disabilities in English classes, which are offered for the most effective training.
Keywords: limited health; inclusive education, educational technology; design and research activities; innovation.