УДК 8

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МОДУЛИ И ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ»

© 2019

Морозова О.Г., учитель русского языка и литературы
Государственное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» имени ветерана Великой Отечественной войны Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка м.р. Большечерниговский Самарской области (Россия)

Аннотация: Требования современного образования предполагают развитие интеллектуальных способностей учащихся в каждой предметной области. Использование развивающих педагогических технологий позволяет индивидуально работать с каждым учащимся для организации учебно-познавательной деятельности. Данная статья посвящена особенностям применения модульной технологии и технологии интеллект-карт, которые способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных качеств учащихся в предметной области «Русский язык и литература».
Ключевые слова: модульная технология; технология интеллект-карт; личностно-деятельностный подход; образовательные и универсальные (метапредметные результаты); самостоятельная индивидуальная деятельность.

Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать.
Это будет человек, который не знает, как нау¬читься тому, как следует учиться.
Элвин Тоффлер

С целью обновления системы образования и создания условий для развития и формирования успешных школьников были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (далее – ФГОС). ФГОС выдвигает требования не только к предметным образовательным результатам школьника, но и к метапредметным и личностным. В соответствии с ФГОС общего образования ребенок находится в центре образовательного процесса. Современная школа обеспечивает развитие ученика как в процессе учебной, так и во внеурочной деятельности.
Русский язык и литература – предметы, требующие особого отношения в системе всех общеобразовательных предметов. Причина возникающих трудностей предметов филологического профиля заключается в постоянном развитии и совершенствовании речемыслительной деятельности и работы с текстом как основной единицей содержания обучения.
Использование в своей работе таких технологий, как педагогическая мастерская, технология ТРИЗ И РТВ, модульная технология, технология интеллект-карт позволяет решить возникающие проблемы.
Цель – самостоятельная деятельность ученика, который работает по своей заданной индивидуальной программе на каждом уроке как самостоятельно, так и в группе.
Впервые применение интеллект-карт – для бизнеса. «Метод интеллект-карт» создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» – «карты». В итоге получаются «карты ума». В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления (от слова Radiant – «испускающий свет, лучи (лучистый)»).
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть». Интеллект-карты «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени» [5]. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций в обучении, для индивидуального планирования.
Использование метода интеллект-карт в учебном процессе
Фрагмент мастер-класса
Сегодня для проведения мастер-класса мне нужна ваша помощь.
Я прошу организовать группы по 5–6 человек. Перед вами лежат маленькие листы бумаги (для разминки). Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат. Итак, слово «жизнь». Изобразите то, что первое пришло на ум. Посмотрим на результат. Поднимите, пожалуйста, свои листы. Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. Наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление. Сократ сказал: «I cannot teach anybody anything. I can only make them think» (EnglishDom.com). Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня технология «интеллект-карт».
В информационной карте инновационного опыта подробно рассмотрены и описаны особенности применения технологии «интеллект-карты» и её элементов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
победителя конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Морозова Ольга Геннадьевна
Polza28091@rambler.ru 
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка
http://scooltwo.ru
Учитель русского языка и литературы высшей категории 30 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: основная и средняя школа, уроки русского языка и литературы в 5–11 классах.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта: введение в практику таких методов и форм обучения, как модуль и технология интеллект-карт, позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ученике жажду познания для самостоятельного приобретения знаний; умелого применения их на практике для решения разнообразных проблем; работой с различной информацией; поиска рациональных путей решения проблем.
Актуальность: интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают мыслить, а с другой стороны, развивают мышление.
Эффективность:
потенциальная полезность: сохранение индивидуальности каждого учащегося: научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания;
надёжность: развитие и формирование познавательных процессов в обучении;
перспективность: умение работать с данной технологией позволяет учителю воспитать творческую, активную личность, умеющую учиться, совершенствоваться самостоятельно. Это и есть решение основных задач современного образования.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения При планировании изучения той или иной темы необходимо проработать весь учебный материал, выделяя определенные учебные элементы; выделить дидактическую цель для каждого отдельного модуля; использовать технологию интеллект-карт для работы учащихся с текстом; выделение учащимися центрального образа и ключевых слов для работы по идеями интеллкт-карты, времени для распределения работы каждого учащегося, в том числе и с особыми образовательными потребностями.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная деятельность, внеурочная работа с обучающимися.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего и старшего звена на уроках русского языка и литературы через использование образовательной технологии «модули и интеллект-карты».
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является идея развития способностей учащихся. Современное образование ориентируется на личность с высоким уровнем сформированности ключевых компетенций. Главная цель – научить ребенка действовать и помочь ему выбрать способ действий, чтобы подготовить к саморазвитию и успешной самореализации в социуме.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Новые условия образовательной деятельности.
ФГОС ООО и СОО направлены на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации.
Противоречия.
Выявляется противоречие между назревшей в образовательной практике необходимостью развития интереса к познанию через формирование навыков самостоятельной учебной деятельностью и тем, что обучающиеся в основном не приучены работать творчески для развития своих способностей.
Новое средство обучения: применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование технологии интеллект-карт содействует развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способностей проработки учебного материала.
Организация образовательного процесса.
Меняется роль учителя:
1) управляет познавательной деятельностью ученика, то есть переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
3) включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
4) организует помощь ученику в процессе работы, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
5) создаёт ситуацию успеха, то есть разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
6) создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
7) организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.
Ученик:
1. Учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок минут напряжённой работы.
4. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и применяя определенные формы. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, а также похвалу и поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через структуру построения интеллект-карт.
Система самооценивания учащимися (самоконтроль): в конце урока в специальных листах.
Свойства интеллект-карт
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Преимущества интеллект-карт перед другими методами:
- экономия 50% времени на конспект;
- концентрация информации на важных моментах;
- визуально четкие ассоциации;
- улучшение запоминания.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- изучение нового материала;
- закрепление материала;
- обобщение материала;
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
- подготовка проекта, презентации;
- аннотирование;
- конспектирование.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Личностно-деятельностный подход ставит своей задачей развитие не только предметной и коммуникативной компетентности учащегося, но и его самого как личности, что является основой концепции предметно-интеллектуального развития школьника.
Данный метод дает возможность учителю:
- повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
- активизировать деятельность;
- выявлять причины когнитивных затруднений и корректировать знания учащихся.
Ограничения.
Технологии модулей и интеллект-карт направлены на развитие личности обучающихся. С помощью определенных форм и методов нужно вовлечь ребят в процесс самостоятельного «добывания знаний», их применения и формирования личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД. Предполагается, что при применении технологии развиваются только определенные действия, качества и навыки.
Трудоёмкость и риски.
Затруднения:
– снижение мотивации у учащихся (из-за отсутствия оценки), поэтому было принято решение применять методику «Оценочный лист», разработать систему, при которой каждая оценка – определенное количество баллов;
– учащиеся не могут сосредоточиться на выполнении задания из-за никой концентрации внимания, неспособности выполнять работу индивидуально; – группы учащихся постоянно требуют подсказки в выполнении, не умеют пользоваться дополнительными инструкциями самостоятельно.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Изобретатели интеллект-карт считают, что использование такого инструмента открывает путь к освобождению разума, к интеллектуальной свободе, чем обеспечивается совершенно новый уровень интеллектуальной производительности. Интеллект-карта представляет собой шаг вперед на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двухмерное) к радиантному (многомерному) мышлению. Учителю необходимо постоянно совершенствовать навыки и умения научно-теоретических методических и информационных достижений, владеть знаниями особенностей нормативно-правовых документов.
Повышение уровня профессионализма при реализации элементов данной технологии в учебном процессе, самореализации в данном виде деятельности, формирование различных компетенций, а также привлечение обучающихся к новому виду деятельности, направленному на интеллектуальное развитие их личности, повышение качества обучения и формирование не только образовательных, но универсальных (метапредметных) результатов.
Прослеживаются изменения и в структуре урока (в соответствии с технологией): урок выстраивается так, чтобы работа над интеллект-картами занимала 10–15 минут после подготовительной работы. Также необходимо, чтобы учащиеся могли доделать задание как на индивидуальных занятиях,так и дома.
8. Результат изменений В результате использования на уроках русского языка развивающей технологии «интеллект-карты» были достигнуты следующие образовательные результаты:
1) позитивная динамика учебных достижений при закреплении тем урока;
2) повышение успеваемости учащихся при изучении тем урока;
3) изучение, закрепление, обобщение знаний, умений, навыков по темам на уроках русского языка и литературы;
4) повышение качества учебной деятельности по итогам года.
Русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.
Использование теоретически обоснованного универсального метода интеллект-карт в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учитывать уровень когнитивного развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:
– поиск и выделение необходимой информации;
– структурирование знаний;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– представление информации в виде графических схем, таблиц.
Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний учащихся по предметам; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.
9. Публикации о представленном ИПО 1. Международная научно-методическая конференция «Инновации и традиции в современном образовании». Печатный сборник. Уральск, 2016. С. 35–41. (ISBN 877-106-275-335-1)
2. Совершенствование работы с одаренными детьми по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015–2020 годы в образовательных организациях в Самарской области. Печатный сборник. Самара, 2018. С. 40–43.
3. Открытые уроки, материалы. Персональный сайт учителя Морозовой О.Г. http://morozova-o-g.ucoz.ru 
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 1.Областная научно-практическая конференция «Совершенствование работы с одаренными детьми по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015–2020 годы в образовательных организациях в Самарской области». Секция «Педагогические практики, методики, технологии работы с одаренными детьми во внеурочное время». Диплом автора лучшего инновационного материала (2018 г.).
2. Региональная научно-практическая конференция «Реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики». Проведение мастер-класса (2017 г).
3. Конкурс профессионального мастерства «Ярмарка методических инноваций – 2018». Номинация «Общее образование» (окружной уровень). Победитель. 2 место.
4. Международная научно-методическая конференция «Инновации и традиции в современном образовании». Сертификат участника (2016 г.).
5. Открытый урок по литературе (8 класс) в рамках окружного открытого дня знаний (2017–2018 учебный год, октябрь).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный режим] // Режим доступа http://yandex.ru/clck/jsredir. Дата доступа 17.06.2016.
  2. Тони и Бари Бьюзен. “Супермышление”.М,2000
  3. Мюллер Хорст «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей» М, 2001
  4. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005.
  5. [Электронный ресурс] URL: http://iknigi.net

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES OF MIDDLE AND SENIOR LEVEL STUDENTS AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE THROUGH THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY «MODULES AND INTELLIGENCE CARDS»

© 2019

Morozova O.G., teacher of russian language and literature
State Educational Institution of the Samara region Secondary School № 2 "Educational Center" Named after the veteran of the Great Patriotic war G.A. Smolyakov s. Bolshaya Chernihiv m.d. Bolshechernigovsky Samara region (Russia)

Abstract: The Requirements of modern education imply the development of intellectual abilities of students in each subject area. Use of developing pedagogical technologies, namely modular and technology of intelligence cards allows to work individually with each student for the organization of educational and cognitive activity . This article is devoted to the peculiarities of the application of modular technology and technology of intelligence cards, which contribute to the development of communicative, intellectual qualities of students in the subject area «Russian language and literature».
Keywords: modular technology; technology of intelligence cards; personal-activity approach; educational and universal (meta-subject results); independent individual activity.