УДК 821.16

О НЕКОТОРЫХ ПРИЁМАХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

© 2019

Морковина Н.В., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ имени Героя Советского Союза Агибалова Михаила Павловича с. Зуевка м.р. Нефтегорский Самарской области (Россия)

Аннотация: Развитие творческих способностей учащихся, формирующих умение находить решение в нестандартных ситуациях, стремление к открытию нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Ключевые слова: творчество; деятельностный метод; проблемная ситуация; метапредметные умения.

Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать
Рене Декарт

В эволюции развития человеческого общества прослеживаются несколько этапов: возникновение человека прямо ходящего, затем человека разумного, сейчас задача реформы образования – воспитать человека творческого, креативного.
Современному обществу необходимы люди, умеющие творчески мыслить, находить нестандартные решения. Сегодня обучение предполагает формирование у учащихся ключевых компетенций, метапредметных умений, обеспечивающих решение практических задач. При таком подходе обучающая среда должна представлять собой специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности, а ученик должен научиться использовать знания в конкретных ситуациях творчески.
Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, – это развитие творческих способностей ученика.
Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.
Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности двух типов: актуальные (могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (заложены природой в личностном потенциале ребенка и до определенного времени не раскрыты).
Задача учителя – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются, когда умеешь развивать их сам и показывать ребятам в общении.
Поощряю сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешаю делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Следует избегать критики, резких высказываний, подавляющих творческую активность ребят.
Поощряю разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, даже поощряя их в этом, помогаешь раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.
Включаю в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать творческие способности, провожу проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и прошу рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т. д. Вопросы, задания содержат такие формулировки: представьте, что…; сочините; изобретите; предложите гипотезу; порассуждайте.
Поощряю умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощряю творческие идеи и результаты творческой деятельности. Предлагая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
Учащихся нужно подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Стимулирую дальнейшее развитие. Пытаюсь донести до учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Для творчества необходимо наличие шести источников: интеллектуальных способностей; знаний; личностных характеристик; мотивации; окружения; стилей мышления.
Внутренняя потребность в творческой деятельности – объективная закономерность развития личности. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени.
Уроки русского языка и литературы открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, который, по мнению В.С. Соловьёва, «после музыки представляет самое прямое откровение человеческой души» [1, с. 626]. На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности.
Стимул к творческой деятельности – проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Особенность творческой деятельности школьников – в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.
Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Система современного образования требует обновления традиционных форм и методов обучения. Основной вид освоения знаний в деятельностном подходе – включение обучающихся в деятельность – не предусмотрен в технологии объяснительно-иллюстративного метода, на котором сегодня основывается обучение в школе.
Основные задачи этого метода не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются: постановка учебной задачи; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки.
Традиционное сообщение темы и цели урока не постановка проблемы. В процессе объяснения нового материала дети должны самостоятельно «открывать» новое знание: объяснение – это действие учителя, а не учеников.
Итак, объяснительно-иллюстративный метод не соответствует целям развивающего обучения. Прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения фактического материала обеспечивает деятельностный подход, деятельностный метод.
Процесс познания должен начинаться с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека. Необходимо удивление. Необходим восторг. Необходима мотивация, побуждающая обучающихся к деятельности.
Этап постановки учебной задачи – это этап создания мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В списке заданий – проблемный вопрос. Возникает ситуация, формирующая потребность освоения того или иного знания: не знаю, что происходит, как происходит, но могу узнать – мне это интересно!
Решение проблемы осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. В активной работе нет незаинтересованных, диалог учителя с классом – это диалог учителя с каждым учеником. Диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельностного метода.
Рассмотрим некоторые приёмы вовлечения обучающихся в деятельность.
На вводном уроке по русскому языку в 8 классе о родстве языков предлагается прослушать стихотворение: учитель читает вслух, а обучающиеся получают текст в качестве раздаточного материала.
По прочтении можно задать вопрос: «Встретились ли в тексте слова, имеющие сходство со словами изучаемого языка?» Такие слова найдутся: прощально, на, жена, идвам, далечен, гост, не, оставай, ти, тихо, кротко, приседна, в, видя, те, целуна, и. Попробуйте найти им соответствие в русском языке. Возможно, это не составит труда: прощальное, на, жена, идти, далёкий, гость, не, оставляй, ты, тихо, кротко, присяду, в, видеть, тебя, целовать, и. Если обучающиеся не смогут точно определить язык, на котором написано стихотворение, наверняка они догадаются, что это один из славянских языков.
История создания стихотворения непроста: в 1942 году его написал болгарский поэт Никола Йонков Вапцаров (1909–1942 гг.), находясь в фашистских застенках. Он знал, что уже никогда не увидит своей любимой, жены, поэтому обращался к ней в последний раз. Можно прочитать стихотворение в русском переводе и сравнить читательское восприятие этих произведений.
Продолжить изучение и восприятие языка как части системы, почувствовать его родство с другими языками помогут следующие упражнения. Латинские крылатые выражения – неоспоримое доказательство родства многих языков мира. Например, в выражении «Procul ab oculis, procul ex mente» встречаются слова, похожие на те, что активно употребляются в современном русском языке: око (старославянское), окуляр, окулист, ментол, мята, прочь. Может быть, кто-то из обучающихся сможет произнести русский вариант этого выражения: «С глаз долой, из сердца вон».
«Omnia mea mecum porto»: портфель, портмоне, портсигар. По-русски: «Всё своё ношу с собой». «Sapienti sat». – «Умному достаточно». «Repetitio est mater studiorum». – «Повторенье – мать ученья». «Plenum venter non studet yudentem». – «Сытое брюхо к ученью глухо» и т. д. «Мёртвые морфемы продолжают жить в качестве орфограмм. Их правописание определяется теми же орфографическими правилами, но применить их теперь труднее. Для этого нужно произвести этимологический анализ, возвращающий, так сказать, жизнь окаменевшим морфемам», – пишет И.В. Пронина [2, с. 5].
На уроке литературы, предваряя знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Памятник», предлагаем вниманию обучающихся отрывок из стихотворения Горация (Квинт Гораций Флакк, 64–8 г.г. до н. э.), перевод которого принадлежит перу М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и, наконец, А.С. Пушкина:
Exegi monument(um) aere perennius
Regalique situ pyramid(um) altius,
Quod non imber edax, non Aquil(o )impoptens
Annorum series et fuga temporum [3, с. 197].
Кого-то заинтересует судьба античного поэта, и ему захочется узнать больше о судьбе Горация и поделиться этой информацией с окружающими.
Начиная изучение пьесы Е. Шварца «Тень», объясняем смысл слова философия путём подбора похожих слов: филология (любовь к слову), Филипп (любовь к лошади – сравните: ипподром), София (мудрость). Итак, философия – любовь к мудрости. Восприятие достаточно сложного понятия становится интересным и даже весёлым.
Тему урока русского языка «Составное именное сказуемое» в 8 классе поможет освоить экскурс в немецкий язык, в котором глагол-связка употребляется в форме настоящего времени: «Ich bin Schuler (я есть ученик). Er ist Lehrer (он есть учитель)». В современном русском языке глагол-связка отсутствует, появляется только в форме прошедшего времени (я был учеником) и будущего времени (я буду учителем). Однако в древнерусском языке в форме настоящего времени наблюдаем присутствие этого глагола: «Азъ есмь человекъ». Приходим к выводу: язык – постоянно изменяющаяся, развивающаяся система: «Язык сохраняет в народной памяти «следы», свидетельства далёких эпох и недавнего времени» [4, с. 93]. И.И. Срезневский писал: «Каждое слово … есть свидетель, памятник, факт жизни народа…» [5, с. 103]. Познавательное и воспитательное значение подобных историко-лингвистических исследований велико.
Знакомясь с частями речи, предлагаем обозначить их в известном выражении величайшего лингвиста Л.В. Щербы: «Глокая куздра бодланула бокра и шнетко кудрячит бокрёнка». Данное задание поможет усвоить отличительные признаки частей речи.
Деятельностный метод может применяться при изучении любого предмета. Главное его отличие от традиционного в том, что он обеспечивает включение детей в деятельность, создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов (принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).
Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Уроки литературы, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности – создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
Успешно применяется на уроках проектный метод. В 5 классе после изучения сказки учащиеся сами сочиняют сказку, в 6 классе пишут балладу, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова «Беглец», создают диафильм: на рисунках изображают эпизоды, подбирают к ним цитаты. В 7 классе пробуют себя в роли сценаристов – предлагается написать сценарий к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» – и драматургов: по прочтении пьесы Евгения Шварца сочиняют свою пьесу. Изучая поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», составляем географическую карту путешествия героев поэмы по Руси; представляем, как мог бы выглядеть герб каждого из помещиков («Мёртвые души» Н.В. Гоголя).
Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее. В настоящее время в кабинете литературы собрана видеотека шедевров российского и мирового кинематографа по произведениям известных писателей. После просмотра фильма «Жестокий романс» учащиеся 10 класса с интересом прочитали пьесу А.Н. Островского «Бесприданница». Фильм «Онегин», лишённый оригинального текста А.С. Пушкина, потряс воображение девятиклассников уровнем профессионализма и любовью авторов к этому бессмертному произведению. Фильм «Нахалёнок», снятый по рассказу М.А. Шолохова, растрогал одиннадцатиклассников до слёз. Возможно, кинематограф способствует сокращению расстояния между современным читателем и классической литературой и помогает воздействовать на душу школьников.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Морковина Наталия Васильевна,
natalya-morkovina@yandex.ru 
ГБОУ СОШ имени Героя Советского Союза Агибалова Михаила Павловича с. Зуевка м.р. Нефтегорский Самарской области,
zuevka2006@yandex.ru 
учитель русского языка и литературы 29 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: средняя и старшая школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации урочной и внеурочной деятельности.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта: работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.
Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность.
Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Актуальность: в настоящее время содержательно изменились требования к образованию. Современному обществу необходимы люди, умеющие творчески мыслить, находить нестандартные решения. Сегодня обучение предполагает формирование у учащихся ключевых компетенции, метапредметных умений, обеспечивающих решение практических задач. При таком подходе обучающая среда должна представлять собой специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности, и ученик должен научиться использовать знания в конкретных ситуациях творчески.
Эффективность:
потенциальная полезность: создание положительного микроклимата на уроке; стремление учащихся к полноценному диалогу и сотрудничеству; толерантность, принятие позиции другого в качестве особой ценности; возросший уровень активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности; умение принимать ответственность на себя и своё окружение; стремление учащихся к проявлению индивидуальности;
надёжность: творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания: стабильны результаты ГИА, обучающиеся – призёры и победители конкурсов различных уровней;
перспективность: подобная система работы учителя способствует развитию творческих способностей учащихся, ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, пробуждает потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Особых материально-технические затрат не требуется.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) О некоторых приёмах развития творческих способностей учащихся.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является необходимость создания щадящих форм обучения, наиболее приближенных к игре, проведение современных типов урока с целью развития интереса к русскому языку и литературе, творческого мышления учеников. Школьники должны быть вовлечены в посильную для них творческую деятельность. Это необходимое условие формирования различных творческих качеств мышления школьников на уроке.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. Развивая творческие способности учащихся, нельзя забывать, что выпускник должен выполнить стандарт. Сдать ОГЭ, ЕГЭ – главная задача. В процессе подготовки к экзаменам выясняется, что многие дети не могут выполнить простое задание лишь потому, что не умеют строго следовать инструкции по его выполнению. Нужно учить детей читать инструкции, пользоваться ими и практиковаться в составлении инструкций.
Новые условия образовательной деятельности. Повысить эффективность обучения невозможно без использования современных образовательных технологий (здоровьесбережение, проектная, исследовательская деятельность, ЭОР и ИКТ).
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Кабинет оснащен персональным компьютером с выходом в Интернет, проектором, экраном, принтером и ксероксом. Использование электронных образовательных ресурсов (Фестиваль педагогических идей, ПроШколу.ру и др.) и ИКТ помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Накоплен материал презентаций к урокам, внеклассным мероприятиям, родительским собраниям. Количество уроков с применением ИКТ составляет в среднем 50–55% от общего числа уроков. Защита проекта и выступление на научной конференции не обходятся без применения ИКТ.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество. На уроках русского языка и литературы важно формировать внимание и уважение к слову: его фонетическим, лексическим особенностям. Через умение понимать структуру и значение слова прививается любовь к родному языку, литературе, к своей Родине. Таким образом, формируется экология языка.
Ограничения связаны с возрастом учащихся: в 5 классе после изучения сказки учащиеся сами сочиняют сказку, в 6 классе пишут балладу; прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова «Беглец», создают диафильм: на рисунках изображают эпизоды, подбирают к ним цитаты. Исследовательские работы, рефераты учащиеся начинают писать в 7 классе, создают грамотные презентации по изученным темам.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Задача учителя – помочь учащимся актуализировать способности, развить их: Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются, когда умеешь развивать их сам и показывать ребятам в общении.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
8. Результат изменений Средний балл ОГЭ в 2018 г., ЕГЭ в 2017 г. – выше территориальных значений, а ЕГЭ в 2018 г – выше территориальных и региональных значений.
Наличие призёров предметных олимпиад муниципального уровня и призёров, лауреатов научно-практической конференции муниципального и областного уровней.
Наличие учащихся, желающих принимать участие в творческих конкурсах, посещать кружки и факультативные занятия.
9. Публикации о представленном ИПО – Технология деятельностного метода // Сборник методических материалов: из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа, выпуск № 4 / составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. – Нефтегорск, 2013. С. 37–39.
– Воспитание в современной школе: варианты деятельности // Школьное планирование. Журнал для школьных администраторов. 2009. № 1. С. 98–106.
– Разработка урока русского языка для 5 класса «Правописание не с глаголами» // Всероссийский фестиваль «Открытый урок» http://festival.1september.ru  
– Контрольно-измерительные материалы для организации тестирования по русскому языку: учебное пособие для учащихся и педагогов / рекомендовано окружным МО учителей русского языка и литературы. В 2015 году использовались в качестве контрольно-измерительных материалов для организации пробного тестирования в 9 классах Юго-Восточного образовательного округа.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях «Учитель года Самарской области – 2014» – лауреат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Соловьёв В.С. Собрание сочинений. Т. IV.СПб., 1911.
  2. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. М. : Просвещение. 1964.
  3. Козлова Г.Г. Учебник латинского языка. М., 1980.
  4. Бельчиков Ю.А. Язык – это путь цивилизации и культуры // Русский язык в школе. 1996. № 6.
  5. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка. СПб., 1887.

ABOUT SOME RECEPTIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS

© 2019

Morkovina N.V., teacher of Russian language and literature
HERO of the Soviet Union Agibalov Mikhail Pavlovich s. Zuevka m.r. Neftegorsky Samara region (Russia)

Abstract: Тhe development of creative abilities of students, forming the ability to find solutions in non-standard situations, the desire to discover new things and the ability to deeply understand their experience.
Keywords: creativity; activity method; problem situation; meta-subject skills.