УДК 371

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ И
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2019

Мельникова Л.Ю., учитель физической культуры
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы № 10 «Образовательный центр ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области (Россия)

Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт применение технологии педагогики сотрудничества на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Взаимодействие в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик» в процессе жизнедеятельности школьного коллектива, принимающее формы содружества, соучастия, сотворчества.
Ключевые слова: учебное сотрудничество; обучение в команде; система ценностей; личностно-ориентированный подход.

«Я учитель, а это значит, что я артист. И пусть мои слушатели и зрители не аплодируют мне. Я учитель, а это значит, что я скульптор, и пусть моих работ никто не видит. Я учитель, а это значит, что я врач. Ничего, что мои пациенты очень редко благодарят меня за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться», – такие мысли возникали у меня в голове, когда в 2014 году я стала учителем физкультуры и классным руководителем многопрофильного спортивного класса, созданного на базе нашей школы. В этот класс мы пригласили спортивно одаренных детей из разных классов одной параллели. Некоторые ребята пришли из других школ. Мне предстояло сделать воспитанников спортивного класса дружными, сплоченными, создать спортивную класс-команду. Но я столкнулась с трудностями. Мои дети никак не хотели такими становиться. Они были увлечены только спортом, разделены на группы по виду спортивной специализации и неохотно общались друг с другом. Таким образом, возникло противоречие. С одной стороны, по ФГОС, ученик на выходе из средней школы должен соответствовать «портрету выпускника школы», где одной из личностных характеристик является готовность к учебному сотрудничеству, уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешного взаимодействия. С другой стороны, новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводит не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. Тогда я решила использовать все ресурсы учителя физкультуры и организовать учебное сотрудничество в плоскости учебного предмета «Физическая культура». Я начала изучать методическую литературу о том, как должен строиться урок физкультуры по новым стандартам.
Специалисты в области физической культуры (Виленский, Копылов, Лукъяненко) отмечают, что у каждого учителя должна быть сформирована своя методика по формированию УУД, в том числе и коммуникативных. Они рекомендуют не изобретать новых средств. Необходимо просто по-новому организовать урок. Таким образом, у меня сформировалась ведущая идея педагогического опыта – обучение в команде: учимся вместе, а не просто что-то выполняем одновременно. За основу была взята педагогика сотрудничества.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Свою идею я реализовала в урочной и внеурочной деятельности. На уроке – это работа в парах и малых группах, в соперничающих командах. Упражнения общеразвивающей и тренирующей направленности, обучение новым видам двигательной деятельности, совершенствование ранее изученных элементов. На таких уроках широко применяется игровой, соревновательный метод.
Во внеурочной деятельности – это спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, где учащиеся участвуют сами, а также помогают мне в проведении мероприятий с младшими школьниками. Ко многим мероприятиям мы обязательно привлекаем родителей. Они являются нашими самыми главными помощниками и партнерами.
Любое физическое упражнение можно выполнить индивидуально, но можно выполнить и в паре, где партнер является помощником в развитии физических качеств. При выполнении групповых упражнений усиливается развивающий эффект упражнения (за счет воздействия партнера) и вводится коммуникативный элемент. Ребенок получает не только физическую нагрузку, но и эмоциональную. Правильно выполненное упражнение, совместно полученный результат вызывают радость, удовольствие и желание повторять совместные действия.
Тот же эффект мы получаем и при работе в тройках. Развиваем физические качества и учимся сотрудничать друг с другом:
– у обучающихся формируется ответственность за результат своих действий, который влияет на общий результат в группе;
– обучающиеся учатся работать слаженно, все вместе для решения единой цели.
В процессе взаимодействия друг с другом, ребята учатся уважению к своим партнерам и соперникам, понимать и принимать мнение друг друга, учитывать эмоциональное и физическое состояние товарища, решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие.
В соревновательной и спортивной деятельности формируется умение соревноваться. Жизнь ставит человека во множество соревновательных ситуаций, и мы должны быть к этому готовы. В процессе соревнований, у обучающихся совершенствуются физические и моральные качества, которые необходимы как в спортивной, так и в повседневной жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети приобретали различный соревновательный опыт. И чтобы этот опыт помогал воспринимать победы со спокойствием, а поражения – с надеждой на скорую победу. Таким образом, совместная деятельность учащихся способствует развитию системы личных и общественных ценностей, что очень важно в образовательном и воспитательном процессе.
Личностно-ориентированный подход предполагает рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и как явление общечеловеческой культуры, проявляющееся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми. Поэтому своих воспитанников я начала активно вовлекать в спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Дни здоровья, соревнования по видам спорта, тренинги на сплоченность коллектива
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями» [1, с. 37]. Поэтому я расширила границы сотрудничества. Сегодня оно вышло за пределы спортивного зала или площадки и стало основой социализации школьников.
Мы с ребятами подготовили представление «Цирковые фантазии» и показали его в доме ветеранов и в реабилитационном центре для больных детей «Радуга». Эти мероприятия имели очень большую нравственную ценность. Здоровые, спортивные и сильные дети увидели другую сторону жизни: детей с ОВЗ, больных стариков, которым так не хватает любви, внимания и заботы своих близких…
Мы ходим в туристические походы. Одно из направлений – с. Ширяево. Дети получают физическое воспитание в процессе тренировок и восхождений на Жигулевские горы. Трудовое воспитание, так как в обязанности детей (наряду со взрослыми) входило дежурство по лагерю: приготовление пищи, мытье котлов, поддержание огня, поход за питьевой водой и т. д. Нравственное воспитание – помогать друг другу в различных ситуациях. Эстетическое воспитание – видеть красоту родного края и беречь ее. Дети знакомились с историей данного места (заброшенные штольни, святой источник с горной водой в Каменной чаше), посещали экскурсии в исторический комплекс, где проживали художник Илья Репин, писатель и друг Есенина Ширяевец).
В структуре программы по физической культуре выделяются три основ-ных компонента: «Способы двигательной деятельности», «Знания по истории физической культуры и Олимпийского движения, физиологическим и гигиеническим основам физического воспитания» и «Физическое совершенствование». Физкультура – это не только практическая деятельность, это и получение обучающимися знаний. Знаний об истории физической культуры, Олимпийском движении, видах спорта, физическом развитии и физической подготовленности.
Учебное сотрудничество позволяет соединить эти три компонента.
Таким образом, учебное сотрудничество обеспечивает:
– личностные результаты через формирование на уроках и во внеурочной деятельности базовых национальных ценностей – дружба, труд, творчество, гражданственность;
– предметные результаты – через формирование знаний и двигательной деятельности;
– метапредметные знания – через формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Мои дети сейчас в 9 классе. Результаты радуют. Они очень дружны между собой, активны. Я думаю, нам совместными усилиями удалось воплотить в жизнь идею класса-команды. В нашем классе родилось то уникальное чувство «мы», связанное с командным духом и командным успехом. Школьный психолог систематически изучает уровень сплоченности нашего классного коллектива по методике Л. Фридман, Т. Пушкина и Колдунович «Что важнее» (наш высокий коэффициент свидетельствует о том, что класс может считаться коллективом).
Ребята имеют высокие достижения в спорте. Девушки – чемпионки полу-финала России по баскетболу, призеры городских и областных соревнований по легкой атлетике. Юноши – призеры областных соревнований по баскетболу, золотые и серебряные значкисты ГТО.
Работа в спортивном классе велась в рамках проекта «Мы – одна коман-да». Этот проект стал победителем регионального конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и социальной значимости.
Теперь учебное сотрудничество я использую во всех классах, где работаю. В нашей школе очень развиты командные виды спорта. Я курирую баскетбол. Мы имеем прекрасные результаты. Призовые места в соревнованиях по баскетболу: первенство города, Чемпионат ШБЛ КЭС-БАСКЕТ (окружной, региональный, всероссийский этапы), стритбол и другие.
Закончить я хочу словами Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» [1, с. 46]. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы у моих воспитанников было ЗАВТРА!
Свой опыт работы считаю целесообразным представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Мельникова Людмила Юрьевна
Mi-la25091971@yandex.ru 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школы № 10 «Образовательный центр ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области,
 http://www.school10otr.ru
Учитель физической культуры высшей квалификационной категории, классный руководитель 29 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: начальная и средняя школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации учебной деятельности.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта: организация учебного сотрудничества на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности на коммуникативной основе.
Актуальность. Именно учебное сотрудничество, совместная работа учащихся способствует развитию системы личных и общественных ценностей, что очень важно в образовательной деятельности.
Эффективность:
потенциальная полезность: у учащихся формируется персональная ответственность за результат своих действий, который влияет на общий результат в команде; дети учатся соблюдать установленные правила, свои личные обязанности в команде; ребята учатся уважению к своим партнерам и соперникам; решают конфликты, проявляя самокритичность и дружелюбие;
надёжность: в процессе совместной деятельности учащиеся получают опыт сотрудничества с партнером по команде, взаимодействия с соперником. Учащиеся учатся работать сла-женно для решения единой цели. Также у обучающихся совер-шенствуются физические и моральные качества, которые необходимы как в спортивной, так и в повседневной жизни;
перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии ФГОС.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Реализация системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения с помощью педагогики сотрудничества.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта яв-ляется обучение в команде: учимся вместе, а не просто что-то выполняем одновременно.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия.
С одной стороны, по ФГОС, ученик на выходе из средней школы должен соответствовать «портрету выпускника школы», где одной из личностных характеристик является готовность к учебному сотрудничеству, уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешного взаимодействия. С другой стороны, новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводит не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межлично-стного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Новое средство обучения: групповые упражнения в парах по-стоянного и сменного состава, в тройках, четверках, в соперни-чающих командах (подвижные и спортивные игры), эстафеты, спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия в течении дня и во внеурочной деятельности.
Новые условия образовательной деятельности. Личностно-ориентированный подход предполагает рассматривать физиче-скую культуру не только как средство укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и как явление общечеловеческой культуры, проявляющееся через творческую активность, культуру общения и поведения, культуру взаимодействия с людьми.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ. Сущность изменений заключается в том, что идеи системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения реализуется с помощью педагогики сотрудничества, информационных технологий и мультимедийных продуктов; физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий; индивидуального и дифференцированного обучения. Все это позволяет сделать учебное взаимодействие ученика и учителя более интересным и содержательным, информативным и познавательным.
Организация образовательного процесса.
За основу была взята педагогика сотрудничества. Важным эле-ментом педагогики сотрудничества является кооперативное обучение. Основной элемент кооперативного обучения: умение сотрудничать друг с другом или с небольшой группой. Оно включает в себя: умение лидировать, умение принимать решения, умение разрешать конфликты. Группы формируются в зависимости от задач урока. Могут быть образованы случайным выбором (расчет, перестроение), а также по уровню физической подготовленности (силовые упражнения, элементы единоборств). Обучающиеся могут выбрать группы на основе своей заинтересованности. ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА я бы определила так: каждый должен принимать участие в работе; каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна; каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят.
В процессе такой коммуникации актуализируются и формируются личностные действия и остальные группы метапредметных умений – познавательные и регулятивные. Таким образом, работа по формированию коммуникативных действий способствует решению задач формирования практически всех базовых универсальных учебных действий. Деятельность учителя в процессе организации различных образовательных (учебных) ситуаций направлена, помимо формирования предметных учебных действий, на планомерное системное развитие коммуникативных умений.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Идея реализуется в урочной и внеурочной деятельности.
На уроке – это работа в парах и малых группах, в соперничаю-щих командах. Упражнения общеразвивающей и тренирующей направленности, обучение новым видам двигательной деятельности, совершенствование ранее изученных элементов. На таких уроках широко применяется игровой, соревно-вательный метод.
Во внеурочной деятельности – это спортивно-массовые и физ-культурно-оздоровительные мероприятия, где учащиеся участвуют сами, а также помогают мне в проведении мероприятий с младшими школьниками. Ко многим мероприятиям мы обязательно привлекаем родителей. Они являются нашими самыми главными помощниками и партнерами.
Ограничения.
При работе в группах над развитием силовых способностей (формирование групп, характер и интенсивность контактного взаимодействия) необходимо учитывать пол, весо-ростовые показатели обучающихся, а также уровень физической подготовленности каждого в группе.
Трудоёмкость и риски. Нет.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария, поэтому ее следует рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.
В «Конценции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопо-ниманием, проникновением в духовный мир друг друга. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представление об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик-ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая раз-личные формы: содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
8. Результат изменений 11Показателем эффективности системы работы является уве-личивающееся количество обучающихся, занимающихся внеурочной деятельностью «Баскетбол для начинающих». Я являюсь автором-разработчиком данной программы. Она построена на коммуникативной основе.
Также в конце каждого года в рамках СОКО в школе прово-дится мониторинг предметных результатов и уровня сформированности УУД. В классах, где я работаю, стабильно высокие предметные результаты (от 4,5 баллов); метапредметный уровень – «повышенный» и «высокий».
9. Публикации о представленном ИПО 1. Организация тренировочного процесса в спортивном классе // Сборник материалов участников регионального конкурса «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одаренными детьми», 2014.
2. Формирование здорового образа жизни // Сборник очерков «Воспитательно-образовательное пространство Отрадненского образовательного округа как условие духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания молодежи», 2014.
3. Более 70 публикаций уроков, внеурочных программ и меро-приятий в сети Интернет.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2004». Победитель окружного этапа в номинации «Здоровьесберегающие технологии».
2. Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. Победитель. 2016.
3. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2017». Победитель окружного этапа.
4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017.
5. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2019». Победитель зонального этапа. Участник областного этапа «Учитель года Самарской области 2019».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС. Волгоград : Учитель, 2015. 65 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010. 47 с.
  3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, 2009. 30 с.
  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. 2-е изд. М. : Просвещение, 2013. 215 с.
  5. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/А.Г. Макеева. М. : Просвещение, 2013. 74 с.
  6. Патрикеев А.Ю. Формирование личностных Патрикеев А.Ю. Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках физической культуры. Материалы курса «Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках физической культуры»: лекции 1–4. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2015. 32 с.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL COOPERATION IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY

© 2019

Melnikova L.Y., teacher of physical culture
State budget educational institution of the Samara region secondary school № 10 «Lik» Education Center Otradny, Samara Oblast (Russia)

Abstract: This article describes the innovative experience of pedagogy cooperation technology in physical cult and extracurricular activities. Interaction in the sys-tem «teacher – pupil», «student – pupil» in the course of life of the school collection, taking forms of commonwealth, complicity, co-creation.
Keywords: educational cooperation; Team training Price system; a personality-oriented approach.