УДК 82.930.272

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

© 2019

Ланцова О.В., учитель русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 37», Тольятти (Россия)

Аннотация: Формирование профессионально-компетентной личности и целостного видения мира невозможно без способности понимать прочитанный текст, анализировать его не только с точки зрения литературоведческой, но и с учётом знаний по русскому языку, истории, мировой культуре и т. д. В статье рассматриваются особенности интегрированного подхода в преподавании литературы, даны примеры тем и разработок интегрированных уроков.
Ключевые слова: интегрированный подход; межпредметные связи; авторский замысел; читательская компетенция, смысловое чтение, функциональная грамотность.

Установлено, что предпосылкой развития компетентности «образование через всю жизнь» является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. На уроках русского языка и литературы мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотность чтения (или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. В связи с этим, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии). Это особенно важно в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества [1, с. 18]. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [1, с. 18].
И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе» [2, с. 21]. Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого. В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870).Он считал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» [2, с. 24]. Задачи современного воспитания нацеливают на усиление моральных акцентов в изучении гуманитарных предметов. Ведется поиск путей сочетания литературоведческих, исторических, лингвистических, обществоведческих понятий с формированием ценностных ориентаций личности школьника. В центре этих поисков стоят межпредметные связи. Анализ инновационного опыта своей работы в этом направлении представлен в виде карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
победителя конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Ланцова Ольга Владимировна
tihser37@mail.ru 
МБУ «Лицей № 37»
http://school37.tgl.net.ru 
Учитель русского языка и литературы 31 год
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: основная и средняя школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: изменение качества образовательного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта: применение интегрированного подхода в преподавании литературы позволяет сформировать не только читательскую компетентность, но и добиться новых качественных результатов.
Актуальность. Владея знаниями в рамках одного учебного предмета, учащиеся оказываются неспособными перенести эти знания в другой предмет для решения более широкой проблемы. Поэтому одним из направлений развития современного образования становится его переориентация на междисциплинарность. Опыт имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Задачи современного воспитания нацеливают на усиление моральных акцентов в изучении гуманитарных предметов. Ведется поиск путей сочетания литературоведческих, исторических, лингвистических, обществоведческих понятий с формированием ценностных ориентаций личности школьника. В центре этих поисков стоят межпредметные связи. Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности.
Эффективность:
- потенциальная полезность: интеграция является одним из продуктивных путей преобразования современной школы, устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и возможностью их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир;
- надёжность: данная методика применима для обучения учеников разных возрастных групп;
- перспективность: использование интерактивной доски позволяет оптимизировать процесс обучения.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов. Построение интегрированного урока предполагает гармоничное соединение учебного материала из двух разных предметов, что требует особой тщательной подготовки, продуманности в отборе материала, который должен быть логичен и соразмерен. Это требует слаженности в работе двух учителей на одном уроке и способности учеников переключаться с одного предмета на другой.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная деятельность с различными категориями обучающихся.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Интегрированный подход в преподавании литературы как средство формирования функциональной грамотности.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта являет формирование функциональной грамотности благодаря использованию межпредметных связей.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. Для воплощения педагогической идеи необходим тесный контакт с педагогическим коллективом, работающим в данных классах. Далеко не все учителя хотят откликнуться на предложение о создании и проведении интегрированного урока и могут воплотить замысел в жизнь, поскольку это требует времени и компетентности. Данная методическая тема мотивирована существующими противоречиями в современном литературном образовании:
– снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
– уменьшением количества часов на изучение литературы, отсутствием в учебном плане часов на внеклассное чтение и высокими требованиями ФГОС к современному выпускнику;
– снижением техники чтения и необходимостью читать большой объём информации по каждому предмету школьной программы;
– информационной насыщенностью школьных предметов, обилием информационных ресурсов (Интернет, медиасредства) и неумением учащихся качественно работать с информацией – анализировать прочитанное, выделять главное, сворачивать информацию и делать выводы;
– наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Новое средство обучения – интерактивная доска, проектор, доступ в сеть Интернет.
Новые условия образовательной деятельности - проведение урока двумя учителями, а значит, необходимы корректировки в расписании.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ. Изменение требований к результатам образования в концепции ФГОС ОО и формирование наряду с предметными, метапредметных и личностных результатов учащихся требует сегодня внедрение в работу учителя интерактивных технологий обучения: широкое использование коллекции обучающих видеоматериалов телеканала «Культура», экранизаций произведений художественной литературы, буктрейлеров; создание и демонстрация созданных учениками видеороликов; использование технических возможностей интерактивной доски.
Организация учебного процесса.
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалась читательская компетенция – умение понимать, интерпретировать и создавать собственные тексты разных жанров и стилей, что необходимо на ОГЭ и ЕГЭ по русскому и литературе. Интегрированный подход позволяет сделать постижение авторского замысла доступным, благодаря этому растёт мотивация. А разработка урока с учётом материалов из разных областей знаний помогает так организовать работу, чтобы включить в активную мыслительную деятельность всех учащихся.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна. Совершенствование содержания образования невозможно без учета межпредметных связей – одного из важнейших критериев отбора и координации учебного материала в программах родственных дисциплин. Формирование у учащихся общей системы знаний о мире, отражающей взаимосвязь различных форм движения материи, – одна из основных образовательных функций межпредметных связей.
Ограничения по применению отсутствуют.
Трудоёмкость и риски. Разработка каждого урока предполагает отбор наиболее эффективных приёмов, в том числе заранее подготовленных материалов для работы с интерактивной доской, нацеленных на восприятие и усвоение материала учащимися с разными типами интеллекта. Невозможно каждый урок делать интегрированным, но возможно включение в разработку уроков по литературе в системе включать элементы межпредметности.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Формирование умения интерпретировать текст будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– организации системы работы по формированию у школьников правильной читательской деятельности;
– использовании современных технологий, нестандартных форм работы в учебной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
– учёте возрастных, психологических особенностей развития учащихся;
– создании единого школьного информационного пространства.
8. Результат изменений

Внутренняя результативность
На основании методов наблюдения, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: сложились товарищеские отношения, возрос познавательный интерес к литературе, к самостоятельному поиску и творчеству. Работа в группах формирует коммуникативную компетентность, взаимопомощь, ответственность, развивает навыки, творческие способности, содействующие развитию творческой одарённости, виды мышления, навыки рефлексии.

Личностные результаты 

Для диагностики личностных результатов была использована методика Спилберга и Андреевой по выявлению уровня мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Среди опрошенных учащихся 10 А и 10 Б классов большинство учащихся имеют продуктивную мотивацию, позитивное отношение к учению, соответствующее социальному нормативу.

9О сформированности метапредметных результатов и их положительной динамике можно судить по результатам комплексной работы по литературе в рамках подготовки к итоговой аттестации по следующим критериям: умение сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить самостоятельное рассуждение, относить к известным понятиям, создавать текс в заданном стиле и жанре.
Внешняя результативность
1. Положительная динамика учебных достижений как повышение качества обучения, 100-процентная успеваемость на ЕГЭ и текущая.
2012–2013 гг. – 60 %.
2018–2019 гг. – 85% качества по результатам ЕГЭ по литературе.
От 90 до 100 баллов:
2012–2013 гг. – 0%.
2018–2019 гг. – 20%.
2. Подготовка победителей и призеров муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе, победителей и призёров научно-практических конференций различных уровней, творческих конкурсов:
– Всероссийский конкурс сочинений – победитель городского этапа, 2018 г., 2019 г.
– Всероссийская олимпиада по русскому языку, окружной этап – победитель призёр, 2016, 2017, 2018 гг.
– Научно- практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» – 2 место, 2015–2016 г.
– «Взлёт» – 3 место, 2018–2019 г.;
– XIV международная научная конференция «Наука. Творчество». Секция «Актуальные проблемы современной русской речи» – победитель, 2018 г.
3.Преемственность профессии (рост числа студентов, обучающихся в педагогических вузах по специальности «Лингвистика», «Журналистика»).

9. Публикации о представленном ИПО Дидактический материал. Подготовка к ОГЭ. Комплексный анализ текста. 2017. Сайт МБУ «Лицей № 37».
Печатный сборник «Лучшие материалы проекта. Инфоурок». – Смоленск: ООО «Реновация», 2018 (часть 3) / ред.-сост. И.В. Жаборовский, тираж 520 экз., 0,5 п.л.
Методическая разработка интегрированного урока «Золотое сечение онегинской строфы». Сайт Всероссийского издания «Журнал Педагог». 0,3 п.л.
Публикации методических разработок на сайте infourok.ru, в том числе:
– авторская программа элективного курса по литературе «Литературное произведение в контексте православной культурной традиции», 10 класс;
– научно-исследовательская работа по русскому языку «Паспорт слова товарищ».
Сборник тезисов исследовательских работ 12 научно-практической конференции. Литература. Литературное творчество. Анализ текста. Аннотация работы: «Роль фразеологизмов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тольятти, 2016.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях Конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году.
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017» – региональный этап, лауреат.
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017» – муниципальный этап, лауреат
Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель русского языка и литературы» – муниципальный этап, лауреат, 2010.
Приоритетный национальный проект «Образование» –победитель, 2006.

Помимо образовательного и воспитательного значения, связи между предметами выполняют развивающую функцию, столь важную для всестороннего гармоничного развития личности ученика. Литература относится к предметам эстетического цикла наряду с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. Вместе с тем, литература – уникальный в своем роде предмет, так как он единственный имеет возможность говорить языком образов о человеческой сути, о смысле жизни. В литературе выражается все ее многообразие. И потому знание предмета способно обеспечить духовное взросление, дает возможность соотносить общее и единичное, индивидуальное и характерное в предлагаемых обстоятельствах жизни. Все это требует от ученика познания себя, ставит его в позицию выбора, активно формирует его отношение к тем или иным явлениям жизни. Иными словами, изучая литературу, ученик вступает в диалог с культурой своего народа, со взглядами на мир того или иного писателя, постигает особенности эпохи, общественного сознания и приобретает ни с чем не сравнимый опыт логического рассуждения, рассмотрения вещей не в единственной (своей) плоскостной проекции, но в общекультурной традиции. В связи с этим разрабатываю и провожу интегрированные уроки: «Золотое сечение онегинской строфы» (9 класс, литература – математика), «Два Гамлета (11 класс, литература – английский язык), «Обобщение изученного по теме «Предлог» (8 класс, русский язык – английский язык), «Роль бессоюзных предложений в поэме А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (10 класс, литература – русский язык), «Мифы Древней Греции вокруг нас»,(6 класс, литература – МХК).
Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами – «общество» и «человек» и методами их изучения. Изучение литературы идет в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязь литературы и истории раскрывает социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий объект изучения – общество и человек. Например, мною разработан и проведён интегрированный урок в 10 классе по теме «Герои Отечественной войны 1812 года».
Цель: Знать ключевые эпизоды войны 1812 года и её героев, понимать их роль с точки зрения истории и Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».
Задачи урока:1. Восстановить хронологию исторических событий, изображённых в романе, и сопоставить с историческими данными.
2. Выявить причины начала Отечественной войны 1812 года с точки зрения истории и литературы.
3. Отобрать материал о героях войны 1812 года.
4. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к героическому прошлому страны.
5. Развивать умение отбирать материал, анализировать его, сопоставлять, делать выводы.
Оборудование: Текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир», интерактивная доска (презентация, видео «Смоленское сражение», видеоролик к романсу на стихи М. Цветаевой «Генералам 12 года», портреты героев войны).
Вот некоторые приёмы и задания, использованные на разных этапах урока.
Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, которые требуют хорошего знания текста и истории. В романе «Война и мир» изображены две войны. Как говорил Л.Н. Толстой, "мне совестно было написать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
– Вспомните, как относится дворянство, светское общество в 1805 году к личности Наполеона? («Пруссия уже объявила, что Бонапарт непобедим». «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Пьер: «Один Наполеон умел понять революцию, победить её. Наполеон велик»).
– Чем отличается война 1812 года от войны 1805–1807 годов?
Использование интерактивной доски позволяет дать задания на умение сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи:
– Найдите соответствие: расставьте события войны 1805–1807 годов, изображённые в романе, в хронологической последовательности.
– Каковы причины начала войны?
– Объясните связь между этими картинками (даны изображения часов, падающего яблока, роя пчёл) и историей. Каково понимание Толстым хода истории и роли личности в ней? Как Толстой объясняет, что произвело это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие?»
– Насколько точка зрения писателя совпадает с мнением историков?
(Современная историческая наука немыслима без такого раздела, как историография. Фактически, это история изучения определённого вопроса. То есть, мнения историков на определённые события или явления в историческом процессе. Конечно, с развитием новых методов, технологий, с появлением новых источников историография расширяется, появляются новые мнения и взгляды, часто противоречащие друг другу. Что касается Отечественной Войны 1812 года, то здесь мнения историков также разделились. Ряд XIX века называют причинами войны личную неприязнь Наполеона и Александра I, Некоторые историки советского периода делают акцент на экономических причинах войны, современная наука всё большее внимание уделяет политическим причинам конфликта. Интересную и оригинальную точку зрения выдвинул Лев Толстой.)
Важнейший элемент урока – звучание текста художественного произведения. Чтение учениками отрывка из романа.(1. «Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; 2. но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. 3. Тоже не могло бы быть войны, ежели не было бы интриг Англии и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре 4. и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции ... и так далее»). «Событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться». П
озволяет создать проблемную ситуацию на уроке просмотр интерактивного видеофрагмента о соединении двух русских армий под Смоленском.
(В середине августа 1812 года 2 русские армии (1-я – Барклая и 2-я – Багратиона) соединились под Смоленском. Это сорвало планы Наполеона, рассчитывавшего уничтожить поодиночке силы русских. И имело большое моральное значение для всей русской армии. Здесь же произошло крупное сражение, которое, однако, не оказало значительного влияния на дальнейшие события войны. Русские войска оставили Смоленск, и отступление продолжилось.)
– Вспомните сцены, доказывающие слова купца Ферапонтова: «Решилась Россия»! (Дворяне финансируют ополчение, купец Ферапонтов поджигает свой амбар с мукой, косят поле овса). Почему Толстой не показывает само сражение, а отбирает именно эти сцены? Благодаря данным заданиям учащиеся учатся строить собственные суждения, проводя необходимые параллели между художественным произведением, историей страны ХIХ и ХХ века.
Целенаправленно осуществляемые предметные связи способствуют интенсификации образовательного процесса, повышению мотивации обучения, развитию коммуникации, познавательного интереса у учащихся с разными типами интеллекта, формированию умений сравнивать и делать аргументированные выводы. Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти. Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.
Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе, как на основе предыдущей» [4]. Л.С. Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли» [4].
Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила» [6].
Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель, оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется. На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности. Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным [3]. На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.
Межпредметные связи – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
  2. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей. М., 2006.
  3. Саломатина О. Содружество искусств: литература, музыка, живопись (межпредметные связи на уроках литературы). МОУ Новоаннинская СОШ № 4 Руководитель: Саломатина Г.В. Фестиваль презентаций учебных проектов [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-na-temu-sodruzhestvo-iskusstv-na-urokah-literaturi-2511563.html 
  4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Электронный ресурс] URL:   https://studbooks.net/549343/psihologiya/vygotskiy_sootnoshenii_razvitiya_obucheniya  
  5. Сеченов И.М. Элементы мысли [Электронный ресурс] URL: https://e-libra.ru/read/223543-elementy-mysli.html 

INTEGRATED APPROACH IN TEACHING LITERATURE AS A MEANS OF FORMING FUNCTIONAL LITERACY

© 2019

Lantsova O.V., teacher of Russian language and literature
municipal budgetary educational institution «Lyceum № 37» (Russia)

Abstract: Formation of a professionally competent personality and a holistic vision of the world is impossible without the ability to understand the read text, analyze it not only from the point of view of literary criticism, but also taking into account knowledge of the Russian language, history, world culture, etc. The article discusses the features of the integrated approach in teaching literature, gives examples of topics and developments of integrated lessons.
Keywords: integrated approach; interdisciplinary connections; author's idea; reader's competence, semantic reading, functional literacy.