УДК 372.462

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2019

Курякина З.А., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации обучения русскому языку в начальной школе на основе компетентностного подхода. В современной системе образования основной ценностью становится не усвоение учащимися знаний как суммы сведений, а овладение способами эффективно действовать в различных жизненных ситуациях на основе умений самостоятельно ставить цели, определять средства, оценивать результат. Компетентностный подход в обучении дает возможность повышать качество обучения через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса.
Ключевые слова: компетентностный подход; ключевые задачи; деятельность академического типа; самостоятельная деятельность; рефлексия достигнутого результата.

Ребёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит потому, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, то есть отсутствует мотив. Следовательно, не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя – помочь ребенку определить, для чего нужно изучать материал данного урока и где можно в жизни применить полученные знания. Компетентность (в переводе с английского) – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности. Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач. Приоритетом обучения в начальных классах становится формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей. Динамика формирования компетенций младших школьников зависит от организации процесса обучения. На уроках русского языка младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формирования ключевых компетенций на уроках русского языка. В ходе компетентностного подхода в обучении обеспечивается трансформация учебной деятельности академического типа в самостоятельную деятельность, позволяющую обучающемуся решать проблемы и задачи на основе своих знаний. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т. п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?». Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Происходит открытие знаний из реальности и овладение приемами решения проблем самостоятельно. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. Те темы, которые обучающиеся затрудняются соотнести с реальной жизнью, необходимо преподносить проблемным методом. Учащимся ставится проблемный вопрос или задание, с выполнением которого они в начале урока не могут справиться. Происходит нацеливание детей на получение необходимых знаний из учебной литературы и затем, в результате работы на уроке, разрешение проблемной ситуации – применение полученных знаний для выполнения трудного задания. Знания, полученные детьми таким методом, способствуют формированию ключевых компетенций. В современной школе обучение правописанию основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме, например, дети обозначают условия выбора орфограммы, составляют графические схемы для объяснения пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку – именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе этого правила, не совпадают по времени. Большинство орфограмм, изучаемых в начальных классах, встречается при написании различных объявлений, афиш, рекламы, вывесок в общественном транспорте, театрах, зоопарках, этикеток и ценников на товарах в магазинах и т. п. Это очень удобно использовать для построения проблемной ситуации на уроках русского языка в начальных классах. Я заметила, если урок начинается с ситуации, основанной на реальной жизни ребёнка, то в работу на уроке включатся все без исключения дети, даже самым пассивным становится интересно. Обучающиеся наглядно видят то, где полученные знания на уроке им пригодятся в жизни. Изучая эту тему проблемным методом, на ситуации, взятой из реальной жизни, ученики могут самостоятельно сделать вывод о правописании орфограмм. Знания, полученные самостоятельно на основе проблемного метода, оказываются гораздо прочнее и ценнее для учеников. Проблемный метод должен быть основным в методической копилке каждого учителя начальных классов, наши ученики только начинают свой путь в загадочный мир языкознания. Задача учителя – зажечь огонёк любознательности и жажды знаний у ребёнка. Это возможно, если подходить к преподаванию русского языка творчески, с учётом возрастных особенностей младших школьников. Важным показателем сформированности лингвистической компетенции у детей является наличие развитой орфографической зоркости. Ученик должен уметь находить местонахождение трудного написания, определять вид орфограммы и применять правила написания на практике. Работу по формированию лингвистической компетенции значительно облегчает оформление орфограмм разным цветом. Этот приём развивает у школьников орфографическую зоркость. Обязательно для этого вида работы брать такие предложения, в которых встречаются слова с той орфограммой, которую детям предстоит изучать на сегодняшнем уроке. Это позволяет создать проблемную ситуацию и подтолкнуть детей к поиску путей её разрешения. Выполняя самостоятельную работу по выделению орфограмм в тексте, дети будут делать это более осознанно. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование ряда ключевых образовательных компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. Знания, полученные детьми в ходе коллективного обсуждения, споров и поиска истинного ответа на поставленный проблемный вопрос, для детей оказываются наиболее ценными и действительно способствуют формированию учебно-познавательной компетенции. Также дети учатся общению друг с другом, с учителем, приобретают умение вести диспуты, отстаивать своё мнение, доказывать правильность своего ответа. У них формируется коммуникативная компетенция. Опираясь на особенности психологических процессов у детей младшего школьного возраста (преобладание наглядно-образного мышления над абстрактным), я отвела важнейшую роль в формировании лингвистических компетенций принципу предметности. Были созданы схемы – таблицы с элементами моделирования. Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющий исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта. Между исследователем и объектом познания стоит модель. Эффективность этих схем-таблиц заключается в том, что признаки и связи были выделены самими детьми в их собственном действии. Таблицы с элементами моделирования позволяют трудные лингвистические понятия дать детям в более доступном для них виде. При этом игровые элементы не заменяют собой полностью научные названия орфограмм, а сопровождают их, облегчая собой восприятие детьми орфографических правил и применение их на практике. Принцип предметности в своей практике я использую уже несколько лет, и диагностика качества знаний показывает, что он хорошо работает. Но самое главное достижение – живой неподдельный интерес к урокам русского языка удалось вызвать не только у успевающих учеников, но и у так называемых «троечников». Им нравится, что сухие орфографические правила оживились и приняли занимательный характер. Игровые приёмы позволяют переход к непривычным для детей научным названиям орфографических правил сделать плавным и доступным. Этот приём способствует формированию ключевых компетенций младших школьников, что означает выполнение современных задач образования. А самое главное, благодаря этим на первый взгляд наивным «игрушкам» мы воспитаем грамотное молодое поколение, обладающее творческим теоретическим мышлением. Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким образом, в целом к концу обучения в начальной школе у учеников создается база для дальнейшего успешного обучения устной и письменной речи в основной школе, для развития коммуникативных качеств. Я убедилась, что использование ПК на уроках и надпредметной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Данный опыт работы целесообразно представить в виде карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника Приоритетного национального проекта «Образование»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Курякина Зинаида Александровна
kuryakina65@mail.ru
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье
http://schkola1priv.minobr63.ru/
учитель начальных классов 35 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: начальная школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процесса через использование современных образовательных технологий.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта заключается в том, что он направлен на реализацию системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку в начальной школе. При этом обеспечивается повышение уровня знаний учащихся за счет принципиальных изменений в организации учебного процесса.
В основе опыта лежит компетентностный подход к обучению.
Актуальность данного опыта состоит в том, что появилась возможность для одновременного обучения детей различных категорий, поскольку состав учащихся моего класса разнообразен: одаренные дети – 2%, дети из социально-неблагополучных семей – 4%, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья – 8%. Осознавая актуальную потребность общества в творческой инициативной личности, я представляю всем учащимся возможность проявлять свои таланты и развивать творческий потенциал, используя современные образовательные технологии.
Эффективность:
- потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования;
- надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении четырёх лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических, проектных конференций разного уровня;
- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит компетентностный подход в обучении, который создает условия для формирования метапредметных результатов обучения, формирования функциональной грамотности обучающихся.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Трудоемкость данного опыта заключается в том, что необходимо переструктурировать содержание материала по предмету, разработать сценарий изучения каждой темы, разработать дидактические материалы к каждому уроку.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная деятельность. Возможность инклюзивного обучения.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Организация обучения русскому языку в начальной школе на основе компетентностного подхода в обучении.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является индивидуализация процесса обучения для каждого обучающегося, использование современных образовательных технологий, создание новых условий образовательной деятельности:
– от умения транслировать и формировать программный объём знаний – к умениям решать творческие задачи, к умению осуществлять деятельность;
– от знаниевого подхода к личностно-деятельностному.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. Основной ценностью становится не усвоение учащимися знаний как суммы сведений, а овладение способами эффективно действовать в различных жизненных ситуациях на основе умений самостоятельно ставить цели, определять средства, оценивать результат. А этого при традиционной организации учебного процесса достичь очень сложно. Поэтому время показало, что традиционные подходы к обучению не всегда эффективны, и их надо менять.
Новое средство обучения: при переходе на новые образовательные стандарты возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам. Компетентностный подход в обучении создает условия для формирования социального опыта учащихся.
Новые условия образовательной деятельности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. Компетентностный подход в образовании дает:
– согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, так как самостоятельность школьников с каждым годом возрастает;
– подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем;
– подготовку учащихся к успеху в жизни;
– повышение степени мотивации учения.
В реализации компетентностного подхода в образовании четыре аспекта: ключевые компетентности, обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения и жизненные навыки. Продвижение по каждому из этих направлений способствует повышению компетентности обучающихся, их готовности к жизни в современном информационном обществе.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Организация учебного процесса. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного образования. Компетентностный подход дает такую возможность.
В начальной школе формируются компетенции:
1. Учебно-познавательные.
Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях.
Обобщающий урок. Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы. Перед каждой группой стоит определенная задача. Защищают свои мини-исследования в конце урока. В процессе таких заданий развивается познавательный интерес, учу выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания.
2. Ценностно-смысловые компетенции.
Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
Дети должны оценивать ситуацию, понимать свою роль, иметь свое мнение, ощущать себя не только членом маленького своего классного коллектива, но и человеком, ответственным за окружающих.
3. Коммуникативные компетенции.
Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Например, на уроке работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.
4. Информационные компетенции.
Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, Интернет..)
5. Здоровьесберегающие компетенции.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
Компетентностный подход предполагает, что большую часть урока дети должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок – это урок, где учителя мало. Проблемные ситуации, обучение через деятельность, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным.
В конце каждого урока проводится рефлексия. Вопросы направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. «Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?».
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Компетентностный подход к обучению способствует решению следующих задач: формирование универсальных учебных действий, формированию функциональной грамотности, индивидуальная работа с различными категориями учащихся, формирование положительной мотивации к учению.
Ограничения: отсутствуют.
Трудоёмкость.
Большая затрата времени для разработки тем по предмету (структурных схем, составление набора ключевых задач и заданий разного уровня сложности).
Риски отсутствуют.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Прохождение курса повышения квалификации «Обучение школьников через построение индивидуальной образовательной траектории»
Для успешной реализации опыта необходимо:
– системное использование активных методов на всех этапах образовательного мероприятия;
– изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;
– наличие банка заданий для проверки планируемых образовательных результатов обучающихся.
8. Результат изменений Уровень мотивации к обучению у школьников значительно вырос. Средний балл по русскому языку вырос с 3,7 до 4,1.
Наличие призёров и победителей на окружных этапах Всероссийской олимпиады младших школьников, победителей на окружных этапах научно – практической конференции «Первые шаги в науку».
У учеников с девиантным поведением возросла учебная мотивация.
Многие учащиеся изменили свое поведение и отношение к учебе в лучшую сторону. Это видно из результатов исследования учащихся школьным психологом.

Уровень учебной мотивации и адаптации на уроках русского языка за последние три года 8

9. Публикации о представленном ИПО – Преимущества использования игровых технологий на уроках в начальной школе // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 6 сентября 2015 г. «Тенденции развития совместной науки и образования» Казань: «Кладезь знаний», 2015. 167 с. ISBN 978-5-9907482-0-0
– Воспитание и социализация младших школьников в рамках реализации ФГОС // Сборник материалов межрегиональной конференции 30 июня – 1 июля 2016 г «Управление образовательными системами в условиях модернизации содержания и технологий обучения» Самара: СИПКРО, 2016. 365 с.
– Современные педагогические технологии в современной школе [Электронный ресурс] URL: Информационный образовательный портал prodlenka.org Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841 (2017 г.)
– Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательной ситуаций. Сборник докладов IХ Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» Москва М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь/Researcher», 2018.
– Сохранение психологического здоровья обучающихся в начальной школе // Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования СИПКРО. Частная автономная некоммерческая организация профессионального образования «Консорциум» Международное партнерство» Сборник трудов ХVI международной НПК «Здоровое поколение – международные ориентиры ХХI века» Самара: СИПКРО, 2018. 220 с. ISBN 978-5-7174-0583-6
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 2019 год – Победитель Конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности.
2019 год – Призер Окружного конкурса программ по внеурочной деятельности (3 место).
2019 год – Призер Регионального конкурса «Православный учитель» (3 место).
2018 год – Призер окружного конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием оборудования, полученного в рамках ФГОС (3 место).
2018 год – Призер окружного конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием учебно-лабораторного оборудования (2 место).
2017 год – Победитель Районного конкурса «Классных руководителей в 2017 году».
2017 год – Призер Окружного конкурса профессионального мастерства «Классный руководитель – 2017» (3 место).
2017 год – Призер Областного конкурса педагогических работников «Классный руководитель 2017» (3 место).
2017 год – Победитель VII Областного этапа Всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека».
2016 год – Призер всероссийского конкурса методических разработок «Работаем по ФГОС».
2016 год – Призер районного конкурс методических разработок «Работаем по ФГОС» (2 место).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 2. С. 3–14.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект // Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. 39 с.
  3. Рыбакина Н.А. Формирование метапредметных результатов образования в условиях компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2012. № 1 (29). С. 81–87.
  4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М. : Логос, 2009.

COMPETENCY-BASED APPROACH TO TEACHING RUSSIAN IN ELEMENTARY SCHOOL

© 2019

Kuryakina Z.A., primary school teacher
GBOU Secondary School № 1 v. Privolzhye, Samara Region (Russia)

Abstract: Federal state educational standards define a new approach to the results of education. Along with objective and personal results, which were considered in the education system as the results of training and education, respectively, the standards indicate a meta-subject result. In the modern educational system, the main value is not the assimilation of knowledge by students as a sum of information, but the mastery of ways to act effectively in various life situations on the basis of the ability to independently set goals, determine means, and evaluate the result. Students need to have functional literacy. How to include in the meaningful, productive, motivated activities of all students in the class? How to form a “functionally competent personality”? For the “cultivation" of a functionally literate personality, the leading role is played not so much by objective results as by personal and meta-subject ones, which fully complies with the new standard. This is the key to successful adaptation in society, as well as professional growth. With the traditional organization of the educational process, achieving goals is difficult. The article discusses the organization of teaching the Russian language in primary school on the basis of the competency-based approach to teaching Russian in primary school.
Keywords: competency-based approach, key tasks, academic type activity, independent activity, reflection of the achieved result.