УДК 371.31

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

© 2019

Завершинская И.А., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ,
руководитель методического отдела физики и технологии, преподаватель физики
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области
«Академия для одаренных детей (Наяновой)», Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается опыт интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся по физике для достижения планируемых образовательных результатов благодаря использованию современных образовательных технологий, позволяющих реализовывать системно-деятельностный подход.
Ключевые слова: урочная и внеурочная деятельность; планируемые образовательные результаты; современные образовательные технологии.

Важнейшей задачей современной системы образования по ФГОС ООО и ФГОС СО является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Для выполнения этой задачи необходимо развитие личности ребёнка, развитие его познавательной активности, мотивации к изучению предметов, в частности к изучению физики.
Достижение обучающимися предметных образовательных результатов (особенно метапредметных и личностных) невозможно обеспечить средствами только урочной или внеурочной деятельности, но достигается механизмом интеграции. Таким образом, необходима система непрерывного сопровождения ребенка, как в урочное, так и внеурочное время.
В основу опыта заложена реализация авторской идеи непрерывности сопровождения обучающегося, сформулированная М.В. Наяновой и реализуемая Академией с момента её основания, многолетний опыт работы в рамках профильного обучения и современные требования к реализации системно-деятельностного подхода через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Особенность содержания опыта состоит в формировании у обучающегося различных подходов не только к решению учебных задач, но и жизненных в виду того, что необходимо обеспечивать связь учебного предмета с жизненным опытом. Это позволяет не только расширять и углублять представления по предметам технологической направленности (физика), но и развивать личность ребенка, повышать его мотивацию к изучению физики.
Технологичность опыта обеспечивается использованием современных образовательных технологий и сопровождается методическими продуктами, разработанными мною (дополнительная программа научно-технической направленности «Решение задач повышенной сложности по физике для 10-11 класса, программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса) и в соавторстве с И.А. Морозовым (программа внеурочной деятельности для 8-9 классов «Естественно-научный практикум. Физика»). Для реализации этих программ были дополнительно разработаны методические пособия.
Такой подход позволяет ретранслировать педагогический опыт в другие общеобразовательные учреждения и обеспечивать высокий уровень достижения обучающимися планируемых образовательных результатов и их предпрофессиональную подготовку.
Использование данного опыта позволило повысить уровень качества знаний по физике (как по результатам текущего контроля, так и независимых исследований в форме ОГЭ и ЕГЭ по физике, внешнего мониторинга), проводить более качественно профильную подготовку (по средствам элективного курса), увеличить заинтересованность школьников в изучении предмета и получении профессионального образования (положительная динамика участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, вовлеченность обучающихся в занятия внеурочной деятельностью и дополнительным образованием в профильных классах составляет 100% в классах с углубленным изучением физики).
Проведенный мониторинг показал, что изучение курса физики обеспечивает высокую мотивацию обучающихся к выбору технологического профиля обучения в Академии (с 8–11 класса, где физика изучается углубленно), способствует развитию интереса к техническим или академическим профессиям.
Достигнутые результаты отражены в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника регионального конкурса «На присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Завершинская Ирина Андреевна,
irina_zav@mail.ru 
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области «Академия для одаренных детей (Наяновой)»
 http://www.nayanova.edu/
руководитель методического отдела физики и технологии, преподаватель физики, к.п.н. 27 лет в должности преподавателя физики
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: основная и старшая школа.
Масштаб изменений: локальный, но есть возможность ретранслировать в другие общеобразовтельные учреждения.
Предмет изменений: содержание, методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта: реализация системно-деятельностного подхода через интеграцию урочной и внеурочной деятельности по достижению планируемых образовательных результатов обучающимися средствами учебного предмета физика.
Актуальность опыта: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, через использование современных образовательных технологий.
Эффективность:
- потенциальная полезность: в развитии личности ребёнка, развитии его познавательной активности, повышение уровня мотивации к учению;
- надёжность: применение современных образовательных технологий, разнообразие форм и методов работы, способствуют повышению у учащихся мотивации к изучению физики, уровню сформированности метапредметных и предметных УУД, что подтверждается мониторингом учебной деятельности, динамикой уровня сформированности предметных и метапредметных УУД;
- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный поход, что соответствует концепции ФГОС ООО и ФГОС СО.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов. Были разработаны дополнительная программа научно-технической направленности «Решение задач повышенной сложности по физике для 10-11 класса, программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10-11 класса, программа внеурочной деятельности для 8-9 классов «Естественно-научный практикум. Физика» и различные методические пособия.
Кроме этого, необходим кабинет физики, оснащённый проектором, ноутбуком, программным обеспечением.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по физике.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по физике для достижения планируемых образовательных результатов.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является то, что использование СОТ (таких, как технология проблемного изучения, технология уровневой дифференциации, исследовательская, проектная, ИКТ, здоровьесберегающая) позволяет повысить уровень усвоения материала (предметные результаты) и эффективность урока.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия между низкой мотивацией, к изучению предмета «физика», а, следовательно, недостаточным уровнем сформированности предметных и метапредметных результатов освоения программы и необходимостью развития индивидуальных способностей учащихся, их самостоятельности и достижения планируемых образовательных результатов.
Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий системно-деятельностного подхода.
Новые условия образовательной деятельности – инструмент, который помогает повысить мотивацию обучающихся и уровень предметных и метапредметных результатов это использование СОТ, что позволяет повышать эффективность урочной и внеурочной деятельности.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ и организация учебного процесса.
Особенностью организации образовательного процесса в Академии является создание, с одной стороны, единой личностно-ориентированной образовательной системы, с другой, – системно-деятельного подхода, что позволяет повышать мотивацию к обучению и развитие познавательной активности обучающихся.
Широко используется технология проблемного изучения, которая, в свою очередь, реализуется через технологию создания учебных ситуаций. Проблемное обучение позволяет включать элементы других технологий, например, эвристическое обучение физике, технологию разноуровневого обучения, исследовательскую, проектную, ИКТ и здоровьесберегающую технологию.
Технология разноуровневого обучения позволяет обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов в процессе освоения материала.
Проектная технология – развитие у учащихся коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления.
Исследовательская технология позволяет формировать готовность и способность самостоятельно осваивать новые способы деятельности, обучение умению и навыкам исследовательского поиска.
ИКТ – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
Здоровьесберегающая технология обеспечивает учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, позволяет формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Использование различных технологий позволяет развивать познавательную активность обучающихся, повышать мотивацию к обучению, увереннее применять полученные знания по физике в повседневной жизни, формировать УУД и метапредметные результаты образования.
Ограничения.
Предложенная модель ориентирована на классы физико-математического направления. В нашей Академии уже в 8 классе обучающиеся выбирают профиль обучения.
Трудоёмкость и риски: Отсутствуют разработки готовых уроков, поэтому требуется дополнительное время для подбора или разработки учебных ситуаций, создания проблемных ситуаций (например, сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений), составления или подбора разноуровневых заданий, использования эмоциональных пауз, применения приемов здоровьесбережения (смена видов деятельности, чередование различных форм работы детей), разработки заданий для интерактивной доски и т.д.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Преподавателю необходимо овладеть современными образовательными технологиями, которые позволят разрабатывать уроки с использованием активных методов обучения, вовлекать в проектную и исследовательскую работу обучающихся.
Наиболее эффективно использование представленного опыта в классах физико-математической направленности.
8. Результат изменений

Стабильно высокий результат учащихся (средний балл) на ЕГЭ: 2017 – 69,2 баллов; 2018 – 71,1 баллов, в 2017 году был 100-бальник
Стабильно высокий результат учащихся на ОГЭ: 2016– 30,0баллов, 2017 – 26 баллов
Наличие победителей и призеров на предметной олимпиаде и научно-практической конференции районного, городского и областного уровней.
У учащихся тех классов, в которых я преподаю физику, сохраняется с возрастом уровень мотивации к учебной деятельности, даже отмечается повышение. Мониторинг показывает положительную динамику уровня сформированности метапредметных и предметных УУД. Большая часть учащихся удовлетворена своими образовательными результатами.

Мотивация к учебной деятельности учащихся на уроках физики (Методика Лукьяновой М.И.)
Уровень мотивации 2015-2016
8 класс
22 обучающихся
2016-2017
9класс
22 обучающихся
2017-2018
10 класс
20 обучающихся
Очень высокий 9% 27% 35%
Высокий 9% 23% 35%
Нормальный (средний) 46% 55% 30%
Сниженный 27% 5% 0%
Низкий 9% 0% 0%
Динамика среднего балла по предмету физика
Уч / Класс 2015-16 2016-17 2017-18
10А1, 11А1 4 4,3
10А2, 11А2 4,2 4,5
9А, 10А, 11А 4,1 4,12 4,12
8А, 9А, 10 А 3,9 3,9 4,3
9. Публикации о представленном ИПО 7 методических пособий, более 30 статей в том числе:
1. Завершинская И.А. Формирование профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Самара, 2006. 22 с.
2. Кустов Ю.А., Кулешов А.А., Гусев В.А., Завершинская И.А. Метод проектов в профессионально-педагогическом образовании. Учебное пособие. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2008. 237 с.
3. Завершинская И.А. Формирование экологической культуры школьников средствами внеклассной деятельности // Наука. Творчество Сборник статей XIII научно-практической конференции. 9-15 апреля 2018 г. – Самара: Изд-во Самарской государственной областной академии (Наяновой). 164 c. С. 128–133.
4. Завершинская И.А. Влияние решения физических задач на формирование планируемых образовательных результатов //Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования: материалы Международной научно-практической конференции 2-3 декабря 2016 года, г. Самара. – Самара: СГСПУ, 2016. 368 с. С. 40–45.
5. Завершинская И.А. Формирование инженерного мышления обучающихся средствами учебного предмета «Физика» в контексте реализации ФГОС // Региональная научно-практическая конференция «Школьное инженерное образование: возможности, потенциал и перспективы» Центр развития образования г.о. Самара Методический кабинет учителя физики [Электронный ресурс] URL: http://fizikum.blogspot.com/  
6. Завершинская И.А. Модель сопровождения одаренной личности в системе непрерывного образования // Региональная научно-практическая конференция по проблемам работы с одаренными детьми на тему: «Совершенствование работы с одаренными детьми по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы в образовательных организациях в Самарской области» [Электронный ресурс] URL:
http://samodardeti.ru/index.php/component/content/article/2-uncategorised/292-konferentsii  
7. Завершинская И.А. Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики в аспекте профилактической работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации // Наука. Творчество Сборник статей XII научно-практической конференции. 7-12 апреля 2017 г. – Самара: Изд-во Самарской государственной областной академии (Наяновой). 251 c.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях ПНП «Образование». Победитель – 2007, 2012, 2018.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Современный учитель» Методические находки. Диплом 1 степени, 2015.
Конкурс в рамках V Международной научно-практической конференции Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики – Диплом 2 степени, 2016.
VI Всероссийский творческий конкурс разработок учебных занятий «Мастерская гения» – Диплом 3 степени, 2016.
Всероссийский заочный конкурс методических разработок «Я УЧУ ФИЗИКЕ», посвященный 115-летию А.В. Перышкина – Лауреат, 2017.

Рассмотрим подробнее использование СОТ на уроках физики.
Технология проблемного изучения реализуется через технологию создания учебных ситуаций, которые, как правило, являются проблемными. Данная технология является приоритетной в процессе изучения физики. Проблемное обучение предусматривает представление содержания учебного материала в виде цепи проблемных ситуаций и является наиболее эффективным способом активизации творческого мышления учащихся и повышает их мотивацию к изучению предмета.
Проблемное обучение охватывает все виды учебной деятельности учащихся: изложение нового материала учителем, выполнение учащимися экспериментальных работ, решение задач, выполнение домашнего задания.
При составлении таких проблемных ситуаций помогает сборник «Экологические капельки по физике», к работе над которым я привлекалась на разных этапах, разработанные мною методические пособия: «Легко. Физика» и «Сборник задач по физике с техническим содержанием».
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
– анализ проблемной ситуации;
– формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
– решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
– проверка правильности решения.
Одним из приемов создания проблемной ситуации является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, на уроках изучения сил тяжести, веса, явления невесомости обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, веса тела; при изучении тем «Механическая работа. Энергия» сравнить термины «работа, энергия» и т. д. Проблемную ситуацию можно получить и проводя аналогии. Например, при изучении явлений локации предлагаю провести аналогии со способами ориентировки летучих мышей; при изучении подъемной силы крыла – аналогии с формой крыльев птиц или стрекоз.
Важная роль в работе на уроке отводится эксперименту. Проблемный эксперимент может применяться как при изучении нового, так и при повторении и закреплении пройденного материала. Например, при изучении темы «Способы изменения внутренней энергии» учащимся предлагаю разобраться: «Какими способами можно нагреть металлическую спицу?».
Проблемность обучения при решении задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач, задач-проблем. Например, на уроке изучения зависимости электрического сопротивления материала от его геометрических размеров в классе ставлю вопрос: «Как определить длину медной проволоки в катушке, не разматывая ее?»
Проблемное обучение позволяет включать элементы других технологий, например, эвристическое обучение физике, технологию разноуровневого обучения, исследовательскую, проектную и, конечно же, здоровьесберегающую технологию.
Технология разноуровневого обучения, в рамках которого предполагается разный уровень учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в разных группах.
Цель – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов в процессе освоения материала.
Использование данной технологии обеспечивает гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, формирование общеучебных умений и навыков умения решать ситуативные задачи, вычленять главное в потоке информации. Например, использование разноуровневых заданий, составленных мною, или заданий с бесплатного сайта «Фоксфорд».
Проектная технология – особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации и получения продукта. Ее цель – развитие у учащихся коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления. И как результат:
– повышение способности к решению проблем (то есть развиваем познавательные УУД);
– повышение мотивации к изучению предмета;
– развитие целеполагания и планирования (регулятивных УУД).
Исследовательская технология предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. Ее цель – формирование готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы деятельности, обучение умению и навыкам исследовательского поиска.
Результат использования этой технологии: переход учащегося из пассивного субъекта обучения в деятельный субъект, который сам вырабатывает и закрепляет умения самостоятельно работать с текстом, каталогом, электронными носителями, выделять суть проблемы, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве.
В результате применения технологии дети принимают активное участие в Областной научной конференции школьников, в конференциях «Взлет», «Мир твоих открытий», «Первые шаги в науку» и др.
Здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Эта технология позволяет обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
На уроках используются физкультминутки на 2–3 минуты, эмоциональные паузы, обращается внимание на осанку детей, учитываются требования посадки детей на рабочие места по показаниям здоровья. На всех этапах урока применяются приемы здоровьесбережения: смена видов деятельности, чередование различных форм работы детей, интерактивные методы обучения.
ИКТ, направленная на формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества». Ее цель – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
Применение технологии способствует эффективному использованию рабочего времени, развивает навыки работы с персональным компьютером и другими техническими средствами, повышает мотивацию к обучению и качество знаний, позволяет организовывать занятия дистанционно.
Системность использования: при изучении каждой темы. Используются разные виды деятельности: работа с информацией в ЭОР, тестирование, работа с презентациями, выполнение заданий на интерактивной доске, подготовка учащимися собственных презентаций.
Например, на уроках показываю эксперименты и явления, которые в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы, и учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса. Я использую многие прикладные программы: «Физика в картинках», «Открытая физика», «Демонстрации по физике», и большое количество интернет-ресурсов. На моем сайте можно найти flash-материалы к урокам, которые доступны моим ученикам. Без основ информационных технологий в настоящее время сложно обойтись, тем более при подготовке какого-то проекта. Освоение учащимися способов поиска информации в Интернете, с одной стороны является его внутренним ресурсом, а с другой, – позволяет формировать информационную компетентность в целом.
Важную роль в повышении мотивации играют и разнообразные формы организации занятий, которые я применяю в профильных классах: уроки традиционные и нетрадиционные, олимпиады, деловые игры, проекты, конференции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413) [Электронный ресурс] // Консультант плюс [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/  (дата обращения: 20.09.2019).

INTEGRATION OF REGULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS IN PHYSICS TO ACHIEVE THE PLANNED EDUCATIONAL RESULTS

© 2019

Zavershinskaia I.A., candidate of pedagogical Sciences, Honored teacher of the Russian Federation, head of the methodical Department of physics and technology, teacher of physics
Academy for gifted children (Nayanova), Samara (Russia)

Abstract: The article discusses the experience of integrating classroom and extracurricular activities of students in physics to achieve the planned educational results through the use of modern educational technologies that make it possible to implement a system-activity approach.
Keywords: lesson and extracurricular activities; planned educational results; modern educational technologies.