УДК 373.1

УРОК КАК ПОИСК СМЫСЛА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГОВОГО
ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА)

© 2019

Гринева Ю.А., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации обучения русскому языку в основной школе на основе текстуально-диалогового подхода. В процессе обучения широко используется текст как языковая, коммуникативная или дидактическая единица, осмысление которого осуществляется в процессе диалогического общения. Внедрение учебного диалога на уроках русского языка ориентировано на улучшение учебных результатов в освоении русского языка как предметной области. Среди метапредметных достижений отмечается активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Реализация идей диалогического подхода способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Позволяет ребенку найти общий язык с миром, природой, человеком и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.
Ключевые слова: текстуально-диалоговый подход; диалог; текст; дидактическая единица; ценность; смысл.

Русский язык есть стержень, вокруг которого формируется гражданская, культурная и образовательная идентичность личности, движущая сила ее личной свободы и самореализации – именно эти идеи, заложенные в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, стали отправной точкой осмысления и описания собственного педагогического опыта.
Изучение русского языка не сводится только к знаниям правил русского языка. Дело еще и в способе их изучения, в характере личностного отношения к изучаемой информации обоих участников образовательной деятельности. Урок – это место встречи ученика, учителя и содержания, запускающей процесс постижения личностью культуры и одновременно процесс привнесения себя в нее.
При изучении новой темы для нас важен вопрос не «Что это такое?», а «Что это значит для меня?». Ответ на этот вопрос требует единства предметно-практической и ценностной сторон деятельности. Поэтому изучение новой темы обязательно включает в себя работу с ценностями.
Суть текстуально-диалогового подхода заключается в том, что изучаемый материал предъявляется ученику как текст, к которому ученик должен выразить свое субъективное отношение, вступив в своеобразный диалог с его автором (В.В. Сериков). Текст выступает как языковая, коммуникативная или дидактическая единица, осмысление которого осуществляется в процессе диалогического общения.
Диалог позволяет не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.
Работа над освоением новых понятий осуществляется в диалоговом режиме, где в результате обсуждения сначала с учителем, а затем в парах и в группах самостоятельно обучающиеся отрабатывают алгоритмы действий, в которых заложен тот же принцип диалогической связи нового материала с темой, изученной ранее.
Самым сложным для учителя в подготовке к урокам диалогического общения является подбор текстов для коллективной деятельности, где текст выступает и как средство овладения типами и стилями речи, и как средство создания образовательного пространства. Именно текст обеспечивает развитие духовно-нравственного потенциала личности, ее общей и речевой культуры, которые определяются объемом и качеством освоенных личностью текстов из накопленных обществом духовных богатств (Г.А. Золотова).
Например, изучение темы «Однородные члены предложения» в 8 классе начинается с чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
«Иногда мы слышим высокие слова о любви к Родине, но нередко это просто обман. Любовь к Родине начинается с любви и к своей семье, и к своему дому, и к своей школе. Разве можно любить только семью или школу? Чувство растёт не сразу, а постепенно. Мы всё больше узнаем о Родине, и понимаем, и ценим. С возрастом оно становится любовью не только к своему городу, к своему селу, к родной природе, но и любовью к своей стране и ее народу. Это чувство нас связывает, объединяет и делает сильнее. Только созрев, оно становится сознательным и крепким. И тогда ты понимаешь, что нет ни конца ни края этой любви…» (по Д.С. Лихачеву. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006).
Сначала мы выясняем, о чем нам говорит автор, с чего начинается Родина? Вникаем в секреты авторского текста (Какими средствами автор выражает свои мысли?). Изучение темы начинается с обращения к содержанию и выражению мыслей по отношению к тексту. Размышляем, для чего необходимо использование однородных членов предложения.
На примере текста мы рассматриваем пунктуацию при однородных членах предложения. Дети находят все случаи и объясняют их. Этому помогает таблица, содержащая правила пунктуации по теме «Однородные члены предложения».

I. Запятая ставится между однородными членами:
1. Перед противительными союзами
[О, а О].
или [О, но О].
4 пр. Чувство растёт не сразу, а постепенно.
2. Перед повторяющимися союзами
[и О, и О].
или [и О, и О, и О].
2 пр. Любовь к Родине начинается с любви и к своей семье, и к своему дому, и к своей школе.
[О, и О, и О].
или [О, да О, да О].
5 пр. Мы всё больше узнаем о Родине, и понимаем, и ценим.
3. Перед второй частью двойных союзов
[как О, так и О]
или [не только О, но и О].
6 пр. С возрастом оно становится любовью не только к своему городу, к своему селу, к родной природе, но и любовью к своей странеиее народу.
II. Запятая не ставится между однородными членами, соединёнными одиночным соединительным или разделительным союзом
[О и О]. 8 пр. Только созрев, оно становится сознательным и крепким.
[О, О и О]. 7 пр. Это чувство нас связывает, объединяетиделает сильнее.
[О или О]. 3 пр. Разве можно любить только семью или школу?
III. Не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и…и, ни…., ни:
[…и стар и млад..]
[…ни свет ни заря…] и др.
9 пр. И тогда ты понимаешь, что нет ни конца ни края этой любви…

Когда мы увидели средства, которые могут позволить разнообразить и обогатить речь, пытаемся расширить представления о том, с чего же начинается Родина. Рассуждая о достояниях нашей Родины, дети рассказывают о культуре, языке, науке, архитектуре. В подтверждение их слов привожу цитату К.Г. Паустовского: «Мы не можем представить себе жизнь нашей страны без Кремля, без Пушкина, Толстого, Чайковского, Шаляпина, без «Медного всадника» в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве».
[О, О, О, О, О, О и О].
Предлагаю преобразовать предложение в соответствии с новой схемой. Слушаем музыку предложений, смещая логическое ударение в полученном варианте:
[О, О и О, О и О, О и О].Пример: «Мы не можем представить себе жизнь нашей страны без Кремля, без Пушкина и Толстого, Чайковского и Шаляпина, без «Медного всадника» в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве».
[не только О, О, О, О, О, но и О, и О].
[О ,О или О, О или О, О или О].
[и О , и О, и О, и О, и О, и, О, и О].
Сценарий урока по постижению смысла того, с чего начинается Родина и как на этот вопрос можно ответить, используя ОЧП, может развиваться по различным сценариям, а мы на этом уроке разбирались, каким образом любовь к Родине можно передать без слов? Отвечая на вопрос, ученики говорят о музыке, кино, картинах, поступках.
– И мы переходим к традиционной отработке навыков расстановки знаков препинания при ОЧП. Но так ли уж она традиционна?
«В Ялте художник задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только чувства, но и всю любовь неброской прелести русской природы. Там не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного неба. Там будет лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, да несколько деревьев вдали, да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясен. Все в ней: и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невиданные капли дождя на влажной листве деревьев – все говорило о необыкновенном таланте художника».

(Л.Н. Волынский)

С одной стороны, нужно расставить знаки препинания, но с другой, – мы продолжаем ценностную линию урока. Предлагаю сравнить возникшую картину после прочтения с репродукцией картины «Мокрый луг» Ф. Васильева. После такой работы, дети смогут более распространенно ответить на вопрос, заданный в начале урока. Ответ становится глубоким и эмоциональным.
А дома я предлагаю детям посмотреть, как смысл пословицы «Человек без Родины – что соловей без песни» выразил Евгений Евтушенко. Составить схемы предложений с ОЧП.
В час невеселый и веселый
пусть так живу я и пою,
как будто на горе высокой
я перед Волгою стою.
Я буду драться, ошибаться,
не зная жалкого стыда.
Я буду больно ушибаться,
но не расплачусь никогда.
И жить мне молодо и звонко,
и вечно мне шуметь и цвесть,
покуда есть на свете Волга,
покуда ты, Россия, есть.
И на следующий урок ответ на вопрос «С чего начинается Родина?» существенно отличается от дня вчерашнего. В этом и есть смысл урока как процесса поиска смысла.
Данный опыт работы целесообразно представить в виде карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Гринева Юлия Алексеевна
June_1685@mail.ru
ГБОУ СОШ № 1 с. Приволжье
http://schkola1priv.minobr63.ru/
Учитель русского языка и литературы 4 года
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: основная школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: использование текстуального-диалогового подхода для организации образовательного и воспитательного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новаторский характер уроков диалогического общения заключается в особенностях рассмотрения нового материала: самосознание обучающихся в каждом своем моменте повернуто вовне, напряженно обращается к себе, к другому, к третьему, что вызывает неподдельный познавательный интерес у обучающихся.
Необходимость поиска эффективных диалоговых методов обучения, обеспечивающих формирование метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы, определяет актуальность педагогической идеи опыта – диалогическое общение как средство формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в основной школе.
Эффективность:
потенциальная полезность заключается в том, что диалог позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество;
надёжность опыта. Уроки диалогового общения легко интегрируются с методом проектного обучения, что позволяет обучающимся выполнять творческие и проектные задания в рамках урочной деятельности. Дети участвуют в творческих конкурсах, представляют исследовательские работы;
перспективность заключается:
– в использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
– в умении слушать собеседника и вести диалог,
– в готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– в умении излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Самым сложным для учителя в подготовке к урокам диалогического общения является подбор текстов для коллективной деятельности, где текст выступает и как средство овладения типами и стилями речи, и как средство создания образовательного пространства.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная деятельность.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Обучение русскому языку в основной школе на основе текстуально-диалогового подхода.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование гражданской, культурной и образовательной идентичности личности в процессе учебного диалога.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. Изучение любой темы начинается с учебных текстов, обеспечивающих развитие духовно-нравственного потенциала личности. Предложенные в УМК тексты не всегда раскрывают сущность изучаемого языкового явления в полном объеме. В связи с этим ведется поиск новых текстов, либо корректируются (в зависимости от изучаемой темы) предложенные в учебниках варианты. Именно поэтому ученикам часто предлагаются измененные варианты текстов, но сохраняющие ценностную информацию.
Диалог является важным средством обучения. Дети могут работать в паре, группе, при этом у учащихся развиваются их речевые навыки, монологическая и диалогическая речь.
Новые условия образовательной деятельности. Прививая ребенку опыт диалогических отношений, мы вооружаем своего ученика своеобразным механизмом «нравственного самостроительства». Опыт диалогических отношений как определенный способ построения себя (в диалоге) на основе переосмысления мира других – это основной компонент содержания гуманитарного образования.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Важнейшая функция личности состоит в выявлении ее смысла, в выражении отношения к определенной ситуации. У нас есть возможность участвовать в смыслопоисковом процессе, что достигается с помощью диалога. Использование на уроках текстуально-диалогового подхода позволяет достигать как предметных результатов, так и метапредметных.
Пример:

Приветное слово

Холодно и ветрено. Мне нездоровится. Поздней весной, выходя на прогулку, надо прятаться в лес. Из леса тянет холодом. Настроения нет. Идти дальше некуда. Но вот навстречу на трехколесном велосипеде едет девочка в красной куртке и в красной шапочке.
– Дляствуй, дядя! – слышится мне. «Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» – хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех. Весело ей.
Вот и мне стало легко и хорошо! Не забыто в мире о силе добрых слов!

(по В.П. Астафьеву)

Приведенный текст мы рассматриваем при изучении темы «Безличные предложения». Он позволяет не только освоить способы выражения безличных предложений, но и поговорить о том, что позволяет человеку идти вперед. Рассуждаем о роли приветного слова в нашей жизни. Изучение темы «Безличные предложения» связано позволяет говорить о душевном состоянии, чувствах, переживаниях, состоянии природы:
1. И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
2. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
В результате беседы приходим к выводу не только о роли односоставных предложений в тексте, но и об эстетической речевой системе теста, которая передает жизненную философию автора. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач – важный показатель развития учащихся.
Использование текстуально-диалогового подхода мной заключается в подборе текстов, построении ценностно-смысловой линии, которая расширяет границы познаваемого.

6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Текстуально-диалоговый подход направлен на развитие у обучающихся:
– готовности к поиску смысла, заложенных в тексте ценностей;
– способности выделять в заданном тексте значимое для себя;
– умения соотносить собственное и «чужие» мнения;
– принимать открываемые ценности в качестве регуляторов собственных действий и поведения.
По сути, это готовность к поиску смысла самосовершенствования.
Ограничения отсутствуют.
Трудоёмкость. Большая затрата времени для поиска и корректировки текстов, составления схем и заданий разного уровня сложности.
Риски отсутствуют.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) – Внедрение ФГОС.
– Изучение опыта коллег.
– Изучение литературы по теме «Текстуально-диалоговый подход».
– Мониторинг собственного опыта.
8. Результат изменений Внедрение учебного диалога на уроках русского языка для учащихся ориентирован на следующий результат:
– у школьников улучшаются учебные результаты в освоении русского языка как предметной области (рост качества обучения по русскому языку в моем классе за 3 года с 34 до 42%, рост числа участников олимпиад по русскому языку и литературе на 16%);
– рост числа участников творческих конкурсов, научно-исследовательских конференций, конкурсов проектов с 34 до 56%;
– в области личностных достижений: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (участие моих учеников в волонтерском движении, экологических, общественно полезных акциях).
9. Публикации о представленном ИПО Нет
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 2018 год. Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года» (2 место).
2019 год. Окружной этап Всероссийского конкурса «Учитель года» (2 место).
2019 год. Зональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года» (1 место).
2019 год. Областной этап конкурса «Учитель года Самарской области – 2019» (финалист).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. 39 с.
  3. О коммуникативной значимости синтаксических единиц // Языковая системность при коммуникативном обучении. М., 1986.
  4. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. М. : ИРЯ им. В.В. Виноградова, 1998. 540 с.

LESSON AS THE SEARCH FOR MEANING (USE OF TEXTUAL-DIALOG APPROACH
IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS)

© 2019

Grineva Yu. A., teacher of Russian language and literature
SBOU SOSH № 1, Volga region, Samara region (Russia)

Abstract: In article are considered questions of the organization of teaching Russian language in primary school on the basis of textually-dialogue approach. In the learning process, the text is widely used as a linguistic, communicative or didactic unit, the understanding of which is carried out in the process of dialogical communication. Russian language teaching dialogue is aimed at improving the learning outcomes in the development of the Russian language as a subject area. Among the metasubject achievements there is an active use of speech means for solving communicative and cognitive tasks, the ability to listen to the interlocutor and conduct a dialogue, the willingness to recognize the possibility of the existence of different points of view and the right of everyone to have their own. The implementation of the ideas of the dialogical approach contributes to the accumulation of dialogical experience of solving humanitarian problems by the individual. Allows the child to find a common language with the world, nature, man and realize the interdependence of each other in this world.
Keywords: textual-dialogue approach; dialogue; text; didactic unit; value; meaning.