УДК 372.854

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

© 2019

Горячкина И.А., учитель химии и биологии
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области

Аннотация: Одним из направлений нового национального проекта в сфере образования является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профориентацию. Поэтому работа с одаренными детьми является одним из важных направлений моей деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, химический эксперимент, проектная деятельность, универсальные учебные действия.

В своей деятельности опираюсь на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) второго поколения, которые делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Считаю важным направить одарённого ребёнка не только на получение знаний, но и на их творческую переработку, на развитие способности мыслить самостоятельно на основе полученного материала, применяя технологии, методы и формы работы, направленные на развитие личности одаренного ребенка.
Работая на основе ФГОС, которые позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание урочной, внеурочной и внеучебной деятельности, я организую на уроках и занятиях кружка самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность обучающихся с учётом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Считаю эти условия главными для развития одаренности моих учеников.
Кроме того, Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность разработки индивидуальных учебных планов для развития одарённых детей. Индивидуальные планы разрабатываются мной с участием обучающихся и их родителей. Учащиеся, моделируя свою образовательную траекторию, используют предлагаемую мной программу внеурочной деятельности кружка по интеллектуальному направлению «Юный исследователь» для 5-7-х классов и элективный курс для 10-11-х классов «Химик - профессия будущего».
Для выявления и развития таких детей проводятся предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, в рамках предметных недель, защита проектов по различной тематике, ролевые игры. Я активно привлекаю своих учащихся к участию в данных мероприятиях, так как эти формы работы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие для них виды творческой деятельности и предъявить собственную успешность.
В своей работе с одаренными детьми использую технологию организации поисково-исследовательской деятельности.
У одарённых детей проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет моим учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Поэтому особым направлением в работе с одаренными детьми является организация такой исследовательской деятельности, которая сочетает в себе черты личностно-ориентированного, проблемного, развивающего обучения.
Данная технология представляет собой организацию совместной c учителем исследовательской деятельности учащихся, имеющую общую цель, этапы, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Этапы формирования исследовательской деятельности (по Тяглову Е.В.) следующие: теоретико-экспериментальный; частично-поисковый; поисковый; научно-исследовательский. Данные этапы включают в себя следующие шаги:

  • Постановка проблемы
  • Выдвижение гипотез
  • Анализ гипотез
  • Постановка задач эксперимента
  • Разработка методики эксперимента
  • Мысленное проведение эксперимента
  • Создание материальной базы эксперимента
  • Разработка и монтаж оборудования
  • Проведение эксперимента
  • Обработка эксперимента
  • Отчет о проделанной работе
  • Презентация проекта

Методы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; анализа и синтеза; творческий.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков; умений и навыков работы с различными источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Преимущества для учащихся:
В ходе поисково-исследовательской деятельности у моих учащихся:
1. Формируются общеучебные умения и навыки: рефлексивные, поисковые (исследовательские), умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные, умение отвечать на незапланированные вопросы
2. Формируется научное мышление, а не простое накопление знаний.
3. Происходит самоутверждение личности.
Преимущества для учителя:
В ходе организации поисково-исследовательской деятельности педагог:
1. Выступает в роли наставника: координирует процесс; поощряет учеников.
2. Пробуждает у учащихся интерес к открытиям, исследованиям.
3. Приобщает их к науке.
Анализ научно – исследовательских работ учащихся, написанных под моим руководством, свидетельствует о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность этих умений позволит обеспечить им конкурентоспособность при поступлении в вузы, успешное обучение в них, поможет реализовать их жизненные цели.
Итогом работы над научным исследованием является его защита. Возможны различные варианты защиты работы. Это может быть доклад на школьной конференции, компьютерная презентация, реферат проблемного характера, участие в региональных и всероссийских конкурсах. Но применение компьютерных технологий позволяет учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.
Реализация опыта моей работы логично представить в виде следующей информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
победителя конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Горячкина Ирина Анатольевна
IAGoryachkina@yandex.ru
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель - Черкассы муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области
http://kch-shkola2.minobr63.ru 
Учитель химии и биологии 22 года
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения – основная и старшая школа, масштаб изменений - локальный, предмет изменений – методы и формы организации образовательного процесса
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Представленный опыт направлен на организацию поисково-исследовательской деятельности на уроке химии и во внеурочное время, что будет способствовать развитию креативности, познавательной активности, умения решать возникающие учебные проблемы, созданию условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению путем их включения в данный вид деятельности. Стандартами нового поколения предусмотрена обязательная организация в школе поисково-исследовательской деятельности учащихся, которую я организую по двум направлениям:
• урочная поисково-исследовательская деятельность учащихся: уроки поисково-прикладного характера, семинары, практические и лабораторные работы исследовательского характера;
• внеурочная поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научные работы, конкурсы научно- исследовательских работ, конференции, творческие и научные объединения.
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Трудоемкость освоения представленного опыта определяется наличием определённой материально-технической базы, куда входит оборудованный кабинет химии, а также химическое оборудование и реактивы.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Работа с одарёнными детьми
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Поисково-исследовательская деятельность учащихся
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация поисково-исследовательской деятельности на уроке химии и во внеурочное время, что будет способствовать развитию креативности, познавательной активности, умения решать возникающие учебные проблемы, созданию условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению путем их включения в данный вид деятельности.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Выпускник современной школы нуждается в формировании таких качеств личности, как способность к креативному мышлению, к решению проблемы через анализ противоречия, умения ставить и достигать поставленных целей, осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять коммуникацию для решения проблемы.
Проведя психологическое исследование учащихся классов, в которых я работаю, было обнаружено отсутствие у большинства обучающихся данных качеств и мотивации к обучению.
В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является способность искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем, способность к творчеству и познавательная активность. Следовательно, задачей общеобразовательной школы является развитие у учащихся умения учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям. Это способствует обеспечению одной из важнейших компетенций - умение самостоятельно определять цели своего обучения, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. В своей практике я успешно использую следующую технологию осуществления исследовательской деятельности на уроке химии, представленную М.А. Шаталовым:
• актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный химический эксперимент);
• создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, решения нестандартных задач и др.;
• постановка учебной проблемы;
• решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);
• доказательство и применение найденного решения (путем выполнения лабораторного опыта).
По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
Тематика уроков самая разнообразная: «Вода известная и неизвестная», «Химия в продуктах питания», «Биологическая роль галогенов», «Наступает эра графена». При подборе тем уроков стараюсь обращать внимание на практическую значимость, актуальность и новизну исследования. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий через организацию учителем работы над научным исследованием. С целью развития у обучающихся УУД активно внедряю в учебный процесс проектный метод обучения. Проекты создаются учащимися, как на уроках, так и во внеурочное время. В результате работы над проектами учащиеся создают информационные продукты, выполненные средствами современных информационно- коммуникационных технологий.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) С целью развития у обучающихся УУД активно внедряю в учебный процесс проектный метод обучения. Проекты создаются учащимися, как на уроках, так и во внеурочное время. В результате работы над проектами учащиеся создают информационные продукты, выполненные средствами современных информационно- коммуникационных технологий.
класс название проекта продукт
9 Метеозависимость бюллетень
9 SMS в нашей жизни беседа
9 Пейте соки – будете здоровы рекламный проспект
10 Влияние цвета глаз на характер человека реферат
10 Чем пахнет чай рекламный проспект
10 Быстрое питание – скорое заболевание, или как сделать правильный выбор беседа
11 Парфюм от А до Я мастер-класс
11 Здоровье под каблуком мастер-класс
11 Мыльная история рекламный проспект
Ограничения. Не всегда есть условия для проведения лабораторных исследований, нужные реактивы и оборудование.
Трудоёмкость и риски. Некоторые эксперименты, исследования требуют наличие сложного оборудования и реактивов, которые не всегда есть в наличии или требуют соблюдения особой техники безопасности при работе с ними.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Основными условиями реализации являются:
1. Оснащенный кабинет химии и лаборатории.
2. Использование современных технологий. Применение виртуального эксперимента.
3. Систематическое повышение квалификации педагога.
8. Результат изменений Исследовательские работы, с которыми учащиеся выступают на различных конкурсах, конференциях, также имеют разнообразную тематику: «Химия и цвет», «Какую воду мы пьём», «Вред и польза бытовой химии», «Химия и реклама», «Металлы – биогены» и другие. С каждым годом количество таких учащихся растет. С проектами учащиеся выступают на ежегодных школьных научно-практических конференциях, занимая призовые места. Участвуют на областных и всероссийских конференциях. 4-1 В рамках использования технологии организации поисково-исследовательской деятельности выполнялись учащимися разнообразные исследовательские работы: «Алюминий на кухне: враг или помощник?», «Природные индикаторы», «Исследование химической безопасности посуды для здоровья человека», «Правильно выбираем минеральную воду» и др.
Одним из результатов работы с одаренными детьми является положительная динамика участия учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. 4-2Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «скучных уроков», увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность. Используемые технологии позволяют качественно подготовить учащихся для прохождения итоговой аттестации.
9. Публикации о представленном ИПО - «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся» (Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»).
- Технология разработки Маршрутной карты самостоятельной работы учащихся (Образовательный Интернет-портал Учебного Центра «Современные технологии»).
- «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики). Программа элективного курса (Научно-методический журнал «Химия. Всё для учителя»).
- «Искусство быть здоровым – химия в быту» профессиональные пробы и социальные практики). Программа элективного курса (Научно-методический журнал «Химия. Всё для учителя»).
- «Развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся через применение метода проекта» (Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование»).
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 2019 г - победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2019 году
2017 г – призер Международного конкурса педагогов «Образовательный потенциал XXI века», в номинации «Современные образовательные технологии»
2016 г – победитель Открытой окружной конференции «Мир профессий» в номинации методических разработок программ и внеклассных мероприятий «Экскурс в мир профессий» (Методическая разработка элективного курса по химии «Искусство быть здоровым – химия в быту» для 10-11 классов).
2015 г – призер IV Регионального конкурса методической продукции по профессиональной ориентации планированию профессиональной карьеры (Методическая разработка элективного курса по химии «Химик – профессия будущего»)
2015 г – победитель окружного конкурса и зонального этапа регионального конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2015»; лауреат областного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2015»

Организация поисково-исследовательской деятельности требует тесного сотрудничества с учителями-предметниками естественно научных дисциплин. Поэтому при выполнении экспериментальной части проектных работ с одаренным учащимся мы с учащимися обращаемся за консультацией к учителям физики, математики и информатики.
Совместная работа позволяет отслеживать результативность работы с учащимся: уровень умственного развития, творческого мышления и успешности индивидуального роста и развития ребёнка.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Развитие и совершенствование системы работы в условиях реализации ФГОС требует от преподавателя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Об этом точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577).

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES AS A FORM OF ORGANIZATION OF WORK WITH GIFTED CHILDREN

© 2019

Goryachkina I. A., teacher of chemistry and biology
SBOU school №2 "OC" S. Kinel-Cherkassy Samara region

Abstract: one of the directions of the new national project in the field of education is the formation of an effective system of identification, support and development of abilities and talents of children and youth, based on the principles of justice, universality and aimed at self-determination and career guidance. Therefore, working with gifted children is one of the important areas of my activity.
Keywords: research activity, chemical experiment, project activity, universal educational activities.