УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

© 2019

Быков Р.В., учитель физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №67, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается роль проектной деятельности в формировании исследовательских умений обучающихся на уроках физики. Для этого в учебный процесс включены проектные задания, элементы исследовательской деятельности, физический эксперимент.
Ключевые слова: проектная деятельность, физический эксперимент, виртуальный эксперимент, домашний эксперимент.

В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от "классического формирования знаний, умений и навыков", особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов. «Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества», - писала дидакт М.Б. Романовская.[1] Одно из значений слова «проект» в переводе с латинского – это «брошенный вперед». Данное толкование во многом ориентирует современного учителя на инновационную деятельность.
Метод проектов основан на идеях философии и педагогики прагматизма, развивавшейся в США на рубеже позапрошлого и прошлого веков; он вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения важны как ранее полученные знания, так и те, которые только стоит приобрести. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации. Но в 1931 г. Метод проектов был осужден в нашей стране и забыт вплоть до настоящего времени. В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно. В настоящее время этот метод активно возрождается и в нашей системе образования.[2]
Наши дети – это совсем другое поколение, для которого нет устоявшихся знаний, для них школа – это база, с которой можно брать старт, стремительно опережая своих учителей. Современный ученик быстро приспосабливается к новым условиям жизни, активно использует информационные технологии, живо реагирует на меняющиеся экономические ситуации, хочет получить те знания, которые помогут ему правильно найти свое место в жизни. Метод проектов является спасением от косности в преподавании школьных предметов. Он может вывести нас на иной, более глубокий уровень общения с учениками, подарить радость совместного творчества, познания.
Метод проектов – это поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Этот метод – одна из личностно – ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и прочие методики.
Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности и содержанию предмета. Для меня это заключается в следующем:
- во-первых, в изменение деятельности учителя и учащихся на уроке и вне его (предоставление большей свободы действий, воображение, представление в уме, рассуждения, проверка своих догадок на практике, доказательства и вновь опровержение своих умозаключений, т.е. делать так, чтобы показать жизнь науки и практики);
- во-вторых, в изменении содержания предмета (необходимости показать ввод тех или иных понятий в науке физике; выстраивание физических моделей, их проверка, с использованием современных средств, в частности компьютеризацию).
В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся, содержание и уровень подготовки учащихся к выполнению работ, виды и тематика проектов, характер координации, степень самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.
Проектная деятельность “современных” учащихся еще спасает в познании науки физики. Появились новые возможности у учащихся кроме журналов, энциклопедий и учебников использовать другие носители – CD, Интернет, творить “свое”, используя современные технологии. И чем глубже они начинают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные компьютерные программы, что и развивает их исследовательскую деятельность.
Проектная деятельность, именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как учащийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики….).
В контексте реформирования современной системы школьного образования возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека, ибо, с одной стороны, учение обусловлено способностями человека к обучению, а с другой стороны важно предупредить отставание темпов индивидуальной социализации и обучения от темпов развития человеческой культуры. Целостность, гармоничность индивидуальности, свобода и разносторонность человека характеризуют совокупность его сущностных сил, его сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической, саморегуляционной. От развития этих сфер, своевременного и качественного воздействия на них через учебную деятельность, в конечном итоге, зависит социальная активность личности.
Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таковым относится и коллективный проект, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по "Физике". Для того, чтобы осмыслить коллективную проектную деятельность в плане педагогической теории, необходимы обобщение, систематизация, анализ, методические рекомендации и пропаганда уже имеющегося опыта учителей физики.
Любая лабораторная работа может стать мини – проектом, если проводить их не по подробной инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что они делают, лучше усваивают материал.
За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета Стаж работы в должности
Быков Роман Валерьевич bykovroma@gmail.com  МБОУ Школа №67 г.о. Самара http://school67samara.com  учитель физики 6 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: основная и старшая школа.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса, качество образовательного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта – заключается в обеспечении высокого качества обучения, необходимого для самореализации учащихся, повышении мотивации к изучению физики.
Актуальность - использование экспериментально-исследовательской деятельности в образовательном процессе способствует повышению мотивации на уроках физики.
Эффективность:
- потенциальная полезность заключается в реализации требований ФГОС, овладении учащимися способами действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования.
- надежность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении четырёх лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических, проектных конференций разного уровня.
- перспективность - обеспечивается системно-деятельностный подход в обучении, развивается творческая личность, готовая к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию, развивается готовность учащегося к самоопределению, выбору будущей профессии.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов, а так же наличием определённой материально-технической базы, куда входит:
1. оборудованный кабинет физики
2. физическое оборудование и реактивы
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по физике
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Повышение мотивации на уроках физики и во внеурочной деятельности через использование экспериментально-исследовательской деятельности, физического эксперимента, межпредметной связи.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является – экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению физики.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия:
В рамках реализации ФГОС учитель должен выступать в качестве консультанта, наставника, а основную деятельность должны осуществлять ученики. В связи с этим, задача учителя организовать урок усложняется, так как организовать деятельность гораздо сложнее, чем строить урок в виде монологического выступления.
- между обучением группы учащихся и обучением каждого отдельного ученика согласно требованиям ФГОС общего образования,
-между социальным заказом родителей и потенциальными возможностями ученика.
Новое средство обучения –
эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, ведение индивидуального мониторинга и выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика.
Новые условия образовательной деятельности:
У большинства современных учащихся наблюдается снижение интереса к изучению физики. Для того, чтобы остановить этот процесс, необходимо создать новые условия образовательной деятельности:
- применение элементов исследовательской деятельности на уроках физики;
- использование физического эксперимента на уроках физики;
- использование на уроках современных методов и приемов.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Использование СОТ.
Изменение требований к результатам образования в концепции ФГОС ОО и формирование наряду с предметными, метапредметных и личностных результатов учащихся требует сегодня внедрение в работу учителя интерактивных технологий обучения. Задачей в достижение повышения результатов образования является - формирование мотивации к обучению. Мотивация к изучению физики не велика, что объясняется сложностью предмета, отсутствием физического эксперимента на уроках физики, что связано с недостаточной оснащенностью физической лаборатории, сокращение учебных часов. Необходимость решения проблемы привела к поиску новых средств повышения мотивации к изучению предмета. Это современные образовательные технологии.
Возникла необходимость планирования учебного процесса с применением физического эксперимента, применением виртуальных физических опытов.
Организация учебного процесса.
Повышению положительной мотивации к учению был и остается урок, он обладает мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты. В своей педагогической деятельности для повышения мотивации к обучению на уроках физики осуществляю с помощью технологий:
1. Проблемное обучение.
2. Проектная деятельность.
3. Исследовательская деятельность.
4. Обучение в сотрудничестве.
5. ИКТ технологии.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Современные образовательные технологии, исследовательская деятельность, использование ИКТ технологий, физический эксперимент позволяют расширить интерес учащихся к физики, инженерным задачам, видеть их, прогнозировать, пробовать их решить, что способствует развитию физических и инженерных знаний, исследовательской деятельности, повышению мотивации к изучению физики, позволяющих ученикам самореализоваться.
Ограничения.
Не всегда есть условия для проведения лабораторных исследований, нужное оборудование.
Трудоёмкость и риски.
Некоторые эксперименты, исследования требуют наличие сложного оборудования, которые не всегда есть в наличии или требуют соблюдения особой техники безопасности при работе с ними.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Основными условиями реализации являются:
1. Оснащенный кабинет физики и лаборатории.
2. Использование современных технологий. Применение виртуального эксперимента.
3. Систематическое повышение квалификации педагога.
8. Результат изменений Результатом успешной работы можно считать 100% успеваемость; высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ; высокий уровень участия моих учеников в различных исследовательских конкурсах и мероприятиях физической направленности района, региона, где они являются победителям и призерами; повышение уровня выбора профессий, связанных с физикой. 3
9. Публикации о представленном ИПО
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 1. Городской этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017» (лауреат).
2. Городской этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2018» (победитель).
3. Областной этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2018» (лауреат).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лазарев В.С., Новое понимание метода проектов в образовании. Проблемы современного образования, 2011. - №6. - с. 35-43.
  2. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, М.: Academia

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF CREATING RESEARCH SKILLS OF STUDENTS TO LEARN PHYSICS

© 2019

Bykov R.V., physics teacher
Municipal budgetary educational institution school №67, Samara (Russia)

Abstract: the article discusses the role of project activities in the formation of research skills of students to study physics. For this learning process includes project tasks, elements of research, physics experiment.
Keywords: project activities, physics experiment, virtual experiment, home experiment.