УДК 37.037.1

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2019

Апашкина Н.В., учитель физической культуры
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школы № 106 городского округа Самара, Самарской области, Россия

Аннотация: Представленная статья описывает инновационный педагогический опыт по формированию и развитию координационных способностей у обучающихся основной школы средствами игры баскетбол. Для создания успеха у обучающихся в развитии координационных способностей применяется целостная система постепенно усложняющихся задач, средств, методов и условий развития этих способностей у детей школьного возраста посредством игры в баскетбол.
Ключевые слова: координационные способности, тестирование обучающихся, баскетбол, управление и регулировка двигательных действий.

Проблема физических (двигательных) способностей – одна из наиболее значимых в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и одновременно предмет непрекращающихся дискуссий.
Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности (КС), развитию которых уделено большое внимание в программах физического воспитания учащихся основной школы.
Это справедливо и закономерно. В современном быстро меняющемся мире возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. КС включают в себя также такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие.
Один из крупных дидактов в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями ...» [13, с.11], то есть нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. Формирование названной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования.
Несмотря на понимание важности проблемы формирования координационных способностей обучающихся в практике отсутствует целостное представление о методике их развития на уроках физической посредством игры в баскетбол.
Таким образом, в настоящее время в педагогической науке и практике существуют следующие противоречия:
- между востребованностью человека с развитыми координационными способностями, обеспечивающими ему приспособление к новым трудовым действиям и бытовым операциям, и отсутствием четких представлений о методики их развития на уроках физической культуры;
- между пониманием значения баскетбола в развитии координационных способностей и отсутствием системы их формирования средствами игры в баскетбол.
Указанные противоречия возможно решить с помощью системы практических способов формирования координационных способностей на уроках физической культуры посредством игры в баскетбол, что является моей ведущей педагогической идеей.
Цель моей системной деятельности: воспитание координационных способностей обучающихся на уроках физической культуры посредством игры в баскетбол.
Гипотеза: Если координационные способности определяют готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия, то их формирование у обучающихся на уроках физической культуры будет эффективным, если:
- выявлены возможности игры в баскетбол как средства формирования координационных способностей;
- разработана методика формирования и развития координационных способностей школьников посредством игры в баскетбол.
Задачи учителя:
1. Выявить возможности баскетбола в формировании координационных способностей и определить способы их реализации на уроках физической культуры.
2. Разработать и применить методику развития координационных способностей у обучающихся основной школы на уроках физической культуры посредством игры баскетбол.
3. Организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [3, с.5], при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождалось нанесением ущерба их здоровью.
Сколько же КС существует реально и сколько их должен формировать учитель физической культуры у учащихся? По поводу ответа на этот вопрос нет единой точки зрения. Авторы в своих попытках систематизировать КС называют от 2-3 основных до 5, 11, 18 и более специфических (или частных) КС [4].
Под «координационными способностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют следующие виды координационных способностей:
Специальные - это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические - возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие).
Общие - это потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е имеют хорошие «общие» координационные способности. Или чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные способности к циклическим движениям, но низкие к спортивным играм. [4]
Я, как учитель физической культуры, прежде всего выявляю к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов определяю абсолютные и относительные показатели разных КС. Это помогает мне определить явные и скрытые координационные возможности своих учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.
Необходимость поиска способов формирования интегральной способности управления собственным телом, составляющей главную задачу и конечную цель общего среднего образования в сфере физического развития школьников, способствовала разработке методики формирования и развития координационных способностей обучающихся на уроках физической культуры в МБОУ Школе № 106 городского округа Самара.
Координационные способности школьника выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи. Для становления КС очень важен период с 10 до 12 лет, когда еще можно исправить недостатки, допущенные при развитии КС в младшем школьном возрасте. Позже это сделать непросто. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) я приучаю обучающихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т.е. адекватно и точно). Затем постепенно увеличиваю требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях.
Спортивно-игровые упражнения, направленные на воспитание КС в среднем школьном возрасте, наиболее разнообразны. Количество их вариаций не имеет границ. Большинство спортивно-игровых упражнений носит синтетический характер, то есть направлено на воспитание сразу нескольких КС.
Большими возможностями в развитии координационных способностей школьников в процессе физического воспитания обладает баскетбол, который относится к виду сложно-координационных спортивных игр с большим количеством перемещений, физических контактов в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых действий, осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях. В основе обучения игры в баскетбол лежит комплексный подход к развитию координационных способностей, что предполагает использование соответствующего комплекса упражнений на каждом занятии и в каждом микроцикле подготовительного, соревновательного и переходного периодов изучения баскетбола.
Развитие и совершенствование КС осуществляю посредством различных организационно-методических форм в любой части урока. В подготовительной и заключительной основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих координационных упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.
Основными методическим условием в развитии координационных способностей является разминка перед выполнением упражнений. Разминка имеет профилактическое предупреждающее значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняются движения, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий. Разминка на уроках по баскетболу состоит из двух частей: общей и специальной.
Общая часть в себя включает разнообразные упражнения общефизической подготовки, такие как: бег в слабом темпе; общеразвивающие упражнения на месте и в движении.
Специальная часть разминки содержит элементы баскетбола, упражнения, подготавливающие обучающихся к обучению технике и тактике баскетбола, а также к развитию двигательных качеств: упражнения в сочетании работы рук и ног с заданным ритмом, подготовительные упражнения к овладению броском.
В разминку можно включить упражнения с мячом в парах и группах: игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками; игра в (пятнашки) в передачах. Используя упражнения с баскетбольным мячом в разных сочетаниях, я не только подготавливаю обучающихся к предстоящей работе, но и знакомлю их с отдельными техническими приемами или закрепляем уже известные им.
Таким образом, разминка естественно переходит в основную часть урока. Владея мячом на 10-12 мин. больше, чем при обычной разминке, учащиеся быстрее овладевают чувством мяча, у них лучше развиваются ловкость и координация движений. Сами упражнения вызывают большой интерес своим разнообразием и сложностью выполнения.
Главные задачи координационного совершенствования школьников решаю все же в основной части урока. Координационные упражнения, как правило, рекомендуется проводить ближе к началу или середине основной части урока, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.
Средства основной части занятия: подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения; подвижные игры; учебные и двусторонние игры в баскетбол. Во время проведения основной части занятия стремлюсь использовать максимальное количество мячей; применяю поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку.
Разученные в водной части урока технические приемы закрепляем с детьми в основной части включением их в различные эстафеты при разучивании передач в движении и бросков в корзину. Так же в основной части урока применяю различные комплексы упражнений, обеспечивающие развитие координационных способностей посредством баскетбола: броски и ловля мяча, броски по кольцу, специальные упражнения для развития ловкости с мячом в движении, в том числе прыжки и прыжки через скакалку с ведением мяча, различные виды бега с ведением мяча, упражнения в колоннах, спортивные игры с мячом - «В одно касание», «Добивалочки», «Сторожа!».
В заключительной части урока проходит закрепление полученных навыков и уровня физической подготовленности, отрабатываются командно-тактические задачи, проводится анализ принимаемых решений. Для этого использую следующие игры: «Массовый баскетбол», «Зонный баскетбол», «Нападение пятерками», «Передал – садись», «Мяч в стенку», «Зонный баскетбол».
Учитывая специфику проявления координационных способностей в баскетболе, на уроках подбираю такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры.Для развития координационных способностей в быстро меняющихся игровых ситуациях использую упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе один за другим. В условиях игровых действий обучающегося значительно увеличивается объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях во время игры, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Эффективность представленной системы работы по формированию координационных способностей обучающихся на уроках физической культуры посредством игры в баскетбол подтверждена положительной динамикой исследования уровня их сформированности у обучающихся 8 классов. На констатирующем и контрольном этапах работы была проведена диагностика уровня сформированности координационных способностей у обучающихся основной школы. Для организации этой работы в качестве контрольных испытаний нами были взяты следующие методы исследования координационных способностей:
1. Двигательный тест №1 «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения».
2. Двигательный тест №2 «Челночный бег с ведением мяча 3x10 м».
3. Двигательный тест №3 «Перемещение 6х5».
4. Тест № 4 «Передачи мяча с противодействием соперника в игровой ситуации».
В таблице №1 отражены полученные показатели КС в тестах на констатирующем и контрольном этапе (средний балл) за два учебных года(по методике В.И.Ляха и А.А.Здановича).

Таблица №1

Результаты тестирования показателей развития КС (средний балл)
Тесты Констатирующий этап (средний балл) Контрольный этап (средний балл)
Тест № 1 21,7 сек. 19,9 сек.
Тест № 2 12,6 сек. 10,8 сек.
Тест № 3 10,3 9,2
Тест № 4 13 хор./ 10 неуд. 17 хор./6 неуд.

Анализ полученных данных показал, что обучающиеся на констатирующем этапе показали слабые результаты в отличии от контрольных показателей после проведенной работы по методике акцентированного развития координационных способностей на уроках физической культуры по теме баскетбол с обучающимися среднего школьного возраста. Сравнительный анализ результатов тестирования показал явный прирост в уровне владения координационных способностей обучающихся. Положительная динамика в контрольном тестировании объясняется именно эффектом акцентированного развития координационных способностей на уроках физической культуры по теме баскетбол с обучающимися основной школы.
Основное содержание опыта отражено в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2019», участника областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости в 2019 году.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета Стаж работы в должности
Апашкина Наталья Владимировна,
natalya.apashckina@yandex.ru
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа № 106» городского округа Самара,
http://school-106.ru
Учитель физической культуры высшей квалификационной категории, классный руководитель 18 лет
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта Сектор применения: начальная, основная и старшая школа, внеурочная деятельность
Масштаб изменений: локальный
Предмет изменений: методы и формы организации учебной деятельности
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна инновационного опыта – применение целостной системы постепенно усложняющихся задач, средств, методов и условий развития этих способностей у детей школьного возраста посредством игры в баскетбол.
Актуальность. Несмотря на понимание важности проблемы формирования координационных способностей обучающихся в практике отсутствует целостное представление о методике их развития на уроках физической посредством игры в баскетбол. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. Большими возможностями формирования и развития КС заложены в игре баскетбол, требующей от игроков быстроты и ловкости выполнения игровых приемов и действий.
Эффективность:
- потенциальная полезность: Мои наблюдения показали, что дети, имеющие высокие и выше средних показатели сформированности КС, успевают, как правило, на «отлично» по предмету «Физическая культура», они легче, чем другие, адаптируются к сложным условиям жизни и труда.
- надёжность: Данный опыт может быть использованв практике работы учителей физической культуры основной школы для повышения эффективности процесса развития у школьников координационных способностей посредством игры в баскетбол на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, а так же педагогами дополнительного образования.
- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии ФГОС. Формирование и развитие координационных способностей обучающихся повышают интерес к предмету физическая культура и отражаются на участии и результатах школьников в соревнованиях по различным видам спорта.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Освоение опыта требует наличие материально-технических условий: спортзала с баскетбольными кольцами; баскетбольные мячи, соответствующих размеров по возрастным категориям обучающихся; различные стойки, фишки.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Формирование координационных способностей обучающихся основной школы посредством игры в баскетбол на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является воспитание координационных способностей школьников посредством игры баскетбол на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия. Придя в школу из профессионального спорта, обратила внимание на слабую эффективность существующей школьной системы физического воспитания, которая проявляется в следующих результатах:
- низкая мотивация к самостоятельному систематическому использованию ценностей физической культуры;
- отсутствие стойкого интереса школьников к урокам физической культуры;
- каждый второй обучающийся средней и старшей школы не способен справиться с программными нормативами на положительную оценку.
И как следствие, устойчивая динамика увеличения заболеваемости обучающихся от класса к классу.
Поиск способов повышения эффективности уроков физической культуры невольно приводил к анализу результатов собственного опыта занятия физической культурой, которые совпадают с требованиями современных ФГОС: интерес к занятиям, самореализация на основе ценностей физической культуры, высокий уровень физической подготовленности и, как следствие, отсутствие проблем со здоровьем.
Новое средство обучения: использование мультимедийных средств обучения, видеофильмов, компьютера, интерактивной доски, нестандартного оборудованияявляется эффективным педагогическим средством изучения физической культуры и спорта и формирования познавательной деятельности обучающихся и их коммуникативных навыков. Использование новых технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Использование подвижных игр с элементами баскетбола способствует формированию метапредметных и личностных результатов обучения:
- ответственное отношение к учению и познанию нового,
- усвоение знаний о ценности физической культуры,
- применение знаний и умений в новых условиях,
- умение вести познавательную деятельность в группе, команде;
- сотрудничать при решении учебных задач,
- коммуникабельность, общительность, воля, целеустремленность;
- толерантности;
- приобретению опыта позитивного отношения к урокам физической культуры,
- уважительное и доброжелательное отношение к учителю и сверстникам,
- проявление положительных качеств личности.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ на уроках физической культуры обеспечивает более эффективное восприятие учебного процесса обучающихся. Современные программные и технические средства позволили мне как учителю изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации; привлечь школьников к систематическим занятиям физической культуры и спортом.
Здоровьесберегающие технологии. На моих уроках физической культуры данная технология – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Игровая технология. Естественные движения, составляющие основу баскетбола – прыжки, бег, передача, броски, - легко запоминаются детьми, а реализованные в динамике игры помогают развивать такие востребованные качества личности как умение сохранять работоспособность длительное время, концентрировать и распределять внимание, быстро принимать и перерабатывать информации, приспосабливаться к новым трудовым действиям и бытовым операциям. Подвижные игры с элементами баскетбола обеспечивают не только формирование КС, но и способствуют формированию умений анализировать складывающиеся игровые ситуации, осмысливать действия, видеть особенности конкретных моментов игры, занимать выгодные позиции. Вот лишь небольшой перечень используемых игр на уроках физической культуры: "Неподвижная цель"; "Поймай мяч партнёра"; "Закати мяч в ворота".
Проектная и исследовательская деятельность. В реализации проекта созданы условия для осуществления поисково-исследовательской деятельности обучающихся:
- на уроках физической культуры – мини-проекты информационного характера, в рамках которых обучающиеся представляют информацию об особенностях изучаемого раздела физической культуры, достижениях российских спортсменов в данном виде спорта, анализу их выступлений (пример тем для информационных мини-проектов по разделу «Баскетбол» представлен в таблице №1). Подобный список тем не является постоянным, он постоянно меняется, ориентирован на актуальный график соревнований и предлагается при изучении любого раздела физической культуры обучающимся 5-9 классов.

Таблица №1

Примеры тем поисково-исследовательских работ по теме «Баскетбол»:
№ п/п Название темы
1 Баскетбол - игра миллионов! История зарождения баскетбола в России.
2 Правила игры: размер площадки, название линий, высота кольца, основные правила игры, изменения в современных правилах. Жесты судей.
3 Известный советский тренер «Папа баскетбола», кто он? Основные приемы игры: ведение, передача, бросок по кольцу. Кратко о каждом.
4 История первого чемпионата мира по баскетболу. Написать инструкцию по обучению элемента – ловля мяча двумя руками.
5 Баскетбол блокадного Ленинграда. Написать инструкцию по обучению элемента – ведение мяча.
6 Написать инструкцию по обучению элемента – передача мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.
7 Моя любимая игра - Стритбол.
Написать инструкцию по обучению элемента – бросок мяча двумя руками от груди (одной рукой от плеча) с места.
8 История участия сборных команд по баскетболу на чемпионате мира и олимпиаде.
9 Корфбол - тот же баскетбол? Допинг в баскетболе.
10 Интересные факты о баскетболе, выдающиеся современные игроки России.
11 Звезды профессионального баскетбола России и США.
12 История и развитие уличного баскетбола. Составить кроссворд по теме «баскетбол».

Дифференцированный подход обучения двигательным действиям, развития КС, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом позволяет обеспечивать достижение физического совершенства.
ИКТ используются на всех этапах урочной деятельности. Уроки, проведенные с использованием ИКТ, позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс у учащихся, повысить мотивацию обучения. Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. В урочной деятельности обучающиеся при использовании компьютера знакомятся с правильностью выполнения игровых упражнений, смотрят мультимедийные презентации, ролики и фильмы, посвященные ЗОЖ, спортивной жизни нашего города, России, известным российским и зарубежным спортсмена. В ходе всего курса физической культуры в 5-9 классах можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.
I этап — визуальный (5–7-й классы) — предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание целостного двигательного действия из элементов.Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.
II этап — технический (8–9-й классы) — предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку подетально.Применение информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока.При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеозаписи, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, выявляет ошибки и самостоятельно устраняет их, что делает урок более содержательным и увлекательным.

6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Использование элементов баскетбола на уроках физической культуры позволяет организовывать уроки на основе соревновательно–игрового метода обучения, который исключает принуждение к учению. Он вызывает радость, способствует движению вперед. И позволяет использовать различные формы обучения:
-фронтальную, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки;
- обучение в малых группахпри ОРУ;
- индивидуальную, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами.
Используя универсальность баскетбола, мною разработаны комплексы упражнений, которые можно выполнять на уроках по легкой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, кроссовой подготовке:
1. Первая группа упражнений предназначена для проведения разминки в движении.
2.Вторая группа комплексов упражнений предназначена для развития КС, и может быть использована на различных этапах урока
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы для каждого учащегося для повышения мотивации выбрать такие приемы и методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Использование баскетбольного мяча на уроках физической культуры, помогает обеспечить индивидуализацию обучения с учётом физической подготовленности обучающихся.
Ограничения Ограничением является наличие у обучающихся специальной медицинской группы здоровья.
Трудоёмкость и риски отсутствуют.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Необходимые условия:
- материально-техническое обеспечение (спортивные залы с хорошим освещением, вместимостью, наличие спортивного инвентаря, нестандартного оборудования, тренажеров для развития физических качеств и двигательных способностей, наличие доски SMARTBoard, компьютеров для учащихся);
- система заданий для развития КС, разработка системы уроков и создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам и спортивным тренировкам;
- гендерное обучение;
- взаимодействие с медицинским персоналом, психологической службой: благоприятная психологическая среда (позитивные взаимоотношения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой);
- высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями.
8. Результат изменений

Основным результатом является улучшение здоровья учащихся, подготовка их к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.Результаты реализации системы работы по формированию КС средствами баскетбола проявляются в положительной динамике:
- Развития физических качеств, в том числе и КС, обучающихся в 9-ых классах.

2-1 2-2

- Результатов участия обучающихся в олимпиаде по физической культуре (наличие призера регионального этапа во Всероссийской олимпиаде школьников:

учебный год Количество работ, занявших призовые мест
районный уровень городской уровень Призер Регионального этапа
2013-2014 11
2014-2015 12 1
2015-2016 8 2
2016-2017 1
2017-2018 1 1 1

- Результаты участия обучающихся в сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО:

Знак отличия 2015 - 2016 2016 - 2017 2017 - 2018
Золотой - 4 8
Серебряный 3 5 12
Бронзовый 1 1 3

- Результаты участия обучающихся в конкурсах и конференциях:

учебный год количество призовых мест
районный уровень городской уровень областной уровень
2013-2014 1 1
2016-2017 1 2 1
2017-2018 3 6 1

- Победителей по различным видам спорта в период с 2014 по 2019 учебные года:
международный уровень – 2 результативные победы;
региональный уровень – 15 результативных побед;
окружной уровень – 22результативных побед;
районный уровень – 29 результативная победа.
что доказывает универсальность баскетбола как средство формирования физических качеств.

9. Публикации о представленном ИПО

Своим опытом работы я делюсь посредством:
- Участия в научно-практических конференциях различного уровня (Международных, Всероссийских и Региональных):
1.Всероссийский научно-практический форум с международным участием, 06.11.2014 Самара.
2.

Название Дата Тематика Результат
Всероссийское тестирование 13.01.2019 «Теория и методика преподавания физической культуры и спорта в общеобразовательной организации» сертификат участника
Всероссийский педагогический проект инфоурока 03.09.2018 «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога» Грамота участника
Всероссийский педагогический проект инфоурока 03.09.2018 «Физкультура в радость» (советы родителям) Свидетельство участника
Всероссийский педагогический проект инфоурока 03.09.2018 «Развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей» Благодарность

- Размещения информации на сайте: https://infourok.ru/user/apashkina-natalya-vladimirovna
- Наличие авторской программы: «Баскетбол для всех и каждого», утвержденная методическим объединением учителей естественно-научного направления МБОУ «СОШ № 106» (Протокол №1 от 29.08.2014 г)
Рецензент: Герасимова Н.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания СГСПУ.
- Наличие авторского методического пособия, отражающее сущность воспитательного проекта: «Формирование координационных способностей обучающихся посредством игры в баскетбол на уроках физической культуры», г. Самара: МБОУ «Школа № 106», 2018. – 44 с.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

- выступление на Международномнаучно-практический форум – 2013,28.11.2013 г. Самара
- Очное участие в конкурсах профессионального мастерства:

Год Конкурс Уровень Место

2018/2019
2-3

«Учитель года Самарской области - 2019» окружной призер

2018/2019
2-3

«Учитель года Самарской области - 2019» региональный Лауреат, победитель в номинации «Здоровье, спорт, ГТО»

- Победитель Областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости в 2019 году.
- Наставничества в рамках деятельности городского Центра наставничества «Организации деятельности городского Центра наставничества в 2018-2019 учебном году» по Приказу Департамента образования администрации городского округа Самара № 1109-од от 10.09.2018г.

Окружной
открытый урок
18.10.2018
Самара
«Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя. Формулирование целей урока, выбор методических приемов для реализации целей урока»
Окружной
консультации для молодых педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений округа Самара
06.12.2018
Самара
«Методические средства реализации ФГОС на различных этапах урока»
Открытое окружное занятие внеурочной деятельности, консультации для молодых педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений округа Самара 31.01.2019
Самара
«Организация, планирование и разработка внеурочной деятельности»
Окружной
консультации для молодых педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений округа Самара
21.02.2019
Самара
«Подготовка учащихся к публичным выступлениям при защите индивидуального проекта, во время конкурсных мероприятий»
Окружной
открытый урок
21.03.2019 «Психолого-педагогические приемы решения проблем школьной неуспешности»
Окружной
консультации для молодых педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений округа Самара
25.04.2019
Самара
«Критериальное оценивание достижений учащихся»
Окружной практический семинар для молодых педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений округа Самара 16.05.2019
Самара
«Методические аспекты современного урока»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондарь А.И. «Учись играть в баскетбол» — Минск, Полынья. 2006.
  2. Введение в теорию физической культуры. / Под редакцией Л.П. Матвеева – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 264с.
  3. Голомазов С.В., Сковородникова Н.В. «Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Теория и практика физ. культуры». 2000. № 1. С. 2-4.
  4. В.А. Гомельский: Секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1997.
  5. Т. Б. Курилова, Л. И., Волошина «Игры с элементами спорта»;
  6. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. — М.: Физкультура и спорт. 2001.
  7. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. /В. И. Лях, - М.: ФИС, 1998.- 11-21с.
  8. Лях В. И., «Тесты и нормативы уровней развития координационных способностей школьников»: Физическая культура в школе, 1988. -№ 7.
  9. Назаренко Л.Д. «Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста» М., 2003, стр. 9-17
  10. Д.И. Нестеровский «Баскетбол: Теория и методика обучения», М., 2007. С. 6-22, 301-318
  11. Б. Пайе, П. Пайе «Баскетбол для юниоров: 110 упражнений от простых до сложных: пер. с англ. М.: ТВТ Дивизион, 2008. С. 277-280, 336-346
  12. Поваляева В.В. «Беречь здоровье детей»// Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» -2006- №7 с.28.
  13. Г.Н. Сатиров. «Физическая культура в школе», 1967, № 4, с.11
  14. Д.А. Синяжников «Эффективность методики двигательно-координационной подготовки квалифицированных баскетболистов», Тула, 2009. С. 11-24)
  15. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», 2009. 30с
  16. Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы: Учебное пособие, — Алма-Ата, 2001.
  17. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол: Учебное пособие. — Алма-Ата, 2005.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010. 47с.

FORMATION OF COORDINATION ABILITIES OF PUPILS OF THE BASIC SCHOOL BY MEANS OF GAME IN BASKETBALL AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

© 2019

Apashkina N. V., teacher of physical culture
municipal budget educational institution Schools No. 106 of Samara city district, Samara region, Russia

Abstract: The article describes the innovative pedagogical experience in the formation and development of coordination abilities in students of primary school by means of the game basketball. To create success among students in the development of coordination abilities, a holistic system of gradually complicated tasks, means, methods and conditions for the development of these abilities in school-age children through the game of basketball is used.
Keywords: coordination abilities, testing of students, basketball, management and adjustment of motor actions.