УДК:372.857

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2019

Абдуразакова В.П., биологии и химии высшей категории
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Короткова Ивана Никоновича с. Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье идет речь об организации проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии. Рассматриваются этапы формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся с учетом их психологических и возрастных особенностей. Описываются успешно применяемые формы, методы и способы технологии. Организация проектно-исследовательской деятельности в школе положительно влияет на качество обучения, позволяет реализовать требования Стандарта в области формирования метапредметных умений и навыков учащихся, гарантирует достижение запланированного результата – умение учащихся учиться.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; системно-деятельностный подход; проектно-исследовательская деятельность; проблемно-поисковый метод.

Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для успешного решения таких задач основным подходом в образовательном процессе является деятельностный подход. Реализации данного подхода способствуют проектная и исследовательская деятельность, поскольку в процессе ее осуществления формируются практически все универсальные учебные действия. Поэтому проектно-исследовательская деятельность (ПИД) является приоритетным направлением в моей системе преподавания. Цель моего педагогического опыта – формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время по биологии и химии через творческое развитие, посредством СОТ.
В соответствии с целью моего опыта и с учетом системно-деятельностного и компетентностного подходов в контексте стандартов я успешно использую модель «Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательной школы». Определены задачи, принципы, содержание и методы организации проектно-исследовательской деятельности в моей педагогической практике.
Задачи: формирование интереса и мотивации к исследованиям; приобщение учащихся к ПИ-деятельности и включение в нее.
Формирование ПИ-компетенции учащихся основывается на принципах субъект-субъектного взаимодействия, последовательного формирования ПИ- компетенции на основе наращивания содержания ПИ-деятельности; проведения регулярного мониторинга формирования компетенций.
Формирование ПИ-компетенции учащихся требует соответствующей развивающей среды, для создания которой я учитываю следующие условия: 1) интеграция урочной и внеурочной форм обучения; 2) системность методов, этапов организации и форм организации ПИ-деятельности учащихся; 3) сотрудничество школы с областным эколого-биологическим центром, с вузами (в рамках программы «Взлет»).
Моя практика показала, что формирование ПИ-компетенции учащихся успешно осуществляется в три этапа. Каждый этап протекает с учетом психологических и возрастных особенностей, а также доступности содержания и форм организации ПИ-деятельности. С учетом этих факторов я применяю методы, приемы и средства в организации успешной ПИ-деятельности.
На первом этапе (5–6 классы) применяю метод коллективного поиска, обеспечивающий приобщение учащегося к исследовательской деятельности через взаимодействие с другими участниками и приобретение опыта ее осуществления (групповые исследовательские проекты). Используются отдельные исследовательские «пробы» в совместной деятельности: (проектно-исследовательские задания, мини-исследовательские проекты). Результаты первого этапа – это повышение мотивации к исследовательской деятельности, а также формирование компетенций, необходимых для индивидуальной и совместной исследовательской деятельности.
На втором этапе (7–8 классы) чаще организую исследовательские «пробы», а также другие формы исследования: ролевые и деловые игры, дебаты, моделирование. Важным становится рефлексивное отношение к своей деятельности: «Что делали?», «Какой метод исследования использовали?», «Какие выводы сделали?». Используется форма сотрудничества – творческая группа, в рамках которой формируется опыт межличностного и группового взаимодействия для решения общих исследовательских задач. Результатом второго этапа является формирование рефлексивного отношения учащихся к собственной исследовательской деятельности.
На третьем этапе (9–11 классы) я использую метод индивидуального исследовательского поиска, который помогает приобрести учащимся собственный исследовательский опыт и развивает инициативность и индивидуальную активность. Исследовательская деятельность учащихся организуется в форме научно-практической конференции. Результатом третьего этапа является апробация и позиционирование результатов собственного исследовательского опыта.
При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках я использую следующую модель (Схема 1). На каждом этапе урока формируются следующие УУД: 1 этап – проблематизация и целеполагание: общеучебные универсальные действия. 2 этап – планирование: регулятивные и коммуникативные действия. 3 этап – реализация плана: создание алгоритмов деятельности; моделирование; анализ объектов; синтез; доказательство. 4 этап – рефлексия: личностные и регулятивные действия.

Схема 1.

Модель организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках
Целевой компонент
Цель: организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии как средство овладения методологией научного познания
Содержательный компонент
Учебный материал
Процессуальный компонент
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовительная фаза – проблематизация, целеполагание, планирование
- отбирает учебную интегративную проблему исследовательского характера;
- организует деятельность учащихся по выдвижению, гипотезы, определению цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, выбору метода исследования
- выделяют и формулируют проблему исследования;
- выдвигают гипотезу;
- определяют объект и предмет;
- выбирают метод исследования
Технологическая фаза – реализация
- организует деятельность учащихся по проектированию естественнонаучного эксперимента и анализу его результатов;
- организует деятельность учащихся по формулировке выводов;
- корректирует деятельность учащихся
- проводят проектирование эксперимента;
- получают и анализируют результаты эксперимента, формулируют выводы;
- оформляют результаты исследования;
- корректируют результаты деятельности
Рефлексивная фаза
- организует деятельность учащихся по обсуждению итогов урока - соотносят цели и результаты своей деятельности;
- осознают ведущие идеи и ценностно-смысловые ориентиры темы
Формы обучения Урок проектно-исследовательской деятельности
Образовательные технологии Проектная, исследовательская
Результативно-оценочный компонент-достижение школьниками предметных и метапредметных образовательных результатов


Помимо уроков формирование ПИ-компетенций продолжается на занятиях экологического объединения «Экологического тропа» и элективного курса «Генетика человека». В школе под моим руководством функционирует научное общество «Эрудит». Параллельно веду спецкурс «Основы проектно-исследовательской деятельности», посещение которого обязательно для участников НОУ. Таким образом, технология проектно-исследовательского обучения помогает иначе организовать содержание и выйти на качественно новый уровень организации деятельности обучающихся.
Считаю эффективным представить свой опыт работы в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Абдуразакова Валентина Петровна
abdurazakova.v@mail.ru
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Короткова Ивана Никоновича с. Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области Учитель биологии и химии 32 года
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА
Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений) Сектор применения: основная и старшая школа, уроки биологии и химии.
Масштаб изменений: локальный.
Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) Новизна опыта заключается в разработке и внедрении дидактических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование проектно-исследовательской компетентности обучающихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, индивидуальных возможностей и интересов.
Актуальность опыта по внедрению проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательный процесс состоит в том, что он направлен на получение результатов образования, заявленных в стандартах нового поколения, способствует достижению целей обучения, которые выражаются в развитии познавательных способностей, самостоятельности, саморазвитии и самореализации учащихся.
Потенциальная полезность: с формированием компетентного ученика-исследователя, ученика с проектным мышлением в школе создается развивающая среда, реализующая общий принцип развития ребенка, формирование социально адаптированной личности
Надежность заключается в использовании полученных знаний и опыта в дальнейшей жизни: выборе профессии, сохранении здоровья, сохранения окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт самообразования, готовность к сотрудничеству.
Перспективность опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, который способствует развитию разносторонне развитой личности, готовой к саморазвитию, самореализации, что соответствует идеологии ФГОС общего образования.
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. Исследовательская деятельность полностью соответствуют возможностям потребителей опыта – образовательных учреждений, учителей.
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Направление инновационной деятельности Урочная и внеурочная деятельность.
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательной школы.
3. Ведущая педагогическая идея Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является системно-деятельностный и компетентостный подходы к развитию творческого потенциала учащихся, к социально успешной, конкурентно способной личности.
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Противоречия между:
– настоятельной необходимостью формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения;
– потребностью современного общества в актуальности самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности и недостаточным уровнем развития исследовательских умений учащихся школы;
– между запросами родителей и уровнем проектно-исследовательской компетентности обучающихся.
Формирование проектно-исследовательской компетентности обучающихся будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– организация системы работы по формированию проектно- исследовательской компетентности с учетом интеграции урочной и внеурочной форм обучения, сотрудничества школы с вузами в рамках программы «Взлет», с областным экобиологическим центром;
– использование современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать проектно-исследовательскую компетентность, самостоятельность ученика;
– учёт возрастных, психологических особенностей развития учащихся;
Новые средства обучения - мультимедийные средства обучения, интерактивная доска, лабораторное оборудование.
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Сущность ИПО. Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для организации целенаправленной проектно-исследовательской деятельности учащихся и развития их творческого потенциала через использование современных образовательных технологий.
Использование СОТ.
Для создания условий для формирования всесторонне развитой активной творческой личности в процессе обучения используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования:
– технология интерактивного обучения;
– технология развития критического мышления (ТРКМ);
– технология проблемного обучения;
– дистанционные образовательные технологии;
– технология сотрудничества;
– игровые технологии;
– здоровьесберегающие технологии.
Организация учебного процесса. Стараюсь организовать нестандартные подходы к учебному процессу, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Для этого использую такие методы в обучении, как конвергентный подход, личностно-ориентированный подход, метод уровневой дифференциации. Использую игровые задания на уроках, стараюсь создать проблемные ситуации через выполнение практических задач. Но в основе каждого урока лежит проектно-исследовательская технология. Включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов. Занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода. Методика интегрированного обучения позволяет сформировать духовно-нравственные ценности у обучающихся.
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Преимущество перед аналогами и новизна.
Грамотное педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет мне перейти от традиционной субъектно-объектной парадигмы обучения к современной субъектно-субъектной парадигме учения. Преимущество заключается в проектировании развивающего пространства на уроке и во внеурочной деятельности: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного творца.
Автор опыта полагает, что в ходе учебно-исследовательской деятельности формируются универсальные учебные действия, что соответствует требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования.
Новизна опыта. Представленный опыт направлен на активизацию учебной и научной деятельности учащихся на основе внедрения исследовательской технологии и создание условий, обеспечивающих позитивный характер учебного процесса.
Трудоёмкость и риски.
Связаны с организацией и проведением выездных экскурсий и занятий, без которых невозможна реализация предлагаемых изменений, а также с недостаточной дидактической и материальной базой для работы в практико-полевых условиях.
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Для успешной реализации опыта необходимо:
1. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значений и ответственности за результаты обучения.
2. Личностно-профессиональные качества педагога:
а) высокий уровень педагогической компетентности;
в) мотивированность к повышению уровня квалификации, саморазвитию;
г) знакомство и хороший уровень владения информационными технологиями;
е) создание методической копилки урочной деятельности проектно-исследовательской направленности;
3. Изменение роли учителя: консультант, наставник.
4. Учителем должен быть освоен методический инструментарий проектно-исследовательской деятельности.
5. Активное использование коллективных форм работы.
6. Сотрудничество с вузами и экобиологическим центром.
7. Реализация элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности».
8. Систематическое повышение квалификации педагога.
8. Результат изменений

Внешний субъективный результат.
1. Позитивная динамика итогов учебной деятельности учащихся и качества знаний по предмету с 48,2 до 56,4%.
2. Положительная динамика участия учащихся в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние три года.
3. Положительная динамика участия учащихся в научно-исследовательских конференциях различного уровня, выходы на Всероссийский и Международный уровни, наличие собственных публикаций учащихся.
4. Увеличение среднего балла по биологии на ЕГЭ с 50 до 66,7, превышение окружного и регионального уровня.
Внутренний субъективный результат.
1. Повысился уровень позитивного отношения к учению с 11,5% до 33,1%.
2. Снизилась тревожность учащихся с 62,5 до 37.5% (методика Спилбергера «Изучение уровня и характера тревожности»).
Критерием оценки результатов работы служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных), эмоциональное отношение к учению, учебная мотивация.
Используемые методики: «Уровень тревожности» (методика Спилбергера); Степень сформированности личностных качеств; тест «САН» (самочувствие, активность, настроение), тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?», опросник Спилбергера.

Эмоциональное отношение к учению
Год обучения Показатели
Позитивное отношение Позитивное отношение со сниженной мотивацией Средний, «школьная скука» Сниженная мотивация Негативное отношение
2015-2016г 11,5% 13,3% 41,5% 27,7% 6,0%
2016-2017г 26,1% 19,9% 29,6% 24,4% 0,0%
2017-2018г 33,1% 37,4% 20,1% 9,4% 0,0%

1-1

«Уровень тревожности» (методика Спилбергера)
Год обучения Показатели
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
Высокий уровень Умеренный Низкий Высокий уровень Умеренный Низкий
2015-2016г 62,5% 25,5% 12,5% 50,0% 25,0% 25,0%
2016-2017г 58,0% 13,0% 28,0% 33,0% 39,0% 28,0%
2017-2018г 37,5% 50,0% 12,5% 25,0% 62,5% 12,5%

1-2

Критерием оценки результатов работы служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Уровень сформированности УУД (средний показатель по классам, %)
1-3

9. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте 1. Абдуразакова В.П. Моделирование в биологии. – Самара: Издательство «Рядовой бланк», 2015.
2. Абдуразакова В.П. Вариационная статистика в решении задач по биологии: методические рекомендации для старшеклассников. – Самара: СИПКРО, 2016.
3. Абдуразакова В.П. Сборник творческих задач по биологии. – Самара: СИПКРО, 2017.
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях 1. XV Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций. г. Отрадный. Номинация: «Инновации в обучении». Тема: «Исследовательская деятельность как эффективное средство на уроках и внеурочной деятельности эколого-биологической направленности. – 2017 г. Победитель.
2. Региональный конкурс «Эколидер». Участник.
3. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2019 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.
  2. Лазарев В.С. Что нужно знать об инновационной деятельности учителя, чтобы она была успешной? // Инновации и эксперимент в образовании [Электронный ресурс] URL: http://www.in-exp.ru/component/content/article/16-teor-in-exp-dejat/54-in-dejat-taecher.html  (дата обращения: 10. 04.2018)
  3. Левченко А.Л. Совершенствование процесса обучения биологии в условиях реформирования школьного образования // Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития: сборник статей / отв. ред. В.П. Разаханова. СПб. : Махачкала, 2013. С. 119–123.
  4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2001.
  5. Стандарты второго поколения. М. : «Просвещение», 2010.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

FORMATION OF DESIGN AND RESEARCH COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

© 2019

Abdurazakova V.P., teacher of biology and chemistry of the highest category
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school named after Hero of the Soviet Union Korotkov Ivan Nikonovich s. Dmitrievka municipal district Neftegorsky Samara region (Russia)

Abstract: The article deals with the organization of design and research activities as an innovative technology. The article considers the stages of formation of project and research competence of students taking into account their psychological and age characteristics. Successfully applied forms, methods and methods of technology are described. Organization of project and research activity in school positively affects the quality of training, allows you to implement the requirements of the Standard in the field of formation of meta subject skills of pupils, ensures achievement of planned result – student's ability to learn.
Keywords: universal educational actions; system-activity approach; design-research activity; problem-search method.