УДК 372.853

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ФГОС

© 2019

Морозов И.А., преподаватель физики, Почетный работник сферы образования РФ
Академия для одаренных детей (Наяновой), Самара (Россия)

Аннотация: Качество реализации образовательной услуги определяется путем установления степени освоения обучающимися образовательного стандарта определенного уровня. Одним из способов контроля освоения содержания образования выступают фонды оценочных средств в соответствии с дидактическими единицами.
Ключевые слова: образовательный стандарт; фонды оценочных средств; планируемые образовательные результаты.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования определяют требования к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ [1]. При этом «общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся» [2].
Структура и содержание учебного предмета в сочетании с образовательными технологиями направлены на достижение планируемых образовательных результатов (ПОР) – предметных, метапредметных и личностных. Необходимо отметить, что последние непосредственной оценке не подлежат и оцениваются в начале и в конце каждого уровня образования.
Среди методов оценки достижения ПОР выделяют:
– метод прямого оценивания, реализуемый в ходе образовательной деятельности через контрольные, самостоятельные, лабораторные работы, проектную деятельность, устные ответы, тестирование и т. д.);
– метод косвенного оценивания (сравнение с другими образовательными организациями, анкетирование выпускников и других заинтересованных сторон, анализ образовательных программ и т. д.).
Реализация содержания учебного предмета «Физика» основывается, в первую очередь, на применении метода прямого оценивания, направленного на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигаемыми обучающимися образовательными результатами.
Для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений требованиям основной образовательной программы (ООП) создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения оценивания обучающихся. Фонд оценочных средств представляет собой комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания ПОР, то есть установления соответствия учебных достижений образовательной деятельности обучающихся требованиям ФГОС.
ФОСы являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП, являются приложением к рабочей программе по соответствующему учебному предмету и базируются на определенных в ней контрольных точках.
Контрольные точки устанавливаются в соответствии с логикой изложения учебного содержания и оценочных процедур, определенных образовательной организацией самостоятельно. Количество контрольных точек не должно противоречить процедурам промежуточной и итоговой аттестации, оценки образовательных результатов за учебный период (четверть, триместр, полугодие, год).
ФОСы для предметов, реализуемых на базовом и углубленном уровне, отличаются друг от друга как содержанием, так и видами предлагаемых заданий.
ФОС как система оценивания состоит из
1) планируемых образовательных результатов;
2) перечня видов и процедур оценивания;
3) спецификации;
4) вариантов работы для оценивания.
Планируемые образовательные результаты представлены предметными и метапредметными результатами, которые могут как детализироваться для каждого года обучения, так и быть обобщенными на соответствующий уровень образования.
Предметные ПОР различаются в зависимости от уровня реализации образовательных программ (базовый или углубленный). При этом ФОС к рабочей программе направлен на проверку всех ПОР, уровень освоения которых свидетельствует о степени освоения ФГОС.
В зависимости от назначения оценочного средства определяются виды оценочных процедур для отдельных элементов содержания. Для учебного предмета «Физика» мы выделяем следующие формы оценивания: устный ответ, контрольная и лабораторная работа.
Ко всем формам определяются критерии оценивания и учебные задания, каждое из которых идентифицируется с ПОР.
Мы основываемся на идее неразрывности предметных и метапредметных результатов и невозможности проверки одних без других. Не вызывает сомнения тот факт, что обучающийся, не владеющий метапредметными результатами, не может продемонстрировать высокие предметные результаты. Нами установлена зависимость между планируемыми результатами и уровнями их освоения с отметками, что представлено ниже фрагментом оценочного средства для лабораторной работы:

Отметка  Критерии предметных результатов  Уровень метапредметных результатов  Критерии оценки  
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
«5» Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. … высокий  - демонстрирует владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
… 
- самостоятельно определяет цели деятельности и составляет планы деятельности;
… 
- демонстрирует умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
… 
«4» если обучающийся выполнил требования к отметке «5», но: опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. …
«3» Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. … средний - демонстрирует владение некоторыми навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения некоторых проблем;
- определяет цели деятельности и составляет планы деятельности с помощью учителя;
- демонстрирует умение общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности не совсем продуктивно;
«2» Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. … низкий - не демонстрирует владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем или допускает грубые ошибки и недочёты;
- не определяет цели деятельности и не составляет планы деятельности или допускает грубые ошибки;
- не умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;


Характеристика приведенных ниже ошибок и недочетов ярко демонстрирует тесную связь не освоенного обучающимся предметного содержания с несформированностью метапредметных результатов.
Грубые ошибки
– Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
– Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
– Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов.
– Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
– Неумение определить показание измерительного прибора.
– Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
– Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
– Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
– Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Недочёты
– Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании.
– Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
– Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
– Орфографические и пунктуационные ошибки.
К каждому виду оценочного средства прилагается спецификация, которая имеет следующую структуру (схожа со структурой КИМ ГИА):
1. Назначение работы.
2. Документы, определяющие содержание работы.
3. Характеристика структуры и содержания работы.
4. Проверяемые умения и виды деятельности.
5. Распределение заданий работы по уровням сложности.
6. Время выполнения работы.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
8. Проверяемые результаты обучения.
Назначение работы заключается в определении степени достижения ПОР по выбранному содержанию (тема или учебный период).
В качестве документов, определяющих содержание ФОСа, указываются как документы федерального уровня (ФГОС определенного уровня образования), так и учрежденческого (ООП ОУ определенного уровня образования).
Характеристика структуры и содержания работы определяет виды заданий и их количество.
Проверяемые умения и виды деятельности соотносятся с планируемыми результатами и отражают деятельность обучающегося по решению заданий.
Распределение заданий работы по уровням сложности определяет степень трудности заданий. При этом необходимо отметить, что работа должна содержать задания как базового, так и повышенного уровней в независимости от реализуемой программы. А достижение ПОР повышенного уровня при реализации программ углубленного изучения предмета можно диагностировать путем включения заданий высокого уровня сложности.
Время выполнения работы должно соотносится со степенью сложности заданий вне зависимости от выбранной стратегии поведения обучающихся и их притязаний (прогнозируемой отметки).
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом определяет трудоемкость отдельных заданий и всей работы. В академии положением о системе оценивания установлены следующие критериальные нормы:
– отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся выполнил не менее 75% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня;
– отметка «4» ставится в том случае, если обучающийся выполнил не менее 50% заданий базового уровня и не менее 25% заданий повышенного уровня;
– отметка «3» ставится в том случае, если обучающийся выполнил не менее 50% заданий базового уровня;
– отметка «2» ставится в том случае, если обучающийся выполнил менее 50% заданий базового уровня.
Проверяемые результаты обучения приводятся в разрезе каждого задания диагностической работы и содержат как код контролируемого элемента содержания, так и ПОР: предметные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), форма таблицы представлена ниже.

№   КЭС   Проверяемые результаты обучения   
Предметные  Метапредметные  
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
                                


Таким образом, согласуются и предметные результаты, и метапредметные результаты, и контролируемые элементы содержания учебного предмета, в том числе и физики. Построенная система оценивания позволяет не только увидеть не освоенные элементы содержания, ПОРы, но и построить коррекционную работу с каждым обучающимся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413) [Электронный ресурс] // Консультант плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/  (дата обращения: 20.09.2019).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] // Гарант [сайт]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70466462/paragraph/1:0 (дата обращения: 20.09.2019).

FUNDS OF ESTIMATED MEANS ON PHYSICS AS THE TOOL OF CONTROL OF DEVELOPMENT OF GEF

© 2019

Morozov I.A., teacher of physics, Honorary worker of education of the Russian Federation
Academy For gifted children (Nayanova), Samara (Russia)

Abstract: The quality of the implementation of educational services is determined by establishing the degree of development of the educational standard of a certain level of students. One of the ways to control the development of the content of education are the funds of evaluation funds in accordance with the didactic units.
Keywords: educational standard; evaluation funds; planned educational results.