УДК 372.893
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И КУРСОВ ОРКСЭ И ОДНКНР
© 2019
Артамонов М.А., учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа 1795 г. Москва (Россия)
Аннотация: Статья посвящена приемам развития межпредметных связей на уроках истории с использованием программного материала курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.
Ключевые слова: межпредметные связи; история; основы религиозной культуры и светской этики; основы православной культуры; основы духовно-нравственной культуры народов России.
Не оскорбить ничьих убеждений, научить каждого понимать чужие
взгляды, видеть нравственное начало любых религиозных
установлений, будь то Рамадан или Великий пост, – это и есть
светское воспитание на практике…
Ф. Лобстейн
Преподавание предметов история и основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»), основы духовно-нравственной культуры народов России (далее – ОРКСЭ (ОПК) и ОДНКНР) тесно переплетены друг с другом. ОДНКР выступает преемником курса ОРКСЭ в средней школе. Но зачастую на практике межпредметная связь истории и этих предметов отсутствует (под «межпредметными связями» следует понимать умения, необходимые для освещения связей между группами предметов) [1, с. 16]. Это может быть вызвано несколькими причинами: асинхронизированностью прохождения тем предметов история и ОРКСЭ (ОПК), ОДНКНР; различием точек зрения на исторические события между учителями истории и педагогами, преподающими ОРКСЭ (ОПК) и ОДНКНР; банальным непониманием тесной связи этих предметов в процессе обучения учащихся. Именно поэтому, несмотря на продолжительное соседство в учебном плане предметов, можно говорить о развитии межпредметных связей как о ступени в преподавании этих курсов, которую так и не перешагнули на практике.
Сравнение планируемых образовательных результатов изучения названных предметов, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах, не оставляет вопросов об их тесной взаимосвязи, но смещает акцент их межпредметного соприкасания с области предметных результатов на личностные [2; 3]. Планируемые личностные образовательные результаты, содержащиеся в Примерной основной образовательной программе основного общего образования [3] и Примерной основной образовательной программе начального общего образования, также наглядно демонстрируют наличие связи между предметами на уровне целей обучения [4]. Межпредметный подход курсов истории и ОРКСЭ (ОПК) и ОДНКНР прослеживается в Историко-культурном стандарте, в котором в рамках концептуальных основ лежат антропологический, этнокультурный, оценочный подходы, а также выделяется на отдельном уровне освещение проблем духовной и культурной жизни России [6]. В перечисленных нормативных документах прямая связь между предметами история и основами религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»), основами духовно-нравственной культуры народов России, что делает обязательной реализацию межпредметного взаимодействия в практике преподавания.
Как было упомянуто выше, среди сложностей в реализации межпредметного взаимодействия предметов выступает разброс по времени прохождения тем, которые являются перекрестными. Темы по истории, с помощью которых идет формирование личностного отношения в виде моральных оценок поступков исторических деятелей, оценок исторических процессов, в предметном курсе за V класс, в то же время необходимая для такой оценки база находится в курсе ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») за IV класс. С одной стороны – это сложность, но с другой, – такое расположение предполагает преемственность в преподавании этих предметов. Необходимо отметить, что преподавание ОРКСЭ с его вариативностью курсов и модулей и ОДНКНР идет по разным учебникам, что также создает двойственную ситуацию: разнообразия, с одной стороны, и отсутствия прямой преемственности между курсами, с другой. Поэтому от учителя требуется высокий уровень владения предметом, чтобы обеспечить плавный переход от первого года обучения ко второму.
Темы по истории Древнего Мира [7] | Темы по ОРКСЭ (ОПК) [8] |
§8. Жизнь египетского вельможи. | §12. Милосердие и сострадание. |
§16. Библейские сказания. §17. Древнееврейское царство. |
§5. Библия и Евангелие. |
§49. Рабство в Древнем Риме. §55. Рим при императоре Нероне. |
§12. Милосердие и сострадание. |
§56. Первые христиане и их учение. | §6. Проповедь Христа. §7. Христос и Его крест. §11. Заповеди. |
§57. Расцвет Римской империи во II веке н.э. | §6. Проповедь Христа. §12. Милосердие и сострадание. |
Курс истории Древнего Мира дает богатый материал по формированию личностного отношения к сложным мировоззренческим темам V класса. Задача учителя – помочь ученикам в осмыслении глубокого нравственного содержания этих тем.
При изучении темы «Жизнь египетского вельможи» можно привлечь письмо египтянина Ипусера («Речение Ипусера») о восстании в стране, которое сопровождалось жестоким кровопролитием. При анализе источника следует вывести учащихся на вывод о возможности решать конфликты без применения силы через смыслоопределяющие вопросы: помогли ли действия восставших в установлении в стране справедливости; одобряете ли вы действия восставших и т. д.? [9, с. 37–38].
В курсе ОРКСЭ (ОПК) за IV класс изучается тема «Милосердие и сострадание», которая поднимает вопросы нравственности. Материал истории V класса через диалог с учениками раскрывает смысл библейского изречения: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» [10, с. 47]. На материале темы «Расцвет Римской империи во II веке н.э.» можно на этапе актуализации и целеполагания поставить перед учащимися дилемму: как бы вы поступили на месте римского императора Марка Аврелия, славившегося своей добротой и великодушием с заговорщиками, которые хотели его свергнуть с престола и убить [9, с. 123]? Ответ на эту задачу может быть неоднозначен в начале урока, но к его концу учащиеся должны понять, что не каждый человек, обличенный властью, способен на все ради ее сохранения и что есть более высокие моральные и религиозные ценности, определяющие смысл жизни каждого.
Не менее важно научить учащихся понимать пределы личной свободы и ответственности человека вообще. Для этого на уроке истории по теме «Рим при императоре Нероне» можно организовать дискуссию учащихся об отношениях Нерона и его учителя Сенеки. Раскрытие предметного содержания темы урока должно сопровождаться глубоким эмоциональным переживанием испытаний, выпавших на долю первых христиан и судьбу великого мыслителя Сенеки, павшего от рук морально разложившегося во второй половине своего правления императора Нерона. Эта тема также коррелируется с материалом курса ОРКСЭ за IV класс в области достижения личностных образовательных результатов.
В VI классе при изучении материала курса «История России» необходимо продолжить процесс формирования нравственности учащихся, формирования их осознанности в сохранении и сопереживании исторического прошлого страны через привлечение изученного материала предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР.
Темы по истории России [11] | Темы по ОДНКНР [12] |
§6. Правление князя Владимира. Крещение Руси. | §10. Идолопоклонство как болезненная язва мира сего. §11. День Славянской письменности. Дар слова. |
§9. Общественный строй и церковная организация на Руси. §10. Культурное пространство Европы и культура Руси. §11. Повседневная жизнь населения. |
§15. Исход евреев из Египта (Исх. 14–17). §15. Исаак как прообраз Спасителя (Быт.22). |
§22. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV вв. §26. Московское государство и его соседи во второй половине XV века. Русская православная церковь во второй половины XV века. |
§31. Традиция празднования Дня Победы. |
Темы курса истории России богаты материалом для формирования уважения к истории своей страны и ее богатому героическому прошлому. Принятие христианства стало важной вехой развития нашего государства. Этот факт недостаточно свести к причинам и последствиям принятия новой религии как акта политического расчета князя Владимира. Необходимо, чтобы учащиеся поняли роль церкви в жизни Российского государства вообще. Союз Русской православной церкви и государственной власти не раз спасал страну на поворотах истории. Можно смело говорить о православных нравственных основах патриотизма в нашей стране. Поэтому очень важно в курсе преподавания истории привлекать материал предмета ОДНКНР (ОПК), который расширяет представления учащихся о мотивах героических поступков наших предков, дает максимально полное представление о быте и культуре, обычаях и нравах населения средневековой Руси.
Преподавание предметов история и основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»), основы духовно-нравственной культуры народов России необходимо осуществлять комплексно на протяжении всего периода изучения истории в средней школе. Небольшое количество времени, а это курсы IV и V классов ОРКСЭ и ОДНКНР (федеральный компонент), а также ранний период их изучения не должны становиться преградой для осуществления межпредметного взаимодействия этих предметов. По-настоящему формирование личности, ответственной за судьбу своей страны, готовой к межкультурному и межконфессиональному диалогу возможно исключительно в их тесной связи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2018. 61 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2017. 41 с.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru // (дата обращения 31.03.2020).
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru // (дата обращения 31.03.2020).
- Историко-культурный стандарт. М., 2014. 50 с.
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М. : «Просвещение», 2016. 305 с.
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. М. : «Просвещение», 2014. 95 с.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира : пособие для учителя. М. : «Просвещение», 1996. 144 с.
- Библия. М. : Московская Патриархия, 2011. 1380 с.
- История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. академика РАН А.В. Торкунова. М. : «Просвещение», 2016. 128 с.
- Учебная программа курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы) /авт. игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина. 3-е переработанное издание. Самара : СИПКРО, 2014. 146 с.
THE IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN TEACHING HISTORY AND COURSES ORKSE AND ODKNR
© 2019
Artamonov M.A., history and social studies teacher
GBOU School 1795 Moscow (Russia)
Abstract: The Article is devoted to the methods of developing inter-subject relations in history lessons using the program material of the ORCSE and ODNKNR courses.
Keywords: intersubject relations; history; foundations of religious culture and secular ethics; foundations of Orthodox culture; foundations of spiritual and moral culture of the peoples of Russia.