УДК 372.893

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И КУРСОВ ОРКСЭ И ОДНКНР

© 2019

Артамонов М.А., учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа 1795 г. Москва (Россия)

Аннотация: Статья посвящена приемам развития межпредметных связей на уроках истории с использованием программного материала курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.
Ключевые слова: межпредметные связи; история; основы религиозной культуры и светской этики; основы православной культуры; основы духовно-нравственной культуры народов России.

Не оскорбить ничьих убеждений, научить каждого понимать чужие
взгляды, видеть нравственное начало любых религиозных
установлений, будь то Рамадан или Великий пост, – это и есть
светское воспитание на практике…
Ф. Лобстейн

Преподавание предметов история и основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»), основы духовно-нравственной культуры народов России (далее – ОРКСЭ (ОПК) и ОДНКНР) тесно переплетены друг с другом. ОДНКР выступает преемником курса ОРКСЭ в средней школе. Но зачастую на практике межпредметная связь истории и этих предметов отсутствует (под «межпредметными связями» следует понимать умения, необходимые для освещения связей между группами предметов) [1, с. 16]. Это может быть вызвано несколькими причинами: асинхронизированностью прохождения тем предметов история и ОРКСЭ (ОПК), ОДНКНР; различием точек зрения на исторические события между учителями истории и педагогами, преподающими ОРКСЭ (ОПК) и ОДНКНР; банальным непониманием тесной связи этих предметов в процессе обучения учащихся. Именно поэтому, несмотря на продолжительное соседство в учебном плане предметов, можно говорить о развитии межпредметных связей как о ступени в преподавании этих курсов, которую так и не перешагнули на практике.
Сравнение планируемых образовательных результатов изучения названных предметов, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах, не оставляет вопросов об их тесной взаимосвязи, но смещает акцент их межпредметного соприкасания с области предметных результатов на личностные [2; 3]. Планируемые личностные образовательные результаты, содержащиеся в Примерной основной образовательной программе основного общего образования [3] и Примерной основной образовательной программе начального общего образования, также наглядно демонстрируют наличие связи между предметами на уровне целей обучения [4]. Межпредметный подход курсов истории и ОРКСЭ (ОПК) и ОДНКНР прослеживается в Историко-культурном стандарте, в котором в рамках концептуальных основ лежат антропологический, этнокультурный, оценочный подходы, а также выделяется на отдельном уровне освещение проблем духовной и культурной жизни России [6]. В перечисленных нормативных документах прямая связь между предметами история и основами религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»), основами духовно-нравственной культуры народов России, что делает обязательной реализацию межпредметного взаимодействия в практике преподавания.
Как было упомянуто выше, среди сложностей в реализации межпредметного взаимодействия предметов выступает разброс по времени прохождения тем, которые являются перекрестными. Темы по истории, с помощью которых идет формирование личностного отношения в виде моральных оценок поступков исторических деятелей, оценок исторических процессов, в предметном курсе за V класс, в то же время необходимая для такой оценки база находится в курсе ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») за IV класс. С одной стороны – это сложность, но с другой, – такое расположение предполагает преемственность в преподавании этих предметов. Необходимо отметить, что преподавание ОРКСЭ с его вариативностью курсов и модулей и ОДНКНР идет по разным учебникам, что также создает двойственную ситуацию: разнообразия, с одной стороны, и отсутствия прямой преемственности между курсами, с другой. Поэтому от учителя требуется высокий уровень владения предметом, чтобы обеспечить плавный переход от первого года обучения ко второму.

Таблица 1. Сопоставление тем для выстраивания межпредметного взаимодействия курсов «История России. Всеобщая история» за V класс и «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») за IV класс.
Темы по истории Древнего Мира [7] Темы по ОРКСЭ (ОПК) [8]
§8. Жизнь египетского вельможи. §12. Милосердие и сострадание.
§16. Библейские сказания.
§17. Древнееврейское царство.
§5. Библия и Евангелие.
§49. Рабство в Древнем Риме.
§55. Рим при императоре Нероне.
§12. Милосердие и сострадание.
§56. Первые христиане и их учение. §6. Проповедь Христа.
§7. Христос и Его крест.
§11. Заповеди.
§57. Расцвет Римской империи во II веке н.э. §6. Проповедь Христа.
§12. Милосердие и сострадание.

Курс истории Древнего Мира дает богатый материал по формированию личностного отношения к сложным мировоззренческим темам V класса. Задача учителя – помочь ученикам в осмыслении глубокого нравственного содержания этих тем.
При изучении темы «Жизнь египетского вельможи» можно привлечь письмо египтянина Ипусера («Речение Ипусера») о восстании в стране, которое сопровождалось жестоким кровопролитием. При анализе источника следует вывести учащихся на вывод о возможности решать конфликты без применения силы через смыслоопределяющие вопросы: помогли ли действия восставших в установлении в стране справедливости; одобряете ли вы действия восставших и т. д.? [9, с. 37–38].
В курсе ОРКСЭ (ОПК) за IV класс изучается тема «Милосердие и сострадание», которая поднимает вопросы нравственности. Материал истории V класса через диалог с учениками раскрывает смысл библейского изречения: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» [10, с. 47]. На материале темы «Расцвет Римской империи во II веке н.э.» можно на этапе актуализации и целеполагания поставить перед учащимися дилемму: как бы вы поступили на месте римского императора Марка Аврелия, славившегося своей добротой и великодушием с заговорщиками, которые хотели его свергнуть с престола и убить [9, с. 123]? Ответ на эту задачу может быть неоднозначен в начале урока, но к его концу учащиеся должны понять, что не каждый человек, обличенный властью, способен на все ради ее сохранения и что есть более высокие моральные и религиозные ценности, определяющие смысл жизни каждого.
Не менее важно научить учащихся понимать пределы личной свободы и ответственности человека вообще. Для этого на уроке истории по теме «Рим при императоре Нероне» можно организовать дискуссию учащихся об отношениях Нерона и его учителя Сенеки. Раскрытие предметного содержания темы урока должно сопровождаться глубоким эмоциональным переживанием испытаний, выпавших на долю первых христиан и судьбу великого мыслителя Сенеки, павшего от рук морально разложившегося во второй половине своего правления императора Нерона. Эта тема также коррелируется с материалом курса ОРКСЭ за IV класс в области достижения личностных образовательных результатов.
В VI классе при изучении материала курса «История России» необходимо продолжить процесс формирования нравственности учащихся, формирования их осознанности в сохранении и сопереживании исторического прошлого страны через привлечение изученного материала предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР.

Таблица 2. Сопоставление тем для выстраивания межпредметного взаимодействия курсов «История России» за VI класс и «Основ духовно-нравственной культуры народов России».
Темы по истории России [11] Темы по ОДНКНР [12]
§6. Правление князя Владимира. Крещение Руси. §10. Идолопоклонство как болезненная язва мира сего.
§11. День Славянской письменности. Дар слова.
§9. Общественный строй и церковная организация на Руси.
§10. Культурное пространство Европы и культура Руси.
§11. Повседневная жизнь населения.
§15. Исход евреев из Египта (Исх. 14–17).
§15. Исаак как прообраз Спасителя (Быт.22).
§22. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV вв.
§26. Московское государство и его соседи во второй половине XV века. Русская православная церковь во второй половины XV века.
§31. Традиция празднования Дня Победы.

Темы курса истории России богаты материалом для формирования уважения к истории своей страны и ее богатому героическому прошлому. Принятие христианства стало важной вехой развития нашего государства. Этот факт недостаточно свести к причинам и последствиям принятия новой религии как акта политического расчета князя Владимира. Необходимо, чтобы учащиеся поняли роль церкви в жизни Российского государства вообще. Союз Русской православной церкви и государственной власти не раз спасал страну на поворотах истории. Можно смело говорить о православных нравственных основах патриотизма в нашей стране. Поэтому очень важно в курсе преподавания истории привлекать материал предмета ОДНКНР (ОПК), который расширяет представления учащихся о мотивах героических поступков наших предков, дает максимально полное представление о быте и культуре, обычаях и нравах населения средневековой Руси.
Преподавание предметов история и основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»), основы духовно-нравственной культуры народов России необходимо осуществлять комплексно на протяжении всего периода изучения истории в средней школе. Небольшое количество времени, а это курсы IV и V классов ОРКСЭ и ОДНКНР (федеральный компонент), а также ранний период их изучения не должны становиться преградой для осуществления межпредметного взаимодействия этих предметов. По-настоящему формирование личности, ответственной за судьбу своей страны, готовой к межкультурному и межконфессиональному диалогу возможно исключительно в их тесной связи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2018. 61 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2017. 41 с.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru  // (дата обращения 31.03.2020).
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru  // (дата обращения 31.03.2020).
  6. Историко-культурный стандарт. М., 2014. 50 с.
  7. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М. : «Просвещение», 2016. 305 с.
  8. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. М. : «Просвещение», 2014. 95 с.
  9. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира : пособие для учителя. М. : «Просвещение», 1996. 144 с.
  10. Библия. М. : Московская Патриархия, 2011. 1380 с.
  11. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. академика РАН А.В. Торкунова. М. : «Просвещение», 2016. 128 с.
  12. Учебная программа курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школы) /авт. игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.Н. Булкина, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина. 3-е переработанное издание. Самара : СИПКРО, 2014. 146 с.

THE IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN TEACHING HISTORY AND COURSES ORKSE AND ODKNR

© 2019

Artamonov M.A., history and social studies teacher
GBOU School 1795 Moscow (Russia)

Abstract: The Article is devoted to the methods of developing inter-subject relations in history lessons using the program material of the ORCSE and ODNKNR courses.
Keywords: intersubject relations; history; foundations of religious culture and secular ethics; foundations of Orthodox culture; foundations of spiritual and moral culture of the peoples of Russia.