УДК 53.072.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ ANDROID НА УРОКАХ ФИЗИКИ,
АСТРОНОМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2019

Дружаева С.В., учитель физики
МБОУ Школа № 42 г.о. Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются наиболее интересные приложения Android, которые можно использовать не только на уроках физики, но и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: приложения; аndroid; смартфон; магнитомер; шумомер; компас; акселерометр; радиация; тепловизер; астрономия; звездное небо; внеурочная деятельность.

В соответствии с Методическими рекомендациями об использовании устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, разработанными и утвержденными Роспотребнадзором, Рособрнадзором и Российской академией образования для использования их в общеобразовательных организациях, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2019 г., с 1 сентября 2019 года ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса, длительностью урока согласно расписанию, учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательнойорганизации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся [1].
Введение запрета на использование в школе смартфона не заставит учащихся ограничить доступ к мобильному телефону. Целесообразнее перенаправить интерес учащихся к смартфону в исследовательскую деятельность. Существует ряд приложений, которые успешно применяются на уроках физики, астрономии и во внеурочной деятельности. Кроме широко известных, например, «GPS», есть такие, которые успешно могут заменить недостающее оборудование при проведении урока физики, астрономии, географии.
Приложения можно разделить на группы. Кратко опишем их.
1. Приложение «Магнитомер» достаточно точно определяет стороны света в направлении движения человек, прииспользовании навигатором [2].
2. Приложение «Compass 360» имеет особенности: наличие магнитного и истинного севера; функция металлоискателя; ориентация в портретном и ландшафтном режиме; яркие и красочные скины для настройки внешнего вида программы [2].
3. Приложение «GPS» позволяетизмерить достаточно точно расстояние между разными объектами, построить маршрут при помощи программ «Яндекс карты» и «Googlemaps».Составив практическое занятие на улице с использованием этих прикладных программ, можно добиться усиления мотивации в изучении темы «Кинематика» [2].
4. Приложение «Шумомер»для измерения громкости в помещении (в децибелах)ученики могут использовать для изучения шумового загрязненияна перемене, уроке, улице и при изучении темы «Звуковые волны» [2].
19-1   19-2 
5. Приложение «Акселерометр» позволит использовать устройство в качестве электронного уровня, например, при решении задач «КПД наклонной плоскости» в применении к эскалатору метро и любых других подъемников [2].
6. Смартфоны, оснащённые камерой с автофокусировкой позволяют измерять достаточно точное расстояние до объекта (расстояние до 15-20 метров с погрешностью от 10 см до 1 м), а также моментальную скорость движущегося объекта. Особенно удобна эта функция для изучения движения тела, брошенного под углом к горизонту.
7. Приложение«GammaPix»измеряет уровень радиации, удобно в случае отсутствия в кабинете дозиметра; обеспечивает своевременное предупреждение о наличии радиоактивного излучения. Приложение «GammaPix» не сможет работать на некоторых моделях телефонов, поскольку система оптимизация работы камеры при низких уровнях освещенности создает «яркие» картинки, также требуетсякамера-тепловизор [3].
19-3 
8. Детектор магнитного поля и постоянного тока позволяетопределить местоположение источника питания, проверить есть ток или нет, а такжеточно измерить напряженность магнитного поля, локализовать область с электрическими токами, измерить точки или линии сканирования, измерить х, у и z-компонентов и количества магнитных полей, представить измерения в виде графика. Целесообразно использовать его при углубленном изучении физики, во внеурочной деятельности [4].
19-4 
9. Приложение VideoPhysics позволяет анализировать по видео движущиеся тела, а именно – строить графики скорости объектов и отображать траектории их движения. Причем объектом может быть проезжающий автомобиль или велосипед, качающийся на качелях ребенок, футболист с мячом. Необходимо загрузить видео или снять его при помощи приложения, отметить кадры с движущимся объектом и настроить масштаб. Помогает при проведении лабораторных работ по кинематике, например, исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту; движение по окружности [1].
19-5 
10.EveryCircuit-
приложение для экспериментов с электрическими цепями. В нем более 30 элементов (резисторы и коммутаторы, мультиметры для проверки напряжения и тока, логические вентили и МОП-структуры), которые можно использовать в процессе построения схем, законы Ома и Кирхгофа, увидеть компоненты: источники, генераторы сигналов, резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, трансформаторы, вольтметр, амперметр, вольтметр, двигатель постоянного тока, Потенциометр, лампа, ключи, диоды, стабилитроны, светодиоды, транзисторы, операционный усилитель, цифровые логические вентили, реле. Можно использовать для углубленного изучения физики, в проектной деятельности в 10 классе по теме «Электродинамика» [5].
19-6 
11. Приложение SpeedView является ещё одним из самых популярных приложений-спидометров. В приложении есть множество хороших особенностей. Оно включает в себя типичный HUD, где вы можете сразу увидеть свою скорость и другую статистику передвижения. Приложение будет отслеживать такие вещи, как время передвижения, время остановки, расстояние, скорость и многое другое. Приложение оснащено компасом, графиками для вашей статистики и т. д. Удобно при изучении темы «Виды движения» в 7 классе [6].
19-7 
12. Приложения NightSky и StarWalk удобны при изучении Астрономии, особенно если нет возможности визуального изучения звездного неба. Даже если вы не видите чего-то за облаками или смотрите при дневном свете, приложение NightSky определяет, какие звезды, планеты, галактики, созвездия спутников располагаются на этом участке по данным GPS и компаса, встроенного в устройство. StarWalk отличается простотой использования: достаточно направить своё мобильное устройство на небо, чтобы получить подробную карту, включающую в себя звёзды, созвездия, спутники и другие космические объекты. Кроме подробной карты звёздного неба путеводитель позволяет получить интересную информацию относительно созвездий, метеоритных дождей, фаз луны, туманностей; возможность отслеживать движение разных космических объектов, например, спутника, астрономический календарь, просмотр фото из открытого космоса [7].
19-8   19-9
Польза от смартфонов на уроке может быть при условии, что урок будет построен вокруг этого. И если уйти от построения урока по проверенной схеме: мини-лекции плюс самостоятельная работа с учебными материалами в основном в печатном виде,томожно организовать науроке проектную деятельность, чтобы дети самостоятельно нашли материал, поработали вкомандах и что-то подготовили на его основе – помимо того, что есть в учебнике. Так, можно было бы использовать доступ к Интернету через смартфон вучебных целях, раскрыть возможности Android и перенаправить интерес учащихся к исследовательской деятельности не только на уроке, но и во внеурочное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г. №№ МР 2.4.0150-19/01-230/13-01): [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72516130 
  2. Нимин В.В:Датчики современных смартфонов [Электронный ресурс] URL: http://android.mobile-review.com/articles/62300
  3. [Электронный ресурс] URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ImageInsightInc.GammaPixLite&hl=ru  
  4. [Электронный ресурс] URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=smf.detector&hl=ru  
  5. [Электронный ресурс] URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.everycircuit.free&hl=ru  
  6. [Электронныйресурс] URL: Ulysse-Speedometer_v1.9.56.apk Read more at http://www.androidtop.org/top-podbor/7265-5-luchshih-prilozheniy-spidometrov-dlya-android.html#Bo4GKLtifA1syUxP.99  
  7. [Электронный ресурс] URL: http://ipadspace.ru/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d1%8b-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-ipad/night-sky.html 

USING ANDROID APPLICATIONS IN PHYSICS, ASTRONOMY AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2019

Druzhayeva S.V., physics teacher
MBOU School № 42, Samara (Russia)

Abstract: The article discusses the most interesting Android applications that can be used not only in physics lessons, but also extracurricular activities.
Keywords: applications; android; smartphone;magnetometer; sound level meter; compass; accelerometer; radiation; thermal imager; astronomy; starry sky; extracurricular activities.