УДК 37

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2019

Панарина А.И., студентка
ГБПОУ «Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина» г. Самара (Россия)

Аннотация: В статье отражены основные подходы к исследованию функциональной грамотности, рассмотрены основные компоненты функциональной грамотности применительно к современной образовательной ситуации, предложены педагогические приемы для проведения урока с применением технологии проектного обучения.
Ключевые слова: качество образования; функциональная грамотность; проектная деятельность.

Качество образования во всём мире определяет качество развития всех сфер государства и общества. Многочисленные исследования показали, что в современном мире показателем общественного благополучия и основой безопасности жизнедеятельности человека выступает функциональная грамотность выпускников школ – собирательная характеристика, отражающая способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться для успешного функционирования в ней. Именно поэтому российское образование сегодня ищет оптимальные пути и способы формирования и развития у обучающихся функциональной грамотности [1].
Опираясь на исследования PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), можно заключить, что понятие функциональной грамотности, её составляющих прошло эволюцию. Начиная с 2000 года, функциональная грамотность – несколько грамотностей базового уровня: математическая, литературная и естественно-научная. Далее, в период с 2003 по 2006 годы, область интереса исследований представляла собой оценку умений разрешения проблем и проблемных ситуаций [2]. В 2018 году исследование функциональной грамотности включило в себя также глобальные компетенции. Иными словами, на настоящий момент функционально грамотная личность – это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя, своих близких;
- обладающий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость в поиске общих решений [3].
Сегодня в нашем быстро меняющемся мире образование как никогда ранее должно ориентироваться «на значительные технологические изменения в производственной и гуманитарной сферах деятельности, катастрофическое увеличение информационных потоков и неопределённость будущего развития» [4, с. 32]. В этой связи Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) была создана модель образовательных достижений обучающихся – 2030 или что должны уметь выпускники школ. В соответствии с этой моделью образовательные результаты должны включать в себя знания не только предметные, но и метапредметные, практические; умения – предметные и метапредметные, социальные и эмоциональные, физические и практические, а также отношения и ценности.
Все три составляющих, переплетаясь во время учебного процесса, должны приводить к формированию компетенций, становиться основой для способности актуализировать, мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения, обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать. Эти компетенции служат фундаментом для накопления опыта принятия собственных решений, позитивного поведения, решения проблем и успешной продуктивной деятельности. Именно это и должно являться главной целью современного образования.
Но соответствует ли все вышесказанное действительности? К сожалению, российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают большим объемом знаний, но единственное реальное применение их на практике – это получение высокого балла на основном государственном экзамене.
Исходя из этого, необходимо признать, что современная образовательная ситуация требует переключения внимания учителя с формирования только предметных результатов на формирование навыков функциональной грамотности. Это значит, что педагог должен предлагать такие задания детям, которые предполагают:
– применение знаний в ситуациях, приближенным к реальным;
– формулировку заданий, исходя из тех задач, которые человеку приходится решать в реальной жизни;
– проявление самостоятельной активности учащихся, их способности решать проблемы, проводить проекты и исследования как индивидуально, так и в групповой деятельности.
Анализ научно-педагогической литературы и передовой педагогической практики убедительно доказывает, что этого можно добиться, если:
– фокус внимания учителя будет не на собственной деятельности по представлению нового учебного материала, а на стимулировании учебной деятельности школьника;
– мотивирующая образовательная среда будет поддерживаться через положительные эмоции и амбициозные задачи для каждого ученика;
– обучение будет выстраиваться через исследование, в ходе которого ученик (один или вместе с другими учениками) уточняет задачу, ищет ин-формацию, представляет результат, формулирует критерии оценки и вместе с учителем оценивает успешность выполнения задачи;
– оценивание будет носить характер формирующего, то есть нести для обучения иную смысловую нагрузку – выполнять функцию обратной связи – показывать сильные и слабые результаты, высвечивать ближайшие и долгосрочные цели учебной работы.
– одним из ведущих видов деятельности обучающихся будет выступать создание различных проектов [5; 6; 7; 8].
Учитывая вышесказанное, а также тот факт, что наиболее проблемной областью для российских выпускников основной школы оказалась мета-предметная область – решение проблем в сотрудничестве (значительно ниже среднего международного уровня – 473 балла по шкале PISA), – одной из ведущих образовательных технологий должна стать технология проектного обучения. Ведь если попытаться посмотреть чуть шире, всё, чем занимается человек в жизни, что задумывает, реализует и оценивает, является в какой-то мере проектом: будь то приобретение материалов для ремонта квартиры до написания научной статьи.
Применение данной технологии через создание совместных (групповых, коллективных) проектов будет способствовать формированию у учащихся:
– самостоятельного, критического и творческого мышления;
– активизации познавательной деятельности;
– развитию умения размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
– развитию умения принимать самостоятельные аргументированные решения, развитие индивидуальности, а также умения работать в команде, выполняя разные социальные роли;
– формированию активной жизненной позиции ученика и развитию коммуникативных способностей.
На основе технологии проектного обучения можно провести урок по любой дисциплине. Так, урок истории искусств на тему «След в истории. Наскальная живопись» мы предлагаем начать с выполнения группового задания. Оно заключается в том, что каждая из четырех групп должна представить, что они являются первобытными художниками, и нарисовать четыре работы: «Прирученный бык», «Охота на быка», «Бык на пастбище» и «Священный бык» за определенное время. Учащиеся совместно внутри группы должны придумать композицию, вспомнить, что они знают о наскальной живописи и об этом периоде развития человечества вообще, проявить творческие способности, выразив всё, что они сумели вспомнить в общей композиции, распределить роли в команде для того, чтобы создать рисунок за короткий промежуток времени. Все эти навыки напрямую влияют на развитие базовых навыков функциональной грамотности, а именно: способности актуализировать, мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, способности активно действовать, решать проблемы во взаимодействии с другими и создавать продукты деятельности.
Такое вступление к уроку поможет заинтересовать учащихся и на основе их собственных рисунков понятнее объяснить четыре теории возникновения наскальной живописи. Мы знаем, что функционально грамотный человек учится всю свою жизнь, ему необходимо самому ставить для себя новые вопросы и находить пути их решения. Это возможно только тогда, когда у человека не угас интерес к изучению нового. Создание общих или индивидуальных проектов в ходе урока будет способствовать повышению мотивации к обучению и повышению познавательной активности.
Помимо вышеперечисленного подобные задания на уроках изодеятельности способствуют формированию критического и творческого мышления у учащихся, развитию умения размышлять, расширению области познания детей, становлению активной жизненной позиции и коммуникативных способностей.
Проектная деятельность – неотъемлемый компонент современных компетенций человека XXI века и его функциональной грамотности, потому что функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [9], человек, который поведет мир за собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность – императив времени // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya-gramotnost-imperativ-vremeni 
  2. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html 
  3. Федина В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения : пособие для студентов специальностей 031800 (логопедия) и 031700 (олигофренопедагогика). Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0440/3_0440-1.shtml 
  4. Ковалёва Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функцио-нальной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2 (37). С.31–43.
  5. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. СПб. : КАРО, 2019 [Элек-тронный ресурс]. URL: https://clck.ru/L2Wco 
  6. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/ 
  7. Сорокина И.В. Технология учебно-группового сотрудничества. В методическую копилку педагога. Самара : СИПКРО, 2019.
  8. Функциональная грамотность младшего школьника в современных условиях. Дидактическое сопровождение : книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
  9. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла // Сборник материалов / под научной редакцией А.А. Леонтьева. М. : «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. 368 с.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' FUNCTIONAL LITERACY THROUGH
PROJECT-BASED LEARNING TECHNOLOGY

© 2019

Panarina A.I., student
«Samara art College named K.S. Petrov-Vodkin», Samara (Russia)

Abstract: Тhe article reflects the main approaches to the study of functional literacy, considers the main components of functional literacy in relation to the modern educational situation, and offers pedagogical techniques for conducting a lesson using project-based learning technology.
Keywords: quality of education; functional literacy; project activity.