УДК 373.34

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВИДЫ ЗАДАЧ, СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

© 2019

Самыкина С. В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассказывается о специфике проектных задач как новой формы работы на уроках в начальной школе. Автор статьи выделяет типы проектных задач и предлагает алгоритм проектирования задачи.
Ключевые слова: проектная задача; типы проектных задач; алгоритм проектирования задачи; универсальные учебные действия.

На современном этапе развития образования значительные изменения происходят в учебном процессе школ. Нацеленность на формирование универсальных учебных действий при неизбежной важности достижения предметных результатов приводит к внедрению новых форм работы, к использованию современных образовательных технологий. Проектно-задачная технология обучения является эффективной в плане достижения планируемых результатов, что доказывается в исследованиях [1] [7], в практике работы школ Самарской области. Вместе с тем, нельзя утверждать, что эта технология стала активно используемой на уроке в начальной школе. Причины недооцененности кроются в следующем: отсутствие методики создания предметной проектной задачи, невыделенность типов задач. Кроме того, в действующих УМК проектные задачи используются нерегулярно. Все это затрудняет их проектирование и внедрение.
Целью данной статьи является выделение типов предметных проектных задач для начальной школы на примере задач по литературному чтению, а также описание алгоритма проектирования проектной задачи (далее – ПЗ).
Краткий экскурс в историю проектной задачи приводит нас к пособию «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б. Воронцова [3]. Авторы определяют проектную задачу как «задачу, в которой через определенный набор заданий деятельность детей направляется на создание результата (продукта)» [3, с. 47], формулируют отличия ПЗ от олимпиадных, конкретно-практических [3, с. 45–46]; предлагают структуру проектной задачи, состоящую из проблемной ситуации (квазиреальной) и последовательности заданий для решения проблемы. Создатели пособия выделяют следующие типы ПЗ: предметные и межпредметные, разновозрастные и одновозрастные. [3, с. 54]. Мы уточнили структуру проектной задачи, определив три ее составляющие: проблемный блок (предлагающий квазиреальную ситуацию, требующую решения), информационный (блок ресурсов для решения задачи и план действий для ученика) и критериально-оценочный, или рефлексивный (ученик оценивает продукт, свой вклад в его создание) [4, с. 68].
Современные исследования показывают, что использование проектных задач в начальной школе существенно, статистически значимо влияет на повышение уровня сформированности познавательной активности учащихся, уровня обученности, на формирование универсальных учебных действий [1], [8].
О необходимости внедрения проектных задач по разным предметам в учебный процесс школ писала Н.М. Конышева на страницах журнала «Начальная школа» [7, с. 63]. Автор считает, что проектная деятельность должна осуществляться на уроках разных предметов в начальной школе.
Наша статья посвящена предметным одновозрастным задачам, которые предлагаются ученикам на уроках литературного чтения или на занятиях внеурочной деятельности. Именно среди предметных проектных задач мы выделили разновидности и предложили алгоритм проектирования таких задач.
Поясним, в чем заключается специфика проектных задач.
– Ученикам предлагается жизненная, квазиреальная (почти реальная) проблема, которую им предстоит решать.
– Все материалы для решения проблемы ученикам предоставляются. Задача детей – их изучить, освоить, переработать.
– Работа строится в группе, реже в паре.
– Работа выполняется «здесь и сейчас» за 1–2 урока.
– Результат деятельности – продукт, созданный конкретной группой учащихся: составленная детьми книга, афиша, карта, игра, концерт и т. п.
Мы разработали проектные задачи по литературному чтению для начальной школы, которые представлены в рабочих тетрадях для 3 и 4 классов [5], [6] и могут быть использованы с любым УМК. Приведенные ниже примеры ПЗ взяты из упомянутых пособий.
В зависимости от вида деятельности можно выделить три разновидности ПЗ:
– задачи-конструкторы;
– творческие задачи;
– задачи, основанные на моделировании.
Задача-конструктор посвящена созданию целого из составляющих частей. Продукт, который является итогом решения задачи, ученики собирают из предложенных им частей, как конструктор. Но для того, чтобы продукт состоялся, каждая часть «конструктора» должна быть изучена, исследована, возможно, изменена, и все части согласованы между собой. Этими частями являются тексты, рисунки, схемы, графики, таблицы и тому подобное. Готовый продукт, созданный учениками – это, например, статья, газета, плакат, книга, реклама, коллаж. Приведем пример такой задачи. Она называется «Крылатые слова и выражения».
Проблемный блок задачи. Сегодня на уроке мы хотели познакомить вас с необычным словарем. Читать его – одно удовольствие! Это Словарь крылатых слов. Но случилась беда: все части статей словаря перепутались, отделились от иллюстраций и заголовков. Уцелела только одна статья. Вот она.

15-1
Рисунок 1

Информационный блок задачи. Предлагается план работы по восстановлению статей и их части: заголовки, иллюстрации и фрагменты текстов.
Ученики вырезают материалы и упорядочивают. Из этой мозаики рождается три иллюстрированные статьи: «Ахиллесова пята», «Дамоклов меч», «Сизифов труд». Их нужно расположить в алфавитном порядке, наклеить на страницы тетради.

15-2
Рисунок 2

15-3
Рисунок 3

Рефлексивный блок задачи предполагает не только оценить, насколько выполненная работа была полезной и интересной, но и показать понимание вновь открытых крылатых выражений.

15-4
Рисунок 4

Описанная задача нацелена на обогащение словаря, на совершенствование умений работать с текстом, на развитие читательского интереса. Она выполняется в паре. Партнеры, как правило, работают с большим удовольствием. Это нестандартная задача для уроков литературного чтения, ведь требуется не только читать, но и восстанавливать тексты, подбирать иллюстрации, заголовки, вырезать, наклеивать.
Другая разновидность предметных проектных задач – творческие задачи. Мы назвали их так, потому что продукт, который создадут дети – результат творческого процесса. В результате решения творческой проектной задачи появится новое литературное произведение, концерт, спектакль, плакат или газета (при условии, что его создали ученики, а не составили из готовых фрагментов).
Приведем пример творческой задачи – «Карты Проппа». Цель ее – освоив структуру народной волшебной сказки, создать свою сказку.
В проблемном блоке описывается ситуация с недостатком современных волшебных сказок для детей, которые их очень любят.
Информационный блок задачи, то есть материалы для изучения, – это карты Проппа и фрагменты волшебных сказок, иллюстрирующие каждую карту.
Напомним, что карты были придуманы великим сказочником Д. Родари, а названы они в честь советского фольклориста В.Я. Проппа, исследовавшего волшебную сказку. Ученики вырезают 12 карт, которые представляют собой события (мотивы) волшебной сказки. Далее необходимо расположить перепутанные карты в определенном порядке. Для этого к каждой карте подбирается один из предложенных фрагментов текста.
Например, карта «Запрет» проиллюстрирована отрывком из сказки «Гуси-лебеди»: «Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек…»

15-5
Рисунок 5

Карта «Нарушение запрета» (а в сказке запрет всегда нарушается!) соотнесена с отрывком из сказки «Царевна-лягушка»: «В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью шкуру и бросил ее в печь, сжег на огне…»
Карты, расположенные по порядку следования событий сказки, являются планом, матрицей, которая поможет самостоятельно сочинить сказку. Составленные группами учеников сказки звучат для всего класса, коллективно обсуждаются.
Рефлексивный блок в данной задаче предполагает оценку по десятибалльной шкале 3-х умений: умения слушать партнеров, умение доказывать свое мнение, доброжелательность в общении. Сумма баллов у каждого ученика – показатель его умений работать в группе.

15-6
Рисунок 6

Третья разновидность предметных ПЗ – задачи, основанные на моделировании. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2, с. 10]. Моделирование основывается на воспроизведении в виде модели функциональных характеристик объекта моделирования. Таким объектом может стать, например, народная волшебная сказка, ее структура, ее законы.
В одной из проектных задач, спроектированных нами для учеников 3-го класса, предлагается создать игру-ходилку «Два мира волшебной сказки» для третьеклассников, увлеченных настольными играми. Для работы дается поле игры.

15-7
Рисунок 7

Согласно тексту сказочной истории, герой отправляется в путь в волшебный мир. Ему помогают волшебные предметы и помощники. На своем пути он встречает избушку Яги, преодолевает три препятствия или решает три трудных задачи и, выполнив свою миссию, возвращается домой, где его ждет воцарение, свадьба. Все эти события группа учеников воплощает на поле игры, продумывая точки поощрения, попав на которые игрок получает дополнительный ход или другое преимущество. При попадании на точки наказания игрок пропускает ход или откатывается в своем движении к началу игрового поля. Третьеклассники могут использовать специальные маленькие рисунки с изображением волшебной щуки, сапог-скороходов, коня, Яги, Кощея, вырезая иконки и наклеивая на поле игры. Такая проектная работа способствует освоению структуры волшебной сказки, осознанию ее законов, что поможет без труда пересказывать сказку, создавать свою сказочную историю.

15-8
Рисунок 8

В проектных задачах, основанных на моделировании, можно освоить структуру басни, рассказа, можно создать модель страны Литературы, создав ее карту.
Итак, в зависимости от ведущего вида деятельности учеников мы выделили три вида предметных проектных задач: конструкторские, творческие, основанные на моделировании.
Проектировать задачи, подобные рассмотренным выше, – занятие увлекательное и непростое. В ходе работы над задачами у нас сложился определенный план работы над созданием проектной задачи. Мы предлагаем следующий алгоритм проектирования предметной проектной задачи для начальной школы.
1. Учителю необходимо сформулировать цель проектной задачи. А значит, надо определить, какой материал по предмету необходимо изучить или повторить, или обобщить с помощью проектной задачи. Например, учитель предполагает обобщить знания о сказках А.С. Пушкина.
2. Придумать результат деятельности – продукт, который конструируют ученики. На наш взгляд, важно, чтобы этот продукт был «из жизни»: афиша, книга, плакат, телепередача, страничка из учебника, спектакль, концерт. На этом этапе определяется тип проектной задачи: конструкторская, творческая, основанная на моделировании.
3. Придумать проблемную (квазиреальную) ситуацию, в результате решения которой появится продукт. Такая ситуация может быть «школьной»: помогите второклассникам, отстающему ученику, человеку, не знакомому со сказками А.С. Пушкина. Проблемная ситуация может быть сказочной: «помогите Буратино подготовить подарок на день рождения его друга Ивана Царевича», «помогите Хоттабычу восстановить узор на ковре-самолете».
4. Подобрать материалы для решения проблемы. На этом этапе очень важно, чтобы ученикам были предложены материалы разных форматов: тексты, рисунки, схемы, диаграммы, графики, картины. Чем более разнообразен материал для изучения, тем более полезна проектная задача, так как дети будут учиться работать с информацией. Можно предложить ученикам и ненужные, избыточные материалы. Тогда задача усложнится: дети должны догадаться, какие материалы не значимы. На первых порах учитель может подсказать, что есть лишние документы в задаче.
5. Составить план работы для учеников по освоению массива информации. Заметим, что может быть два варианта движения к цели.
Первый предполагает, что учитель запланировал деление полномочий в группе: одни рисуют, другие – сочиняют, третьи – придумывают правила. Такой ход работы предполагается в нашей задаче по конструированию игры-ходилки. Все вместе получают общий продукт.
Второй вариант предполагает, что все группа учеников последовательно выполняют задания инструкции все вместе. Такая разновидность проектной задачи удобна для выполнения в паре. Этот алгоритм работы мы применили в задаче «Крылатые слова и выражения».
6. Продумать форму рефлексии. При этом важно помнить, что можно рефлексировать и по форме работы (насколько комфортно ученику работалось в группе) и по содержанию (оценка созданного продукта).
Внедрение проектных задач в учебный процесс повышает у учащихся мотивацию к изучению школьных дисциплин, позволяет освоить в ходе деятельности большой объем знаний по предмету, способствует формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксючиц С.А. Реализация проектных задач в образовательном процессе начальной школы //Известия Смоленского государственного университета. 2015. № 2 (30). С. 351–362.
  2. Бешенков С.А. Моделирование и формализация : методическое пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др. / под ред. А.Б. Воронцова. М. : Просвещение. 2011.
  4. Самыкина С.В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению // Начальная школа. 2012. № 7. С. 67–71.
  5. Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 3 класс: В 2-х частях / под ред. С.Г. Яковлевой. Самара : Издательский дом «Федоров». 2017.
  6. Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 4 класс: В 2-х частях. Самара : Издательский дом «Федоров». 2017.
  7. Конышева Н.М. Новые возможности оптимизации проектной деятельности в школе. Интеграция урочной и внеурочной работы // Начальная школа. 2015. № 8. С. 60–65.
  8. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя [Электронный ресурс] URL:
    http://imcnt.ru/system/files/files/proektnaya_zadacha_kak_sposob_formirovaniya_uud_mladshih_shkolnikov_i_a_chumakova.pdf 

PROJECT TASK IN PRIMARY SCHOOL: TIPES OF TASKS, THE SPECIFICS OF THE DESIGN

© 2019

Samykina S.V., candidate of pedagogical Sciences, head of the Department of primary education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article is about specificity of project tasks as a form of work at the lessons of elementary school. The author of the article selected types of project tasks and proposed the algorithm for generating tasks.
Keywords: project task; types of project tasks; the algorithm for generating tasks; universal learning activities.