УДК 51
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ МОТИВАЦИИ И УУД
ЧЕРЕЗ ПРИНЦИП ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ
© 2019
Новаева З.Г., учитель математики
МБОУ Школа № 34 г.о. Самара (Россия)
Аннотация: В статье дается краткая характеристика принципа прикладной направленности, приводятся доводы о пользе применения данного принципа при обучении математике. Здесь представлены примеры заданий прикладного характера: диалоговые задания и творческие исследовательские задания, составленные автором. Использование данного принципа позволяет формировать универсальные учебные действия у учащихся при обучении математике в 5-6 классах, то есть отвечает новым идеям и требованиям новых стандартов, способствует реализации педагогических идей по формированию предметной мотивации.
Ключевые слова: принцип прикладной направленности; универсальные учебные действия; предметная мотивация; диалоговые задания; задания исследовательского характера.
Для выполнения любой деятельности важна положительная мотивация. Если учащийся видит при обучении математике возможность применять полученные знания на практике, в повседневной жизни, при изучении математики или других предметов, то у него повышается интерес к обучению.
Формируя интерес, мы развиваем мышление учащихся, обогащая его новыми понятиями, развиваем внимание и память, способствуем творческому воображению, тем самым мотивируем учащихся к обучению, вырабатываем у них стремление к новым знаниям, к их полному и прочному усвоению и расширению за счёт самостоятельного изучения [1].
Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в будущей профессиональной деятельности, на широкое использование в процессе обучения современной компьютерной техники, то есть в конечном итоге, способствует развитию математической грамотности учащегося. Использование данного принципа позволяет формировать универсальные учебные действия у учащихся при обучении математике в 5-6 классах, то есть отвечает новым идеям и требованиям новых стандартов [2].
В современных учебниках математики для 5-6 классов в недостаточной мере разработаны методические подходы к изложению учебного материала и задачи, целью которых является формирование УУД у учащихся.
В учебниках для 5-6 класса имеются задания, приближенные к реальным жизненным ситуациям, но таких заданий мало. Побуждая учащихся к выбору ценностных ориентиров, они также способствуют формированию УУД. Работая только по учебникам, учащиеся имеют возможность овладевать отдельными видами УУД, но сформировать их в полной мере с помощью учебного материала невозможно.
Необходимы задания, которые бы направляли учащихся на определение своего места в жизни, на выбор ценностных ориентиров и помогали бы устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Восполнить эти пробелы помогут учебные пособия: рабочие тетради и интерактивные дидактические материалы, а также собственные наработки.
В настоящее время благодаря сети Интернет и телевидению резко выросла информированность детей. Следствие этого процесса – снижение интереса к учению, проблема в общении (в частности, ведение диалога). Вместе с тем, диалог имеет огромное значение для развития личности, её самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала. Поэтому одним из важнейших средств обучения математике, ориентированного на формирование УУД, являются диалоговые задания, то есть задания, организованные при помощи письменных дополнительных вопросов [1].
Рассмотрим пример заданий прикладного характера на конструирование ситуации по её графической интерпретации по теме «Применение распределительного свойства умножения».
Условие задания изображено на картинке, поэтому учащемуся необходимо провести анализ картинки и самому сформулировать условие задания.
Задание: Посмотрите на картинку. Сформулируйте условие задания и затем решите его.
V1 = 40 км/ч, V2 - в 1,5 раза больше, V3-? В 1 1/6 раза больше, чем V2.
Ответьте письменно на вопросы:
1. У какой птицы известна скорость полёта и чему она равна?
2. Что известно про скорости других птиц?
3. Что требуется найти в задании?
4. Что необходимо сделать, чтобы найти скорость второй птицы?
5. Запишите 1 1/2 в виде суммы двух слагаемых (целой и дробной части): 1 1/2 =
6. Как называется свойство, которым необходимо воспользоваться далее при вычислении?
7. Что необходимо сделать, чтобы найти скорость третьей птицы?
8. Запишите 1 1/6 в виде суммы двух слагаемых (целой и дробной части): 1 1/6 =
9. Как называется свойство, которым необходимо воспользоваться далее при вычислении [3]?
Выполнение данного задания способствует активизации самостоятельной работы у учащихся и формированию у них УУД. Изучая рисунок и отвечая на поставленные вопросы, ученик может увязать его содержание с реальной жизнью (скорость полёта птиц). Выполнение задания способствует развитию интереса к обучению и предмету математика, к другим предметам и наукам (биология, орнитология). Сопоставляя то, что известно с тем, что неизвестно, учащиеся осуществляют целеполагание. Определяя промежуточные цели с учётом конечного результата (сначала находят скорость второй птицы, а затем – третьей), учащиеся планируют свою деятельность. В результате у них формируются личностные и регулятивные УУД. Познавательные УУД формируются при соотнесении известной и неизвестной информации и формулирования условия задания, при структурировании знаний, а также при извлечении нужной информации из рисунка. При конструировании условия задания по рисунку, при выявлении известных и неизвестных компонентов, представленных на нём, при выстраивании логической цепочки условия нового задания у учащихся происходит формирование логических познавательных УУД. Выполнение данного задания происходит как письменно, так и устно.
Представление своего плана, способа выполнения задания, работа в паре или группе способствует формированию коммуникативных УУД [1].
Важным средством обучения математике, ориентированным на формирование УУД, где в полной мере можно реализовать принцип прикладной направленности, являются и задания исследовательского характера. В урочной деятельности исследовательские (творческие) задания представляют собой небольшие поисковые задачи, решение которых требует прохождения некоторых этапов процесса исследования либо всех его этапов.
Исследование применяется как при изучении нового материала, так и при закреплении или обобщении. При выполнении итоговой работы проводятся дополнительные исследования для получения лучшего результата. После выполнения работы обязательна рефлексия: чему научились, где это может пригодиться в жизни, также рассматриваются другие варианты решения проблемы, задачи.
Используются различные виды уроков, предполагающие выполнение учениками учебного исследования или его элементов. Данные уроки, как правило, проводятся по окончанию определенной темы и требуют предварительной подготовки. На организационном этапе определяются рабочие группы, сроки выполнения проекта, исследования. Затем обсуждается проблема, определяется алгоритм действий и форма представления, источники получения информации.
Так, например, при изучении темы «Проценты» одна группа ребят получает задание узнать об истории возникновения процентов, другая группа находит материал о пользе витаминов и об условиях снижающих содержание витаминов в исходных продуктах, третья группа – о вреде курения на организм. На двух уроках обрабатывается материал, решаются задачи. Четвёртая группа красочно оформляет полученный материал (плакаты, буклеты, презентации), после чего он используется как демонстрационный материал для других учащихся.
Например, используем информацию о содержании витамина С в некоторых овощах и фруктах (мг на 100 г продукта). Устанавливаем, сколько мг витамина С сохранится в продуктах при хранении: а) при комнатной температуре (потери – 50%), б) в холодильнике (потери – 30%), в) при термической обработке, г) подсчитаем сколько мг витаминов отбирает у себя тот, кто курит, если дневная норма витамина С – 100 мг, а курильщик употребляет около 20 сигарет в день (по статистике одна выкуренная сигарета нейтрализует 5% витамина С)
Перед обобщением темы «Проценты» ребята получают задание: найти из СМИ цифровую информацию экологического содержания о родном городе, а на уроке каждая из групп предлагает свою информацию для команды соперников, чтобы те составили задачи с данным материалом. Затем материал возвращается группам в виде задач, и они должны представить решение.
Задание для команд. Составить задачи по данной информации.
1. Для команды «Воздух».
А. Одно дерево средней величины за 24 часа способно выделить кислорода для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день один гектар зелени поглощает 220–280 килограмм углекислого газа, при этом выделяет кислорода 180–220 килограмм.
Б. Продолжительность жизни мамонтового дерева 2500 лет. Продолжительность жизни дуба составляет 40%, сосны – 16 %, а груши – 12%, от продолжительности мамонтового дерева.
2. Для команды «Вода».
А. На производство 1 тонны бумаги расходуется 100 тонн воды, автомашины – 250 тонн. Тепловая электростанция потребляет 600 тонн на каждую тонну угля.
Б. Объём загрязненных сточных вод, сбрасываемых в реки Российской федерации за 1 год составляет 23 км3. Из них на долю сельского хозяйства приходится 14%,на долю промышленности – 32%, на долю жилищно-коммунального хозяйства – 52%.
За каждое верно выполненное задание начисляются баллы, подводятся итоги личного и командного первенства.
В сборниках задач и упражнений в учебнике по математике для 5-6 классов иногда попадаются задания, способствующие формированию экологического мировоззрения, но их очень мало. Поэтому, я использую свой материал – задачи экологического содержания. Предлагаемые задания соответствуют обязательному минимуму содержания образования основной общеобразовательной школы, основаны на научных данных, что позволяет осуществить реальную экологизацию обучения, помочь учащимся выработать осознанное отношение к экологическим проблемам, повысить интерес к предмету.
Исследовательская деятельность в 5-6 классе при изучении темы «Выражения» предусматривала работу с цифровым материалом о Великой Отечественной войне, при изучении темы «Диаграммы» – с материалом экологического содержания, при изучении темы «Масштаб» – с информацией о ценах на строительные материалы. При выполнении последней работы учащиеся составляют план кабинета, комнаты и рассчитывается расход строительных материалов для ремонта. В завершение работы делается вывод о выгоде и практичности использования данного материала.
Практическая работа. Составить (по группам) план своей комнаты или кабинета (в масштабе 1 и 2 группа – 1:100, 3 и 4 группа – 1:200). Вычислить стоимость ремонта полов, узнав предварительно цены на покрытия. Сделать вывод, какой материал лучше использовать.
1 гр. – линолеум – 620 руб. за 1м2.
2 гр. – кафель – по 700 руб.
3 гр. – ламинат – по 720 руб.
4 гр. – паркет – по 900 руб.
При изучением темы «Умножение и деление натуральных чисел» в 5 классе ребята получают задание: выяснить, чьи родители работают на производстве и узнать у них, какую продукцию выпускает предприятие и какова производительность (за день, сутки или за месяц).
Во время обобщения знаний по данной теме проводится урок, на котором ребята, используя полученную ранее информацию, находят цену 1 минуты.
Примерные задания для урока.
1. За 1 смену (8 часов) на кондитерской фабрике «Россия» выпускается 25 тонн шоколадной продукции. Найти количество выпускаемой продукции за 1 мин и стоимость этой продукции, если 100 гр стоит в среднем 65 рублей.
2. Предприятие Компания Danone в Самаре выпускает за сутки около 12000 т молочной продукции. Найти количество выпускаемой продукции за 1 мин, если 100 гр продукции стоит 30 рублей.
3. На Самарском хлебозаводе № 5 ежесуточно реализуется около 60 т продукции. Найти количество выпускаемой продукции за 1 мин, если 1 кг стоит в среднем 120 рублей.
4. На Самарском комбинате керамических материалов производится за сутки зимой 200000 кирпичей. Рассчитать количество производимого кирпича за 1 минуту и стоимость такого количества, если 1 кирпич стоит а) 25 рублей, б) 10 рублей.
Урок завершается беседой о важности и ценности труда людей разных профессий, о значимости 1 минуты на производстве и в жизни. Даются рекомендации о необходимости беречь время, не тратить его впустую, соблюдать режим дня.
Принцип прикладной направленности в обучении помогает обеспечить формирование творческой индивидуальности ребёнка, будущего гражданина, знающего историю своей страны и любящего свою Родину, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат.
Выполняя такие задания прикладного характера, учащиеся видят их значимость, осознают, что определенные математические знания понадобятся им в жизни. Таким образом, происходит формирование личностных УУД.
Выполнение заданий начинаются, как правило, с планирования деятельности, в процессе работы происходит, коррекция и оценка результата, что способствует формированию регулятивных УУД.
Также эта деятельность предполагает работу с достаточно большим материалом, извлечением нужной информации из текста, работа с таблицами, соотнесением известной и неизвестной информации, формулированием условия задач с использованием данной информации. При этом происходит формирование познавательных УУД.
Формирование навыков группового, командного взаимодействия помогает ученикам добиться ощутимых результатов в учебной деятельности, развивать чувство взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, появляется потребность в расширении собственной информационной базы обучения, таким образом обеспечивается социальная компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми (коммуникативные УУД).
Таким образом, реализация принципа прикладной направленности позволяет формировать УУД у учащихся при обучении математике в 5-6 классах. Отвечая новым идеям и требованиям, изложенным в ФГОС второго поколения, предложенный принцип, способствует реализации педагогических идей по формированию предметной мотивации и УУД, помогает вырабатывать главные функциональные качества личности: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Квитко Е.С. Методика обучения математике в 5-6 классах, ориентированная на формирование универсальных учебных действий: дисс. кан. пед.наук. М., 2014. 174 с.
- Темербекова А.А. Методика преподавания математики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.:ВЛАДОС, 2003. 176 с.
- Квитко Е.С. Рабочая тетрадь по математике для 5-6 класса. М.: Аттика-центр, 2012. 64 с.
IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL IDEAS FOR THE FORMATION OF SUBJECT MOTIVATION AND UUD
THROUGH THE PRINCIPLE OF APPLIED DIRECTION WHEN TEACHING MATHEMATICS IN 5-6 CLASSES
© 2019
Novaeva Z.G., mathematics teacher
MBOU School № 34 Samara (Russia)
Abstract: The article gives a brief description of the principle of applied orientation, provides arguments about the benefits of applying this principle in teaching mathematics. Examples of applied tasks are presented here: interactive tasks and creative research tasks, compiled by the author. Using this principle allows you to form students with universal learning activities when learning mathematics in grades 5-6, i.e. meets new ideas and the requirements of new standards, contributes to the implementation of pedagogical ideas for the formation of objective motivation.
Keywords: the principle of applied orientation; universal learning activities; subject motivation; dialogue tasks; research tasks.