УДК 373.34

ЯЗЫКОВАЯ ФУНКЦИНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УМК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2019

Незваненко Н. В., преподаватель кафедры начального образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается понятие функциональной грамотности, особенности формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников, предлагается обзор типов заданий из учебников различных УМК для формирования ключевых компетентностей у обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: функциональная грамотность; языковая функциональная грамотность; языковое образование; ключевые компетенции; универсальные учебные действия.

Проблема формирования функциональной грамотности младших школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно с начальной школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности [1, c. 9].
Деятельностный подход, который является основой Федерального государственного образовательного стандарта, в целом обуславливает определение цели школьного обучения как формирование умений учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.
Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества [2, с. 13].
Это определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределённости.
Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:
– обучение носит деятельностный характер;
– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
– используются продуктивные формы групповой работы.
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательных технологий, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.
Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, которое представлено определенными показателями. Ребенок, который завершает обучение на этапе начальной школы, должен обладать:
– готовностью успешно взаимодействовать с имеющимся окружающим миром, используя свои способности для его соверщенствования;
– возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
– способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
– совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию, умением прогнозировать своё будущее [1, с. 17].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требование к результатам развития обучающегося – сформированность универсальных учебных действий (УУД). УУД обогащают содержание функциональной грамотности школьника, поскольку определяют эффект его развития.
Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию языковой функциональной грамотности младшего школьника, которая создаёт оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.
Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи [1, с. 32].
В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания). Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Это первоначальный этап лингвистической подготовки и речевого развития, обеспечивающий успешность дальнейшего обучения. Он предполагает осмысление языковых средств в единстве их формы, значения и функции.
Содержание курса «Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Языковая грамотность младшего школьника – это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих:
1) стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры;
2) целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных;
3) готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка [1, с. 33].
Результатами работы над первым компонентом: стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры, являются осознание богатства, красоты и выразительности русского языка; развитие мотивации повышать уровень собственной языковой культуры; развитие чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка. При важности заданий на все составляющие особое место занимает развитие правильной мотивации.
Результатами работы над вторым компонентом (целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных) являются осознание младшим школьником возможностей использования разных языковых средств; сформированность умения обнаруживать нарушения языковых норм и неадекватность языковых средств той речевой ситуации, в которой они использованы; накопление опыта выбора языковых средств в соответствии с особенностями речевой ситуации; создание устных и письменных высказываний, отвечающих критериям содержательности, связности, соответствия нормам русского литературного языка.
Результатами работы над третьим компонентом (готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка) является понимание младшим школьником основных характеристик изучаемых языковых единиц, особенностей их функционирования в языке; овладение методами изучения языка.
Сформированность языковой грамотности проявляется в:
– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
– умении с помощью языковых средств решать конфликты;
– способах работы с лингвистической информацией, оценивании ее полноты, достоверности;
– осознании ценностей современного мира, представленных в языке;
– желании повышать уровень языковой культуры [1, с. 32].
Обзор содержания действующих УМК по русскому языку позволяет сделать вывод, что курс «Русский язык» во всех программах начального образования разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и нацелен на развитие функциональной языковой грамотности младшего школьника, прежде всего, на основе освоения предметных знаний, понятий, ведущих идей предмета. Представленная в УМК методическая информация, а также дидактические материалы, пособия, рабочие тетради, раздаточный материал способствуют формированию умений работать в информационной образовательной среде. Средства обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС НОО, помогают младшим школьникам не только осмыслить информацию об окружающем мире, но и расширить представление о взаимосвязи всех единиц языка [3, с. 9].
Методической основой эффективности обучения родному языку является включение в урок задач развивающего характера. Углубление материала осуществляется в том случае, если учитель использует знания учащихся для выполнения ими умственных действий. Система вопросов и заданий во многих учебниках по русскому языку (программы «Школа России», «Гармония», развивающие системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.) направлена на активизацию умственной деятельности учащихся, начиная с I класса.
Содержание начального обучения русскому языку направлено на формирование теоретических представлений о системе русского языка и его закономерностях. Так как основными понятиями курса «Русский язык» являются «язык» и «речь», то особое внимание уделяется раскрытию коммуникативной функции языка и практической направленности обучения. Это позволяет школьникам воспринимать язык как предмет изучения и как предмет анализа разных его сторон.
Одно из направлений содержания курса «Русский язык» – обучение искусству слова, формирование умений общаться с собеседником, оперировать словом, отстаивать свою точку зрения. Этому подчинены тексты и задания в учебных книгах. Например, в УМК «Система Л.В. Занкова» второклассникам предлагается инсценировать и обсудить ситуации, максимально приближенные к жизни:
12-1
Сведения о языке и речи систематизируются в ходе работы со словом, предложением, текстом, в ходе наблюдения и сравнения их признаков. Современные программы ориентируют на усвоение правильного произношения слов, формирование интонационных навыков, правил речевого этикета, понимание взаимосвязи разных сторон языка.
Уже с периода обучения грамоте во всех УМК предлагаются задания такого типа:
В Азбуке УМК «Школа России» на странице по сказке «Теремок» обучающиеся в ходе выполнения заданий будут (без называния терминов) сравнивать содержание высказывания и формальные средства, которые используются в устной речи для передачи информации.
12-2
На осознание разных сторон языка работает задание из Азбуки УМК «Система Л.В. Занкова»
12-3
В учебник «Русский язык» УМК «Система Л.В. Занкова» во 2 классе авторы включают большое количество упражнений на формирование интонационных навыков, правил речевого этикета. Активно используются различные формы организации учебной деятельности, это и работа в паре, в группе. Например:
12-4
Познавательные задачи предназначены для возбуждения интереса к языку, развития мыслительных процессов, предупреждения механического зазубривания материала. Они требуют от школьников не только воспроизведения знаний, но и применения этих знаний в иной языковой деятельности.
Одним из универсальных приемов является сравнение смешиваемых в языке явлений: безударные гласные, парные согласные, части речи, члены предложения и т. п.
Ученикам предлагаются учебные задачи лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического и коммуникативного характера. Для их решения необходимы элементарные исследовательские навыки в области языка и речи. В процессе решения предложенных задач учащимся нужно найти необходимую информацию, выдвинуть предположения, обсудить их, сделать вывод. Показательными упражнениями для такого типа работы являются упражнения из учебника «Русский язык. 2 класс» УМК «Система Л.В. Занкова»:
12-5
Из учебника «Русский язык. 4 класс» УМК «Школа России»:
12-6
Для формирования таких важных качеств личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие, необходима особая организация урока. В настоящее время учитель свободен в выборе технологий, форм, методов, способов обучения.
При этом он должен создавать на уроках атмосферу творческого поиска, формировать у учащихся умения ставить и принимать познавательную задачу, проводить анализ языкового материала, находить способ решения поставленной задачи. Так, второклассникам предлагается упражнение (УМК «Школа России»):
12-7
Текстовой, иллюстративный и графический материал учебников, соответствующих требованиям стандарта, обеспечивает развитие умения учащихся составлять собственное речевое высказывание:
12-8
(«Русский язык. 2 класс» УМК «Система Л.В. Занкова»)
Наблюдения над функциями языковых категорий в условиях их применения в письменной речи создают основу для сознательного использования учащимися слов и словосочетаний в своих высказываниях:
12-9
(«Русский язык. 2 класс» УМК «Система Л.В. Занкова»)
С учетом формируемых речевых умений и в целом задач развития речи школьника, становления его как личности в учебниках представлена система речевых упражнений разных типов. Классифицируются они по разным основаниям:
– по характеру деятельности учащихся упражнения можно разделить на репродуктивные, конструктивные, творческие;
– по специфике речевых единиц, на материале которых осуществляется развитие речи учащихся, упражнения делятся на лексические, синтаксические, текстовые (упражнения по связной речи);
– по форме организации познавательной деятельности учащихся упражнения делятся на индивидуальные, коллективные, групповые
. Такое деление условно. В практике обучения указанные группы речевых упражнений вступают в определенную взаимосвязь, поэтому любое упражнение рассматривается по нескольким основаниям и в зависимости от темы или цели урока, а также уровня сформированности речевых умений. Учитель определяет тип упражнения и условия его выполнения на уроке, изменяя в случае необходимости задание, предусмотренное в учебнике. Изучая курс русского языка, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. При этом ученики:
– устанавливают всевозможные связи между смыслом и языковой правильностью его выражения;
– раскрывают новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям;
– оперируют постепенно усложняющимися теоретическими обобщениями;
– рассматривают одно и то же языковое явление с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность анализа.
Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении русским языком, являются важнейшим условием общей успешности образования младших школьников. На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как общеучебные, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др. / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. 288 с.
  2. Ермакова Е.А. Теоретические основы развития функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе. Понятие «функциональная грамотность» : автореф. дисс. … канд. пед. наук. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://dlib.rsl.ru/01005546806 
  3. Рамзаева Т.Г. О роли учебника «Русский язык» в развитии письменной связной речи младших школьников // Начальная школа. 2013. № 12. С. 8–14.

LANGUAGE FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS:
A REVIEW OF THE CONTENT OF VARIOUS UMK FOR PRIMARY SCHOOL

© 2019

Nezvanenko N.V., teacher of the Department of primary education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article deals with the concept of functional literacy, features of the formation of functional language literacy in primary school students, offers an overview of the types of tasks from textbooks of various UMK for the formation of key competencies in primary school students.
Keywords: functional literacy; language functional literacy; language education; key competencies; universal learning activities.