УДК 373.1

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Кутузова О.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена опыту работы по научно-методическому сопровождению применения технологий деятельностного типа в профессиональной деятельности педагогов общего образования Самарской области. Сделан акцент на важность формирования и оценки познавательных УУД школьников.
Ключевые слова: общее образование; познавательные УУД; образовательный процесс; образовательные технологии деятельностного типа.

Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) предполагает обязательное формирование не только предметных результатов, но и метапредметных универсальных учебных действий (далее – УУД) обучающихся. Важной составляющей метапредметных УУД на всех ступенях общего образования являются познавательные, среди которых можно выделить общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и др.), логические (анализ объектов, подведение под понятие, выведение следствий, сравнение с выбором оснований и критериев, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), постановка и решение проблем (формулирование проблемы как существующего противоречия, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). В процессе формирования познавательных УУД школьники совершают собственные открытия знаний, используя все свои учебные возможности, понимают значимость выполненных действий для дальнейшего обучения, что способствует как достижению высоких предметных результатов, так и всестороннему развитию личности. Поскольку методологической основой ФГОС общего образования является системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, то необходимым инструментом для эффективного формирования познавательных УУД являются современные образовательные технологии деятельностного типа. Именно в деятельности происходит наиболее успешное усвоение знаний. Как отмечал Бернард Шоу, «деятельность – единственный путь к знанию» [1]. Сегодня становится очевидным, что в современной школе важна не столько передача ученикам знаний и опыта, сколько организация их самостоятельной учебной деятельности. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода [2]. Суть технологий деятельностного типа заключается в том, что они направлены на воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности: на умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты; ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, это способствует активному успешному формированию универсальных учебных действий. Отличает систему обучения с использованием технологий деятельностного типа то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка [3].
В соответствии со статьями 47 и 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» использование современных эффективных образовательных технологий в школе является одновременно и правом педагога, и его обязанностью. Однако одним из сложных моментов на сегодняшний день является перестройка сознания педагога: реализация ФГОС требует от современного учителя освоения новых профессиональных умений проектирования образовательного процесса на основе технологического подхода. Среди разнообразия образовательных технологий каждому педагогу важно выбрать, «прочувствовать» именно те из них, которые наилучшим образом подойдут для конкретного контингента обучающихся, будут учитывать особенности преподаваемого предмета. К сожалению, часто учитель при проектировании и проведении своего урока пытается использовать несколько образовательных технологий и в результате не реализует ни одной. Обучающиеся при этом не достигают планируемых предметных и метапредметных результатов. Учитывая проблемное поле педагогов по использованию технологического подхода в образовательном процессе, выбору современных образовательных технологий деятельностного типа в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее – СИПКРО) разработаны и успешно реализуются такие программы повышения квалификации, как «Методические аспекты применения технологии учебно-группового сотрудничества при введении ФГОС ОО и СОО», «Методические аспекты применения технологии развития критического мышления на уроке при внедрении ФГОС СОО», «Технология педагогического проектирования современного урока», «Технология обучения, основанная на создании учебных ситуаций в основной школе». В ходе прохождения курсов повышения квалификации по указанным программам педагоги изучают основные аспекты технологического подхода в образовании, акцентируют внимание на особенностях применения той или иной образовательной технологии деятельностного типа. Каждый педагог проектирует урок и представляет его в виде паспорта и технологической карты. Опыт работы показывает, что, пройдя такое обучение, педагоги используют изученные ими современные образовательные технологии на уроках в своих образовательных организациях, а также выходят на такие конкурсы, как «Молодой учитель», «Учитель года», и успешно демонстрируют владение данными технологиями в рамках своего предмета.
Кроме того, в рамках научно-методического сопровождения реализации ФГОС в общеобразовательных организациях Самарской области СИПКРО ежегодно проводит региональную научно-практическую конференцию «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики». Конференция проходит по нескольким секциям. В 2019 году специалисты кафедры педагогики и психологии провели секцию «Методика формирования и оценивания познавательных УУД обучающихся» для педагогов начальной, основной и средней школы. Работа секции проходила 26 сентября на базе МБОУ Гимназии «Перспектива» г.о. Самара, которая в 2018 году стала Региональной инновационной площадкой по теме «Методическое обеспечение применения формирующего оценивания познавательных УУД обучающихся в образовательной деятельности педагога». В работе данной секции приняли участие 64 педагога, из них 24 человека из Самарской области, остальные – из Самары. 08-1Каждый участник конференции получил материалы конференции с яркой красочной программой, буклетом о гимназии «Перспектива», листами обратной связи.
В начале пленарного заседания с приветственным словом ко всем участникам конференции обратилась директор гимназии «Перспектива» Татьяна Владимировна Стародубова.
О целях и задачах, формате конференции рассказала заведующий кафедрой педагогики и психологии СИПКРО Ирина Владимировна Сорокина.
Большой интерес у участников конференции вызвали открытые уроки педагогов гимназии «Перспектива» с применением современных образовательных технологий и методики формирования и оценивания познавательных УУД.08-2Учителями гимназии «Перспектива» были даны открытые уроки в начальной и основной школе по математике, русскому языку, окружающему миру, иностранному языку, истории с применением технологий учебно-группового сотрудничества (Рыбалкина Оксана Александровна, Херсонская Инна Александровна, Ажиркова Татьяна Алексеевна, Глушко Евгения Владимировна), организации поисково-исследовательской деятельности (Картавенко Елена Дмитриевна), личностно-ориентированного образования (Калашникова Анна Вячеславовна), развития критического мышления (Дробышева Ольга Юрьевна), проблемного обучения (Видинеева Данута Семеновна).
Все педагоги на открытых занятиях продемонстрировали грамотное использование методики формирования и оценивания познавательных УУД обучающихся различных возрастов. Все уроки были построены таким образом, что участники конференции могли наблюдать динамику развития познавательных УУД у обучающихся, зафиксированную различными методическими инструментами. Каждый учитель стремился органично интегрировать в предметное содержание метапредметность – целенаправленное развитие универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

08-3      08-4

Для педагогов – участников секции учителя гимназии «Перспектива» провели мастер-классы «Карусель» (Парфентьева Ольга Николаевна, Рыбалкина Ольга Александровна) и «Методика формирования и оценивания познавательных УУД на уроках английского языка» (Савельева Марина Евгеньевна). На мастер-классе «Карусель» демонстрировалась игровая технология обучения, позволяющая отработать различные познавательные универсальные учебные действия у обучающихся основной и средней школы. Эта игра позволяет отработать учебные навыки в командной игре, может использоваться, в том числе при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Необычна и организация, и проведение такой игры. Количество столов для игры должно быть в 2 раза больше, чем количество команд, то есть на каждую команду 2 стола, которые расположены в разных местах аудитории.
Участники делятся на команды и получают задания для выполнения. Игрок, который выполнил это задание, переходит за другой стол и получает более сложное задание, если он его не выполняет, то возвращается к остальным участникам своей команды. В это время оставшиеся за первым столом участники команды продолжают выполнять задания. Так, постепенно все участники команды перемещаются с первого стола за второй стол, по мере правильного выполнения заданий.
За каждое правильно решенное задание команда получает баллы. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Для учителей игра полезна тем, что, во-первых, мотивирует детей на работу, во-вторых, учитель имеет возможность точно определить, какой тип заданий вызывает наибольшие сложности у каждого ученика в отдельности и у класса в целом. Также учитель может видеть, какими способами ученики выполняют задания (решают задачи).
Обсуждение заданий после игры вызывает устойчивый интерес у школьников, потому что каждому школьнику становится личностно важно понять, как правильно выполняется задание, с которым он не справился, или объяснить другим ученикам, как он выполнил задание и какими теоретическими знаниями воспользовался для его выполнения.
На мастер-классе «Методика формирования и оценивания познавательных УУД на уроках английского языка», который провела Савельева Марина Евгеньевна были показаны различные приёмы, направленные на формирование познавательных УУД (далее – ПУД). При этом наиболее сложный аспект изучения иностранного языка (времена) становится понятным. Как известно, в русском языке три времени – прошедшее, настоящее и будущее. Английских времен тоже три – present, past и future, но в зависимости от того, является ли действие завершенным или длительным, каждое из этих времен может быть четырех типов – simple, continuous, perfect и perfect continuous. В результате в английском языке можно получить 12 временных форм. В связи с этим у школьников возникает проблема в определении времени и правильного построения грамматических конструкций. Проведённый мастер-класс продемонстрировал участникам конференции как этот сложный аспект изучения английского языка можно преподнести ученикам в очень интересной и понятной форме.
Среди открытых уроков педагогов следует отметить урок истории в 8 классе по теме «Церковная реформа Петра Великого», который провела Видинеева Данута Семеновна. Для создания проблемной ситуации на уроке учитель представила учащимся таблицы «Государственный аппарат России в XVII в. и в XVIII в.». И проведя аналитическую беседу, вывела их на главный вопрос урока. Ведущим видом деятельности на уроке была: поисково-исследовательская. Строилась она по принципу: проблема – гипотезы – поиск фактов – анализ фактов – вывод – новое знание (новый способ деятельности). Средствами выступали: учебные тексты, исторические документы. Также в уроке была показана работа по формированию и оценке ПУД-3: умение сравнивать и классифицировать на основе самостоятельного выбора основания и критерия. Сравнение – приём умственной деятельности, познавательное логическое действие, лежащее в основе суждений о сходстве и различии изучаемых объектов. В ходе работы с текстом и историческим документами учащиеся определяли цели применения логической операции сравнения, объекты сравнения, производили выбор оснований для сравнения, выделяли признаки сравнения), применяли саму логическую операцию и делали вывод в контексте цели. Оценка данного ПУД производилась посредством листа самооценки в начале и конце урока. Завершила урок повторительно-обобщающая беседа, в ходе которой учащиеся ответили на главный вопрос урока, и сделали выводы.08-5
Интересным получился урок английского языка по теме «Трудно ли быть знаменитым?» Урок проведен с применением технологии учебно-группового сотрудничества. Технология на уроке была реализована полностью. Учащиеся были распределены в 2 группы по 5 человек.
08-6Каждая группа получила четкие инструкции и алгоритмы работы. Обучающиеся распределили между собой задания, выполнив которые, группы создавали общие продукты деятельности – кластеры («Достоинства известности», «Недостатки известности»). И потом успешно презентовали их присутствующим. Группы задавали друг другу вопросы. Итогом урока стала обобщающая беседа по теме.
Также в уроке была показана работа по формированию и оценке ПУД –8: умение выделять основную мысль в тексте, резюмировать его главную идею. Обучающиеся получили для работы в группах тексты. Развитие данного умения имеет большое значение. Большие массы информации можно обработать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом, значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
В ходе работы с текстом обучающиеся выделили в тексте ключевые слова и предложения, отражающие его основное содержание, отвечали на вопросы выдержками из текста, формулировали вопросы к тексту, отражающие его основное содержание, формулировали главную тему и идею текста, критически оценивали содержание и форму текста. Полученную информацию из текста, учащиеся перенесли в кластеры.
Оценка данного ПУД производилась посредством чек-листа. Обучающиеся оценили себя до начала урока и после. Проведя рефлексию, учитель и учащиеся отметили положительную динамику в чек-листах. Практически все учащиеся овладели новой лексикой по теме урока, научились структурно работать с текстом. Все ученики, получили разноуровневое домашнее задание в соответствии с полученными результатами оценивания.
На открытом уроке математики в 6 классе по теме «Основные свойства дроби» учитель Рыбалкина Оксана Александровна показала успешное применение технологии учебно-группового сотрудничества, а также формирующего оценивания, которое практикуется в гимназии «Перспектива» уже не первый год. Ученики работали в группах, помогая и объясняя друг другу выполнение заданий. В результате работы каждая группа получила продукт совместной работы, который был представлен всему классу. Особенно удачно, на наш взгляд, у О.А. Рыбалкиной получилось организовать деятельность школьников по определению темы и цели урока. Выполняя задания в группах (у каждой группы было отдельное задание), ученики смогли самостоятельно осуществить целеполагание. Такой инструмент формирующего оценивания, как лист самооценки, использовался на протяжении всего урока. Проведённый урок показал, что ученики могут сотрудничать при работе в группах. Это способствует повышению результативности образовательного процесса и формированию функциональной грамотности школьников.
После открытых уроков и мастер-классов участники конференции имели возможность на двух круглых столах обсудить вопросы применения технологий деятельностного типа как инструмента формирования и оценки познавательных УУД обучающихся и проблемы методического сопровождения формирующего оценивания познавательных УУД на уроках иностранного языка и начальной школы. Участники круглых столов получили возможность обменяться опытом, задать волнующие вопросы руководителям круглых столов (заведующему кафедрой педагогики и психологии СИПКРО И.В. Сорокиной и учителю-методисту гимназии М.Е. Савельевой) и учителям, дававшим открытые уроки.
На круглом столе «Технология деятельностного типа как инструмента формирования и оценки познавательных УУД обучающихся» были заслушаны выступления участников, обсуждены:
 вопросы создания организационных условий для оценки качества образования на основе международных стандартов,
 методические аспекты диагностики познавательных УУД обучающихся различных возрастов,
 вопросы критериально-уровневого оценивания УУД смыслового чтения,
 проблема учета психологических особенностей обучающихся при формировании и оценивании УУД,
 особенности использования различных технологий (учебно-группового сотрудничества, личностно-ориентированного образования, проблемного обучения) для формирования познавательных УУД,
 вопросы организации самостоятельной контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках.
На круглом столе «Методическое сопровождение формирующего оценивания познавательных УУД на уроках иностранного языка и начальной школы» были заслушаны выступления участников. В непринужденной рабочей обстановке были обсуждены:
– вопросы использования листов самооценивания на уроках английского языка и на уроках в начальной школе,
– опыт работы в рамках метапредметной недели методических объединений гимназии,
– формирование и оценивание познавательных УУД на уроках английского, немецкого языка, математики в начальной школе с применением различных технологий (критического мышления, учебно-группового сотрудничества, организации поисково-исследовательской деятельности.
Все участники круглых столов высоко оценили опыт работы педагогического коллектива МБОУ Гимназии «Перспектива» по применению современных образовательных технологий и методики формирования и оценивания познавательных УУД, выразили глубокую благодарность и администрации гимназии, и кафедре педагогики и психологии СИПКРО за предоставленную возможность познакомиться с передовым педагогическим опытом в реализации ФГОС ОО, подтвердили результативность именно такого формата проведения научно-практических конференций для педагогов-практиков.
Такие формы научно-методического сопровождения реализации ФГОС общего образования, как научно-практические конференции, практико-ориентированные курсы повышения квалификации, важны для педагогов. Они дают возможность обменяться опытом, получить ответы на проблемные вопросы, познакомиться с новыми формами работы, с эффективным инновационным опытом коллег.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библиофонд [Электронный ресурс] URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=652451 
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
  3. Дозморова Е.В. Особенности технологий деятельностного содержания: переход от технологий фронтально-групповой работы к образовательным технологиям освоения универсальных способов мыследеятельности и индивидуализации образования : методические рекомендации [Электронный ресурс] URL: http://www.school54.tomsk.ru/files/img/file/2016/ 

THE EXPERIENCE OF USING TECHNOLOGY ACTIVITY TYPE AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT AND EVALUATION OF COGNITIVE UUD STUDENTS IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS OF THE FSES OF GENERAL EDUCATION

© 2019

Kutuzova О.B., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and psychology
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article is devoted to the experience of scientific and methodological support of the application of activity-type technologies in the professional activities of teachers of General education of the Samara region. Emphasis is placed on the importance of formation and evaluation of cognitive UUD of schoolchildren.
Keywords: General education; cognitive UUD; educational process; educational technologies of activity type.