УДК 372.853

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ОСНОВЫ МКТ И ТЕРМОДИНАМИКИ» В 10 КЛАССЕ

© 2019

Завершинская И.А., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ,
руководитель методического отдела физики и технологии, преподаватель физики
Морозов И.А., заместитель директора по учебной работе, Почетный работник сферы образования РФ, преподаватель физики
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области
«Академия для одаренных детей (Наяновой)» Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос оценки планируемых образовательных результатов на примере темы «Основы МКТ и термодинамики» курса физики в 10 классе. Раскрывается взаимное влияние формирования предметных и метапредметных результатов. Описаны механизмы оценки планируемых образовательных результатов.
Ключевые слова: оценочные средства; система оценки; планируемые образовательные результаты.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) привнесло некоторые особенности в содержание и организацию образовательного процесса в старшей школе [1].
ФГОС СОО имеет преемственность с ФГОС ООО по ряду показателей: ориентация на достижение планируемых образовательных результатов (ПОР), согласованность целей и задач образования, системно-деятельностный подход как основной механизм достижения указанных результатов и др. В тоже время ФГООС СОО опирается на организацию образовательной деятельности по профилям, в соответствии с образовательными потребностями участников образовательных отношений, в независимости от уровня освоения образовательных программ.
В работе [2, с. 42–49] мы проанализировали и установили, что в настоящее время не существует единой системы оценки формирования у обучающихся ПОР. Нами была обоснована, разработана и апробирована система оценки ПОР для основной школы, с опорой на типологию заданий, предложенную Г.А. Русских [3].
Учитывая преемственность между уровнями образования, разработанная система оценки ПОР легко переносима и на следующий уровень – СОО.
Предлагаем вариант диагностической работы по теме «Основы МКТ и термодинамики» для углубленного уровня:
Задание № 1: Выберите правильное (-ые) утверждение (-я): Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
– Силы взаимодействия между молекулами жидкости очень велики.
– Молекулы и атомы находятся в непрерывном беспорядочном движении, интенсивность которого зависит от температуры вещества.
– Температура – мера средней кинетической энергии молекул.
– Твёрдые тела сохраняют свою форму, но не сохраняют объём.
– Действие термометра основано на увеличении скорости движения молекул при увеличении температуры.
07-1 Задание № 2: Концентрация газа равна 3•1027 м-3, а средняя кинетическая энергия его молекул составляет 6•10-22 Дж. Какое давление оказывает газ на стенки сосуда?
Запишите число: p, МПа ___________________________
Задание № 3: На графике показана зависимость давления от концентрации для двух идеальных газов при фиксированных температурах. Чему равно отношение температур этих газов?
Задание № 4: Идеальный газ в цилиндре переводится из состояния А в состоянии В так, что его масса при этом не изменяется. Параметры, определяющие состояния газа, приведены в таблице. Какое число должно быть в свободной клетке таблицы?

р, 105Па V, 10-3м3 Т, К
Состояние A 1,0 4
Состояние B 1,5 8 900

Задание № 5: В результате эксперимента по изучению циклического процесса, проводившегося с некоторым постоянным количеством одноатомного газа,07-2 который в условиях опыта можно было считать идеальным, получилась зависимость давления p от температуры T, показанная на графике. Выберите все верные утверждения, соответствующие результатам этого эксперимента, и запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти утверждения.
1) В процессе 2–3 газ не совершал работу.
2) В процессе 1–2 газ совершал положительную работу.
3) В процессе 2–3 газ совершал положительную работу.
4) В процессе 3–1 газ совершал положительную работу.
5) Изменение внутренней энергии газа на участке 1–2 было равно модулю изменения внутренней энергии газа на участке 3–1.
07-3 Задание № 6: Идеальный газ медленно переводят из состояния 1 в состояние 3. Процесс 1–2–3 представлен на графике зависимости давления газа p от его объёма V (см. рис.). Считая, что 1 атм = 105Па, найдите, какую работу совершает газ в процессе 1–2–3.
Запишите число:А, Дж ___________________________
Задание № 7: Кусок льда аккуратно опускают в калориметр с тёплой водой и отмечают уровень воды. Затем лёд полностью тает. Удельная теплоёмкость калориметра пренебрежимо мала. Как изменяются в ходе этого процесса следующие физические величины: температура воды в калориметре; внутренняя энергия содержимого калориметра; уровень воды в калориметре по сравнению с отмеченным.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится; 2) уменьшится; 3) не изменится.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ЕЁ ИЗМЕНЕНИЕ
А) Температура воды в калориметре
Б) Внутренняя энергия содержимого калориметра
В) Уровень воды в калориметре по сравнению с отмеченным
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A Б В

Задание № 8: Используя первый закон термодинамики, установите соответствие между особенностями теплового процесса в идеальном газе и его названием.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛОВОГО ПРОЦЕССА НАЗВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ПРОЦЕССА
А) Все передаваемое газу количество теплоты идет на совершение газом работы
Б) Изменение внутренней энергии газа равно количеству переданной теплоты, при этом газ не совершает работы
1) Изохорный
2) Изотермический
3) Изобарный
4) Адиабатный
A Б

Задание № 9: Идеальный одноатомный газ в количестве четырёх молей совершил работу 415 Дж. При этом газ получил количество теплоты, вдвое превышающее модуль этой работы. Определите изменение температуры этого газа. Ответ выразите в градусах Цельсия и округлите до целого числа.
07-4Задание № 10: В сосуде содержится 0,1 моль аргона. Среднеквадратичная скорость его молекул равна 400 м/с. Чему равна внутренняя энергия этой порции аргона?
Задание № 11: Одноатомный идеальный газ неизменной массы совершает циклический процесс, показанный на рисунке. За цикл газ отдаёт холодильнику количество теплоты |Qх| = 8 кДж. Какую работу газ совершает при переходе из состояния 1 в состояние 2?
Задание № 12: С разреженным азотом, который находится в сосуде под поршнем, провели два опыта. В первом опыте газу сообщили, закрепив поршень, количество теплоты Q1=742 Дж в результате чего его температура изменилась на некоторую величину ΔT Во втором опыте, предоставив азоту возможность изобарно расширяться, сообщили ему количество теплоты Q2=1039 Дж в результате чего его температура изменилась также на ΔT.Каким было изменение температуры в опытах? Масса азота m=1 кг [4].
Спецификация диагностической работы:
Тема: Итоговая работа
1. Назначение работе – оценить достижение обучающимися ПОР по теме «Основы МКТ и термодинамики».
2. Документы, определяющие содержание работы
– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
– Основная образовательная программа среднего общего образования ГБНОУ СО «Академия для одаренных детей (Наяновой)», утвержденная приказом №199-к от 17.06.2019 года.
3.Характеристика структуры и содержания диагностической работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 12 заданий:
– задания № 1, задание с кратким ответом на выбор верных утверждений
– задания № 2–4, 6 с кратким ответом;
– задание № 5, 7, 8 задания с кратким ответом на множественный выбор правильных ответов, в которых обучающемуся предлагается выбрать все верные утверждения или объекты из числа предложенных
– задания № 9–10 с кратким ответом;
– задания № 11–12 с развёрнутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ, является расчётной задачей.
4. Проверяемые умения и виды деятельности
Диагностическая работа составлена исходя из необходимости проверки достижения предметных планируемых образовательных результатов по освоению темы «Основы МКТ и термодинамика»:
Код контролированного элемента по кодификатору 2.1.1–2.1.12, 2.2.1–2.2.2, 2.2.6–2.2.7[5].
5. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
В диагностической работе представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня (№ 1–8).
Задания повышенного уровня сложности (№ 9–10).
Задание высокого уровня (№11–12).
6. Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности до 2 минут;
2) для заданий повышенного уровня сложности – от 3 до 5 минут;
3) для заданий высокого уровня сложности – от 10–15 минут.
На выполнение всей диагностической работы отводится 40 минут.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое верное утверждение оценивается в 1 балл.
В задании на установление соответствия каждая верно установленная позиция соответствия оценивается в 1 балл.
Максимальный балл за задание с развёрнутым ответом составляет 3 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 24.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка  Критерии оценки работы  Уровни метапредметных результатов  Критерии оценки
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
5 Не менее 7 заданий базового уровня, 2 повышенного и 1 высокого Высокий  - демонстрирует владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- демонстрирует готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности 
- самостоятельно определяет цели деятельности и составляет планы деятельности;
- самостоятельно осуществляет, контролирует и корректирует деятельность;
- использует все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирает успешные стратегии в различных ситуациях;
- самостоятельно оценивает и принимает решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. 
- владеет языковыми средствами
- ясно, логично и точно излагает свою точку зрения, использует адекватные языковые средства. 
4 Не менее 5 заданий базового уровня и 2 повышенного
3 Не менее 5 заданий базового уровня средний - демонстрирует владение некоторыми навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения некоторых проблем;
- демонстрирует готовность и способность к информационно-познавательной деятельности, но с помощь учителя;
- определяет цели деятельности и составляет планы деятельности с помощью учителя;
- осуществляет, контролирует и корректирует деятельность с помощью учителя;
- использует определенные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирает не эффективные стратегии в различных ситуациях;
- оценивает и принимает решения, определяющие стратегию поведения, с учетом некоторых гражданских и нравственных ценностей;
2 Менее 5 заданий базового уровня низкий - не демонстрирует владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем или допускает грубые ошибки и недочёты;
- не демонстрирует готовность и способность к информационно-познавательной деятельности,
- не определяет цели деятельности и не составляет планы деятельности или допускает грубые ошибки;
- осуществляет, но не контролирует и корректирует деятельность;
- использует ресурсы не обеспечивающие достижение поставленных целей и реализации планов деятельности;
-не выбирает стратегии поведения в различных ситуациях или выбирает только в встречающихся ранее;
-оценивает и принимает решения, определяющие стратегию поведения, без учета гражданских и нравственных ценностей;

8. Описание планируемых результатов
В ФГОС СОО для 10 класса представлены следующие планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
2) самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
3) использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
4) выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Познавательные УУД:
1) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
2) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
Коммуникативные УУД:
1) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
2) умение эффективно разрешать конфликты;
3) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Рассмотрим, какие метапредметные результаты проверяются предложенной контрольной работой.

№  Код контролированного элемента  Проверяемые метапредметные результаты обучения  
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
1. 2.1.1-2.1.5, 2.1.7 1, 2 1, 2
2. 2.1.6 1, 2 1, 2
3. 2.1.6-2.1.9 1, 2 1, 2
4. 2.1.10 1, 2 1, 2
5. 2.1.12, 2.2.1–2.2.6 1, 2 1, 2
6. 2.2.6 1, 2 1, 2
7. 2.2.1–2.2.5 1, 2 1, 2
8. 2.1.12, 2.2.7 1, 2 1, 2, 3, 4
9. 2.1.12, 2.2.6, 2.2.7 1, 2 1, 2, 3, 4
10. 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, 2.2.2 1, 2 1, 2, 3, 4
11. 2.1.1–2.1.12, 2.2.1–2.2.3, 2.2.4–2.2.7 1, 2 1, 2, 3, 4 3
12. 2.1.1–2.1.12, 2.2.1–2.2.3, 2.2.6–2.2.7 1, 2 1, 2, 3, 4 3

Таким образом, взаимное влияние ПОР позволяет, с одной стороны, проводить комплексную оценку их достижения обучающимися, а с другой стороны, – через систему мониторинга отслеживать их динамику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413) [Электронный ресурс] // Консультант плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/  (дата обращения: 20.09.2019).
  2. Завершинская И.А., Морозов И.А. Система оценки планируемых образовательных результатов на примере темы «Тепловые явления» в 8 классе. Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования: материалы Международной научно-практической конференции 30 ноября – 1 декабря 2018 года, г. Самара. Самара : СГСПУ; ООО «Порто-принт», 2018, 343 с.
  3. Русских Г.А. Оценка достижения планируемых результатов. Педагогика // Интерактивная наука. 2016. № 9. С. 38–41.
  4. Сайт РЕШУ ЕГЭ [Электронный ресурс] URL: https://phys-ege.sdamgia.ru/personal  (дата обращения: 20.09.2019).
  5. ФИПИ Кодификатор ЕГЭ по физике [Электронный ресурс] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory  (дата обращения: 20.09.2019).

SYSTEM FOR EVALUATING OF PLANNED EDUCATIONAL RESULTS ON THE EXAMPLE OF THE TOPIC «THE BASICSOF MKT AND THERMODYNAMICS» IN 10thGRADE

© 2019

Zavershinskaia I.A., candidate of pedagogical Sciences, physics teacher
Morozov I.A., physics teacher
Academyfor talented learners (Nayanova), Samara (Russia)

Abstract: This article discusses the issue of assessing the planned educational results on the example of the topic «Fundamentals of MKT and Thermodynamics» in grade 10. The system of the influence of subject and meta-subject results on each other is substantiated. The mechanisms for evaluating the planned educational results are described.
Keywords: valuation tools; assessment system; planned educational results.