УДК 51-7

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© 2019

Афанасьева С.Г., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физико-математического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Тихонов С.В., учитель математики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия интерактивное обучение. Выявлены основные целевые индикаторы, задачи и проблемы развития интерактивных информационных технологий на уроках математики.
Ключевые слова: интерактивные информационные технологии; интерактивное обучение.

В настоящее время все более возрастает роль интерактивных информационных технологий. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности учителя. Сегодня идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество.
Внедрение интерактивных информационных технологий в образование приводит к тому, что из инструмента прикладного значения, призванного осуществлять техническую поддержку уже устоявшихся педагогических технологий и форм учебного процесса они все больше превращаются в инструмент, воздействующий на образование.
Уровень широкого использования интерактивных информационных технологий в школах России ещё очень далек от показателей развитых стран. В рейтинге уровня развития интерактивных информационных технологий в школах Россия занимает лишь 40 место. В Российских школах на уроках математики используются такие интерактивные информационные технологии, как мультимедийные программные средства, коллекция медиа-ресурсов.
В последнее время в школах России стал популярен метод проектов, который предполагает, с одной стороны, использование разнообразных интерактивных информационных технологий при его выполнении, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки. При реализации данного метода в обучении школьников появляются такие дополнительные преимущества, как работа учеников в группах с сетевыми партнерами, усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, использование новейших интерактивных средств. Главной особенностью метода проектов является самостоятельность в выборе учебной траектории, которая позволяет обучающимся выйти на новый, более высокий уровень работы с интерактивными информационными технологиями.
Основными проблемами развития интерактивных информационных технологий в школах России на уроках математики являются:
1. Недостаточное использование современных интерактивных информационных технологий в процессе обучения.
2. Низкий уровень оснащенности образовательных учреждений средствами интерактивных информационных технологий, необходимых для преподавания различных предметов на высоком уровне.
3. Преобладание иностранных технологий и программного обеспечения, что вызывает большие сложности при их изучении и использовании.
Современное время характеризуется тем, что интерактивные информационные технологии являются не только основой открытого и непрерывного образования, но и способствуют повышению качества традиционного обучения, внедряя в учебный процесс инновационные технологии, воплощая идею индивидуального подхода к каждому учащемуся, способствуя переходу образования от традиционной парадигмы, для которой свойственны принципы трансляции и обычного приобретения знаний, к новой парадигме, предполагающей не только самостоятельное приобретение знаний обучающимися, но и совместное построение нового знания. Для эффективной интеграции интерактивных информационных технологий в процесс преподавания математики необходима продуманная инфраструктура, включающая разнообразные варианты доступа и объединяющая знания и возможности учащихся и преподавателей школ.
Интерактивное обучение – специальная форма организации учебной деятельности, когда образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие [1, с. 6].
Основными целевыми индикаторами использования интерактивных информационных технологий на уроках математики являются: организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач; обучение критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации; получение навыков участия в дискуссиях, общения с окружающими; усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе [2, с. 91].
Использование интерактивных информационных технологий на уроках математики помогает решить следующие задачи: установление эмоциональных контактов между учащимися; развитие коммуникативных умений и навыков; обеспечение учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей).
Основной стратегией интерактивного обучения на уроках математики является организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на: субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося; многосторонней коммуникации; конструировании знаний учащимся; использовании самооценки и обратной связи; активности учащегося. Для контроля и оценки результатов на уроках математики можно использовать интерактивные кроссворды, головоломки, тесты, логические задачи.
Внедрение интерактивных информационных технологий в образовательный процесс в настоящее время осуществляется неравномерно. Наряду с педагогическими работниками, активно использующими интерактивные информационные технологии, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления об информационных ресурсах и технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности учебной деятельности, в особенности, на уроках математики. Для того чтобы сформировать данную компетентность у учащихся, педагог сам должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах интерактивных информационных технологиях, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности [3, с. 546].
Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс интерактивных информационных технологий способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Использование данных технологий не только дополняет сложившийся традиционный учебный процесс, а приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Использование интерактивных информационных технологий уместно на всех этапах урока математики: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.
Наиболее популярной интерактивной информационной технологией у учителей математики является интерактивная доска.
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивные доски позволяют уйти от уже ставших традиционных презентаций, которые готовит учитель к каждой теме урока. Благодаря использованию интерактивной доски повышается эффективность подачи материала, экономится время занятия за счет отказа от конспектирования, а также происходит более полное углубление учащегося в образовательный процесс для развития его личности и интеллектуальных способностей.
Задания с использованием интерактивной доски на уроках математики.
1. Переставьте всего лишь 2 спички, так чтобы получилось 5 равных квадратов.

03-1

Задание со спичками

При решении задачи на интерактивной доске спички легко переносятся с использованием технологии Drag & drop («бери и тащи») и переворачиваются.

03-2

Перестановка 2 спичек, из которой получаются 5 квадратов

С использованием интерактивной доской легко визуализировать задания со спичками, которые в традиционном варианте сопряжены с рядом организационных сложностей (изображение спичек на доске, использование тряпки для их удаления, рисование спичек на новом месте).
2. Установите соответствие между математическими терминами и их определениями.

03-3

Представление такого рода заданий с помощью интерактивной доски позволяет визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой (как правило, заготавливается сразу несколько слайдов).
Такого типа задания позволяют актуализировать, например, работу с определениями. Задание будет сложнее, если список второго множества сделать длиннее, так как снижается процент возможного угадывания. Альтернатива выбора остается до конца выполнения задания.
Используя инструмент маркер, учащийся должен расставить стрелочки следующим образом:

03-4

Принципиально важным в познавательной деятельности учеников является не только умение оперировать информационными терминами, но и делать глубокие обобщения.
Также с использованием интерактивной доски на уроках математики удобно решать задачи по теме векторы, координатная плоскость и др.
Главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школах был, есть и остаётся урок. Использование интерактивных информационных технологий, электронных образовательных ресурсов обогащает образовательный процесс на уроках математики. Они вовлекают и учеников, и учителя в интересный и творческий процесс познания, но не стоит забывать, что урок – это еще и живое действо, который должен отвечать требованиям времени, поэтому необходимо оптимизировать образовательные программы на основе использования интерактивных информационных технологий, принимая во внимание индивидуальный подход к обучению.
Подводя итог, стоит отметить, что реализация современных интерактивных информационных технологий на уроках математики основана на принципах проблемности, активизации творческого мышления, формировании информационной компетентности обучающихся. Выбор и эффективное применение интерактивных информационных технологий в процессе обучения является ключевым моментом в организации учебного процесса, что влечет за собой увеличение потенциальных возможностей в образовательном процессе, которые, в свою очередь, реализуются и используются в практической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Благодарова О.Ю. Форма интерактивного образования – диалоговое обучение // Молодой ученый. 2016. № 7.3. С. 6–8.
  2. Горбунова Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 544–547.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. : НИИ шк. технологий, 2005. 288 с.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES
IN THE CLASSROOM MATHEMATICS

© 2019

Afanasyeva S.G., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate professor of the Department of Physics and Mathematics Education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Tikhonov S.V., teacher of mathematics
State budgetary educational institution secondary school of Krasniy Yar village, Samara (Russia)

Abstract: The article discusses the essence of the concept of interactive learning. The main target indicators, tasks and problems of development of interactive information technologies at mathematics lessons are revealed.
Keywords: interactive information technologies; interactive training.