УДК 51-7

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ФГОС

© 2019

Афанасьева С.Г., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физико-математического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются практические аспекты повышения качества математического образования Самарской области на курсах повышения квалификации. Научная новизна состоит в том, что рассмотрены факторы, влияющие на эффективность и качество обучения педагогов на кафедре физико-математического образования СИПКРО на основе сетевого принципа и постоянного мониторинга средствами информационно-образовательной среды LMS Moodle и уровень их профессиональной компетентности.
Ключевые слова: повышение качества; компетенции; электронная информационно-образовательная среда; федеральный государственный образовательный стандарт; система управления обучением.

Современная система повышения квалификации педагогических работников представляет собой совместную деятельность преподавателя и слушателей, построенную на основе принципа профессиональной направленности. С целью обеспечения соответствия системы повышения квалификации требованиям стандартов и рекомендаций гарантии качества образования в европейском регионе (ЕNQA) кафедрой физико-математического образования СИПКРО при разработке программ повышения квалификации учитывается сетевой принцип и постоянный мониторинг его проведения. Электронная информационно-образовательная среда Moodle соответствует современным стандартам образования, обеспечивает возможность работы педагогам из отдаленных регионов Самарской области. Competency-based education (CBE) – педагогический процесс, реализуемый на основе компетентностного подхода, стал поддерживаться в Moodle 3.1 на достаточно глубоком уровне. Функционирование ЭИОС обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих [1, с. 78].
Организация подготовки процесса обучения реализуется на трех уровнях:
– социально-педагогическом, отражающем цели обучения для различных категорий слушателей;
– организационно-дидактическом, основанным на различных формах и методах обучения, с использованием информационно-образовательной среды Moodle;
– личностно-деятельностном, включающем активизацию деятельности слушателей и профессиональной деятельности преподавателей.
Структура модульно-компетентных программ повышения квалификации СИПКРО включает следующие системно-ориентированные подструктуры, направленные на обеспечение профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с международными стандартами.
Первая подструктура должна содержать модули, необходимые для технологической основы формирования функциональной грамотности. На кафедре реализуются следующие модульные программы:
Модуль 1. «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5–9 классы)».
Модуль 2. «Повышение уровня финансовой грамотности школьников в ходе решения текстовых задач экономического содержания».
В современном обществе большая ответственность ложится на российскую школу, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающегося и формирует его мотивацию на учебу. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В соответствии с целевыми приоритетами в области качества образования Государственной программы РФ «Развитие образования» 2018-2025 гг. – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. Одной из проблем, решение которых лежит в сфере образования, является достижение выпускниками школы высокого уровня функциональной грамотности, одной из составляющих которой является математическая грамотность. Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью – это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования. Эффективным способом развития функциональной грамотности является составление и выполнение компетентностно-ориентированных заданий.
Изучение текстовых задач происходит в основной школе, но рассматриваются они недостаточно глубоко, таким образом, приобретённые в основной школе навыки и знания решения текстовых задач со временем теряются. Исходя из этого, чтобы достойно сдать ОГЭ, а именно, верно решить текстовые задачи, необходимо на курсах рассмотреть классификации этих задач, систематизировать и ликвидировать пробелы в знаниях по математике. Тема «Текстовые задачи» очень важна для изучения курса математики средней школы, является ступенькой в изучении более сложного материала для решения экономической задачи. В ходе занятий педагоги разрабатывают комплект текстовых заданий с экономическим содержанием.
Вторая подструктура должна рассматривать методическое сопровождение программ углубленного изучения математики. Разработана программа «Проектирование рабочей программы углубленного курса изучения математики в условиях реализации ФГОС СОО». На территории Самарской области в 2019 году осуществлен переход на ФГОС СОО. В связи с этим у педагогов образовательных учреждений Самарской области появилась востребованность результата программы повышения квалификации: внесение изменений в рабочие программы по математике для изучения предмета на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области.
Востребованность модуля «Применение производной функции при решении задач для подготовки к итоговой государственной аттестации» обусловлена внедрением новых образовательных стандартов ФГОС СОО. В ходе проведения курсов учитель разрабатывает кластер заданий, которые решаются с применением производной функции в различных контекстах, используя связь информатики, биологии, физики, экономики и других наук.
Третья подструктура включает модульно-компетентностные программы курсов повышения квалификации педагогических работников школ, стабильно показывающих низкие результаты по математике в объеме 72 часов (рис. 1). Реализуется данная программа средствами электронной информационно-образовательной среды Moodle, пример которой представлен на рис. 1.

01-1

Рис. 1. Электронная информационно-образовательная среда кафедры физико-математического образования СИПКРО

Электронная информационно-образовательная среда кафедры физико-математического образования СИПКРО включают следующие модули:
Модуль 1. Геометрическая линия школьного курса. Проблемы изучения планиметрии и стереометрии. Способы решения этих проблем. Требования к содержанию, результатам и условиям реализации ФГОС по геометрии. Организация внутришкольного мониторинга качества геометрического образования.
Модуль 2. Текстовые и логические задачи школьного курса математики. Проблемы и трудности в развитии умений работать с текстом и строить логические рассуждения и следствия. Организация проверки качества усвоения данного блока.
Модуль 3. Стохастическая линия школьного курса математики. Использование современных образовательных технологий как средства формирования универсальных учебных действий и повышения качества обучения стохастике.
Модуль 4. Экономические задачи как новый элемент содержания математического образования. Методы решения задач с экономическим содержанием. Проблемы и трудности решения этих задач.
Модуль 5. Дробно-рациональные, показательные и логарифмические неравенства и системы. Основные проблемы и трудности обучающихся при решении задач этого типа. Использование свойств функций и метода рационализации при решении неравенств и систем неравенств.
Модуль 6. Задачи с параметрами в курсе математики. Проблемы обучения решению задач с параметрами. Задачи с параметрами в тестах ОГЭ и ЕГЭ. Анализ качества результатов решения обучающимися задач этого типа. Приемы и методы решения задач с параметрами.
По отдельному модулю разработан учебно-методический комплекс, включающий лекционный материал, практические занятия, учебно-методические рекомендации. Электронная информационно-образовательная среда Moodle позволяет управлять индивидуальной работой слушателя, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости – оказывать ему дозированную помощь.
Четвертая подструктура включает разработки новых элементов содержания математического образования на основе разделов: математическая логика, теория множеств, теория вероятности и математической статистики, проектная деятельность [2; 3].
Модуль 1. «Методические особенности изучения вероятностно-стохастической линии и элементов логики в условиях перехода к новым стандартам».
Модуль 2. «Методические особенности изучения геометрии в условиях перехода к новым образовательным стандартам».
Модуль 3. «Методические особенности олимпиадной подготовки и организации исследовательской работы учащихся старших классов по математике в средней школе».
В стандартах определено ядро школьного предмета математики как средство, на основании которого составляются программы и сформулированы требования к новому качеству школьного образования. Для реализации этих функций важно иметь представление о системе ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к области знаний.
При подготовке учащихся к математическим олимпиадам и к исследовательской деятельности формируются:
– фундаментальные знания – целостное представление о теоретических понятиях и методах математики;
– функциональная грамотность – умение воспринимать и критически анализировать информацию при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности;
– умение точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Таким образом, подготовка учащихся средней школы к олимпиадам по математике и к исследовательской работе является одним из средств развития и формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математике.
Электронная информационно-образовательная среда предполагает организацию on-line-консультирования педагогов по основной деятельности, выявление качества и уровня знаний, практических умений и профессиональных компетенций. В контексте требований стандарта фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы является необходимым элементом информационно-образовательной среды. Сформирован банк тестовых заданий по отдельным модулям, что позволило в процессе тестирования обеспечить достаточно качественную выборку для слушателей. В электронной информационно-образовательной среде данный вид работы отражается с помощью инструмента «Задание». Кроме непосредственной оценки за работу, преподаватель может установить уровень форсированности отдельных показателей каждого модуля (рис. 2).

01-2

Рис. 2. Электронная информационно-образовательная среда кафедры физико-математического образования СИПКРО инструмента «Задание»

Изучая теоретические материалы, проходя промежуточные и итоговые тестирования, выполняя практические задания, слушатели формируют свою электронную балльно-рейтинговую карту по отдельным модулям. Данная карта доступна в реальном времени как обучающемуся, так и преподавателю. По информации, содержащейся в карте, мы можем сделать выводы об эффективности процесса обучения как отдельного обучаемого, так и группы в целом. Кроме этого, система позволяет сгенерировать итоговую таблицу результатов курсов сформированности профессиональных компетенций.
Электронная информационно-образовательная среда Moodle дает возможность формировать необходимую статистическую отчетность, включающую прогнозирование наиболее востребованных модулей; создавать инструменты оценки эффективности работы слушателей, базирующие на известных восьми принципах качества TQM. Научные и методические исследования преподавателей, работающих на кафедре, позволили создать учебно-методический комплекс (УМК), который обеспечивает не только эффективное обучение слушателей, но и методическую поддержку молодых учителей. Применение в дополнительном образовании электронной информационно-образовательной среды позволит сблизить позицию школы и внедрение «цифровой экономики».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева С.Г. Формирование исследовательских навыков бакалавров-педагогов в процессе моделирования средствами проектной деятельности // Монография Verlag/ Издатель:LAP LAMBERT Academic Publishing ist ein Imprint der/является торговой маркой AV Akademikerverlag GmbH& Co/ KG Alle Rechte vorbehalten. Германия, 2017.
  2. Berkinq H. Kultur-Sozioloqie. Mode und Methode // Kultursozioloqie–Symptom des Zeitqeites. Hrsq. H. Berkinq, R. Faber. Wurzburq: Koniqshausen 8, Neumann, 1989.
  3. Королев А.Л. Компьютерное моделирование. М. : БИНОМ. ЛЗ, 2013. 230 c.

IMPROVING THE QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION IN THE TRANSITION TO THE NEW GEF

© 2019

Afanasyeva S.G., candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate professor of the Department of Physics and Mathematics Education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article deals with practical aspects of improving the quality of mathematical education in the Samara region at advanced training courses. The scientific novelty is that considered factors affecting the efficiency and quality of training teachers at the faculty of physics and mathematics education SIPKRO based on the network principle and constant monitoring by means of information – educational environment of LMS Moodle and the level of their professional competence.
Keywords: improvement of quality; competence; electronic information and educational environment; Federal state educational standard; learning management system.