УДК 371.4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ
СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ

© 2019

Хаметова А.А., ассистент кафедры воспитательных технологий
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Цель воспитания в ее широком понимании ориентируется на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. Целостное развитие личности происходит на основе всех направлений: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а также трудового. В данной статье будет рассмотрено несколько аспектов детской и педагогической психологии, получивших основополагающее и краеугольное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
Ключевые слова: воспитание; педагог; детская психология; трудовое воспитание; коллектив; оценка; личность; гуманистическая педагогика; гармоническое развитие.

На сегодняшний день важнейшей задачей нашего социума является воспитание личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности на благо общества.
В основе воспитания лежит воздействие на ребенка, но для формирования полноценной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что требует от человека обращения «внутрь себя», к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе [1, с. 57].
Разработанная В.А. Сухомлинским педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Настоящая любовь к детям и истинная педагогическая культура, по В.А. Сухомлинскому, – понятия неразделимые. Он был сторонником идеи, что учитель должен уметь ценить детское доверие, щадить беззащитность детей, быть для ребенка источником добра и справедливости. Не может быть учителя без этих качеств, считал В.А. Сухомлинский.
«Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках» [2, с. 112].
Определяющее значение В.А. Сухомлинский придает системообразующему фактору – нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств.
Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.
Основное внимание В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника – к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, то есть устанавливаются двусторонние глубокие связи.
В.А. Сухомлинский был сторонником воспитания без наказаний – это было педагогическим принципом всего педагогического коллектива его школы. Наказание он понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, – отмечал В.А. Сухомлинский, – можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка» [3, с. 91].
В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике.
«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... – воспитывайте детей без наказаний» [4, с. 287].
Одно из самых ценных качеств воспитателя – человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться [4, с. 299].
Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время – научиться». Сознание ребенка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. В.А. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности.
В.А. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. В.А. Сухомлинский считал, что коллектив – это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. «Детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью» [5, с. 61].
Как видно из этого высказывания В.А. Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию – проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается [6, с. 34].
На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. В.А. Сухомлинский считал, что коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.
В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (вожатых и воспитанников) объединены стремлением к общественно-значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
«Учительская профессия, – писал Сухомлинский, – это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку» [2, с. 38]. Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость В.А. Сухомлинский вынес из собственного детства.
Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех [7, с. 28].
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.
«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» – так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда [7, с. 79].
Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке.
Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим [8, с. 30].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. : Академия, 1996. 210 с.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянска Школа, 1998. 260 с.
  3. Мухин М.И. Педагогическая система В.А. Сухомлинского: традиции и новаторство. Соликамск : Изд-во СГПИ, 1999. 388 с.
  4. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М. : Просвещение, 1999. 485 с.
  5. Лушников А.М. История педагогики. М. : Просвещение, 1994. 368 с.
  6. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М. : Институт развития личности РАО, 1994. 184 с.
  7. Родчанин Е.Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. М. : Педагогика, 1991. 107 с.
  8. Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Реформы в образовании: современные вызовы // Народное образование. 2013. № 9. С. 23–31.

IMPROVING THE QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION IN THE TRANSITION TO THE NEW GEF

© 2019

Hametova A.А., assistant of the Department of educational technologies
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The purpose of education in its broadest sense is focused on the formation of a person's reflex, creative, moral attitude to his own life in accordance with the lives of other people. Holistic development of personality is based on all areas: physical, moral, mental, ascetic education, as well as labor. This article will consider several aspects of children's and pedagogical psychology, which have received a fundamental and cornerstone place in the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky.
Keywords: education; teacher; child psychology; labor education; team; assessment; personality; humanistic pedagogy; harmonic development.