УДК 331.3:9

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ «ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА»

© 2019

Санникова Д.А., учитель истории и обществознания высшей категории
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»

Андрамонов Д.К., кандидат философских наук, доцент кафедры исторического и социально-экономического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В списке основных трудностей, с которыми сталкиваются молодые учителя, проблема мотивации школьников стоит на первом месте. Для достижения высоких результатов в обучении истории, в первую очередь, необходимо добиться того, чтобы учащиеся были увлечены предметом, чувствовали внутреннюю потребность в получении исторических знаний и овладении определенными умениями и навыками.
Ключевые слова: мотивация к обучению; обучение истории; историческое знание; метапредметные и межпредметные проекты и задания.

Одной из наиболее актуальных и ключевых проблем современного образования является отсутствие мотивации к обучению у школьников. Особенно важно изучение данной темы применительно к подростковому возрасту, характеризующемуся ломкой привычных жизненных представлений, конфликтами в эмоциональной и волевой сферах ученика [1].
Значимость рассматриваемой темы подтверждает комплексный анализ проблем молодых учителей, проводимый на базе Самарской ассоциации молодых педагогов в 2014–2016 гг. Так, в списке основных трудностей, с которыми сталкиваются молодые учителя, проблема мотивации школьников стоит на первом месте. Вопрос низкого уровня внутренней мотивации подростков к обучению крайне актуален в среднем звене вне зависимости от типа учебного заведения.
Педагогическая идея статьи состоит в создании условий для формирования устойчивой положительной мотивации к изучению истории, так как эффективность обучения прямо пропорциональна мотивации обучающихся. «Мотивация» от лат. «моvere» – двигать [2], то есть то, что движет человеком, побуждает его к действию. Мы убеждены, что человек только в той деятельности достигает успеха и реализует свой потенциал, которая ему интересна. Таким образом, чтобы достичь высоких результатов в обучении истории, в первую очередь, необходимо добиться того, чтобы учащиеся были увлечены предметом, чувствовали внутреннюю потребность в получении исторических знаний и овладении определенными умениями и навыками.
С целью формирования устойчивой мотивации к изучению истории была разработана и апробирована в течение 5 лет система работы «Исторического клуба», включающая в себя разнообразные формы работы с подростками на 2-х уровнях сложности: базовый и повышенный.
Основа основ любого процесса обучения – атмосфера на занятии. Задача учителя, по мнению Шалвы Александровича Амонашвили, – «верить в безграничные возможности ученика» и «воодушевить его верой в (самого) себя» [3]. Разделяя точку зрения советского педагога-новатра, мы считаем, что следует придерживаться принципов гуманной педагогики и педагогики сотрудничества в своей работе, и в первую очередь, создавать особую атмосферу взаимодоверия, взаимоуважения, радости познания на занятиях.
Следующий шаг к формированию мотивации – это вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность через увлечение. На базовом уровне всем школьникам предлагается участие в:
– командных играх по истории в классе и в параллели;
– конкурсах, проектах, олимпиадах на школьном уровне;
– разработке, организации и проведении уроков и школьных мероприятий;
– экскурсиях и образовательных турах.
Известно, что игровая форма обучения пользуется успехом среди детей, поэтому для привлечения интереса к предмету на базовом уровне важно создать условия, при которых каждый ребенок мог бы попробовать свои силы в командной исторической игре. Время на уроке, как правило, ограничено, поэтому действенной практикой является организация командных игр в параллели, в которых участвует весь класс или большее количество учеников. В таких играх сами ученики выступают в качестве помощников в разработке заданий, организаторов станций, ведущих, дизайнеров грамот и медалей, игроков, экспертов. К участию в организации подобных игр в среднем звене привлекаются родители учеников. Это не только облегчает задачу учителя (в ОЦ «Южный город» в 2018–2019 учебном году было 9 классов в параллели 5-х классов, итого примерно 270 обучающихся в рамках одной игры), но также способствует сплочению детей и родителей. А через интерес родителей зачастую развивается интерес к предмету и у ребят.
Одним из ключевых принципов при формировании внутренней мотивации к предмету является поиск соприкосновений областей исторического знания с уже имеющимися увлечениями ученика или развитие его способностей через специально-организованную деятельность в рамках предмета [4; 5]. Организуемые мероприятия носят не только интеллектуальный характер, но также творческий, историко-спортивный, социальный, что дает возможность проявить себя детям с разной степенью успеваемости и вовлеченности в образовательный процесс. Вместе с постоянными членами клуба разрабатываются метапредметные и межпредметные проекты и задания. Например, история + математика, история + русский язык, история + химия, история + география и т. д.
Еще одним действенным способом формирования устойчивой внутренней мотивации к изучению истории являются образовательные экскурсии и туры. Для того чтобы поездки за пределы города не были простым развлечением и ребята осмысленно и глубоко воспринимали информацию, организуются бесплатные подготовительные занятия перед путешествием. Длительность подготовки зависит от планируемой тематики. Так, для организации городских и областных экскурсий достаточно проведение одного 20–40-минутного занятия. Для экскурсий по РФ или заграницу важно глубокое погружение в материал в рамках цикла занятий. Интересным форматом является привлечение педагогов других предметов для проведения совместных уроков и мероприятий. Например, для путешествия по маршруту «Самара – Прага» проводятся занятия по истории Средневековья, занятия по истории и искусству на английском, французском и немецком языках, тематический рыцарский турнир и костюмированный бал, виртуальная экскурсия на русском и английском языках по замкам Средневековья. По завершении поездки ребятам предлагается выступить с творческими работами и проектами «Мои впечатления от поездки» (рисунки, фильмы, стихотворения, статьи в школьную газету, презентации и т. п.) перед родителями и администрацией школы. Такие эмоционально пережитые, осмысленные путешествия надолго остаются в памяти ребенка и мотивируют его к глубокому изучению предмета. Организовать ребят и родителей в дальнейшем на экскурсии не сложно, поскольку результат превосходит все ожидания.
К первой ступени повышенного уровня в рамках деятельности «Исторического клуба» относится работа с ребятами, которые заинтересовались предметом, но интерес их не устойчив. Для развития их мотивации в изучении истории предлагаются формы работы исходя из психологических особенностей и интересов ребенка. Например, увлекающимся рисованием предлагаются эвристические олимпиады и творческие конкурсы, тем, кто способен к исследовательской деятельности – конференции и т.д. Активно привлекаются ребята к работе с другими учениками: помощь слабоуспевающим, организация устных опросов, подготовка игровых заданий и др.
В рамках деятельности клуба ведется активная индивидуальная работа с ребятами, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. Для каждого такого ребенка создаются индивидуальные образовательные траектории. К примеру, для работы над научно-исследовательским проектом «Письма солдат наполеоновской армии 1812 г.» учащийся в течение года производил анализ исторических источников под руководством педагога, анализировал литературу по теме исследования, беседовал с крупнейшим исследователем данной темы в РФ – профессором СГСПУ А.И. Поповым, посетил вместе с родителями музеи Москвы и Малоярославца, пообщался с научными сотрудниками данных музеев, создал электронный архив материалов. В результате такой серьезной проработки вопроса обучающийся занял 1 место во Всероссийском конкурсе научных работ и 2 место на международной конференции в Париже.
Традиционным для постоянных членов клуба историков стало участие в олимпиадах и командных интеллектуальных соревнованиях: «Тропами тысячелетий», «Россия в мире», «Вехи истории», всероссийский исторический турнир в рамках чемпионата «Познание и творчество».
Таким образом, вышеперечисленные формы работы способствуют: популяризации исторических знаний; расширению и углублению знаний по предмету; раскрытию индивидуальных способностей обучающихся; формированию предметных и коммуникативных навыков; развитию интеллекта; развитию познавательного интереса большой части учеников; формированию устойчивой внутренней положительной мотивации к изучению истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Садыкова С.В. К вопросу о мотивации школьников к учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-motivatsii-shkolnikov-k-uchebnoy-deyatelnosti 
  2. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс] URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/  
  3. Амонашвили Ш.А. Манифест гуманной педагогики [Электронный ресурс] URL: http://www.gumannajapedagogika.com/ 
  4. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/izuchenie-osobennostey-motivatsii-ucheniya-sovremennyh-shkolnikov 
  5. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.

FORMATION OF SUSTAINABLE MOTIVATION TO STUDY HISTORY THROUGH THE SYSTEM OF «HISTORICAL CLUB»

© 2019

Sannikova D.A., teacher of history and social studies of the highest category
SBOU SOSH «OC» Southern city»

Andramonov D.K.,candidate of philosophical Sciences, associate Professor of historical and socio-economic education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: In the list of the main difficulties faced by young teachers, the problem of motivation of students is in the first place. To achieve high results in teaching history, first of all it is necessary to ensure that students are passionate about the subject, feel the inner need to obtain historical knowledge and mastering certain skills.
Keywords: motivation to learn; teaching of history; historical knowledge; transdisciplinarity and interdisciplinary projects and tasks.