УДК 82.0

СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАССКАЗА Е. ЗАМЯТИНА «БОГ»)

© 2019

Родионова Н.А., кандидат филологических наук доцент кафедры преподавания языков и литературы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Абаева Е.В., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный, Самарская область (Россия)

Аннотация: Одна из главных проблем современного образования заключается в неумении детей вдумчиво читать текст и извлекать из него нужную информацию и перерабатывать её в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. В связи с этим использование стратегии смыслового чтения на уроках становится актуальным в работе учителя-словесника. На примере анализа рассказа Е. Замятина в статье рассматриваются стратегии смыслового чтения на уроке литературы в старших классах на профильном уровне изучения предмета.
Ключевые слова: чтение с остановками; смысловое чтение; облако тегов; тонкие и толстые вопросы.

Всем известно, что многие современные школьники не умеют вдумчиво читать. В современных условиях «информационной перенасыщенности» дети привыкают к беглому чтению, к выборочному поиску информации. Перед учителем-филологом стоит непростая задача: обратить внимание учеников на информацию, не выраженную буквально, но составляющую квинтэссенцию авторской картины мира. Именно поэтому особое значение приобретают стратегии смыслового прочтения художественного произведения. Напомним, что смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и концептуальной стороны произведения [1].
Основная стратегия смыслового чтения сводится к тому, чтобы читающий воспринимал: 1) информацию, содержащуюся в художественном произведении на фактологическом уровне (то есть учащийся может пересказать сюжет, назвать героев, охарактеризовать их характеры и взаимоотношения), 2) информацию, эксплицитно не выраженную (подтекст) и наконец, концептуальный смысл произведения (авторский замысел) [2].
Представим примерную модель анализа художественного текста с использованием названной стратегии (на примере рассказа Е. Замятина «Бог») [3].
Перед работой с рассказом учащимся раздаётся текст, поделенный на три части, и таблица. На протяжении всего анализа используется приём «чтение с остановками». Первая стадия урока – «вызов».
Перед началом чтения первой части рассказа учитель просит назвать ассоциации к названию рассказа: к слову «Бог» (приём «облако тегов»). Ряд ассоциации приблизительной такой – святое, безгрешное, светлое, радость, помощь, исправление и т. д. Ассоциации фиксируются на доске.
Учитель объясняет, как работать с таблицей.

Персонаж Завязка Кульминация Развязка Примечание
                       
                       
                        

Вторая стадия урока – «осмысление» – предполагает прочтение текста «с остановками».
Для того чтобы совершенствовать навык выразительного чтения, учитель просит прочитать вслух первый отрывок из рассказа.
Чтение первой части рассказа.
Было это царство богатое и древнее, славилось плодоносностью женского пола и доблестью мужеского. А помещалось царство в запечье у почтальона Мизюмина. И был такой таракан Сенька – смутьян и оторвяжник первейший во всем тараканьем царстве. Тараканихам от Сеньки – проходу нет; на стариков ему начихать; а в Бога – не верит, говорит – нету.
– Да как же нету, бесстыжие твои глаза? Ты при свете вылезь да зеньки разинь. А то, ишь ты: не-ету…
– А что ж, вылезу, – хорохорился Сенька.
И вылез однажды. Вылез – и ахнул: Бог-то ведь есть и правда! Вот он, вот: грозный, нестерпимо-огромный, в розовой ситцевой рубашке, Бог…
А Бог, почтальон Мизюмин, чулок вязал: любил он этим рукомеслом заниматься в сверхурочное время. Увидал Сеньку Мизюмин – обрадовался:
– А-а, друг сердечный, таракан запечный, откуда ты, здравствуй!
Почтальону Мизюмину нынче выговориться обязательно надо, а больше, как с Сенькою, не с кем.
– Ну, брат Сенька, женюсь я. Невеста – первый сорт. Пойми ты, тараканья твоя душа: девица – из благородных, и приданого полтораста рублей! Ох и заживем мы с тобой! Заживем, Сенька? А?
А Сенька от умиления глаза как вылупил – так и остался: все слова позабыл.
У Мизюмина свадьба – на Красную Горку, и заказала ему благородная невеста, чтоб до свадьбы обязательно купил себе новые калоши. А то чистый срам: уж который год носит Мизюмин отцовские кожаные скробыхалы номер четырнадцатый. И как только Мизюмин на улицу – сейчас же за ним мальчишки:
– Э! Э! Скробыхалы! Скробыхалы! Держи! Скробыхалы!
После прочтения задаются вопросы (приём «тонкие и толстые вопросы») и одновременно заполняется таблица:

Персонаж Завязка Кульминация Развязка Примечание
Почтальон Мизюмин Пьющий, хочет жениться Купил щеглов вместо сапог, расстался с невестой Спас Сеньку Розовый цвет – невинность, надежда
Таракан Сенька Неверующий, однако уверовал в «бога» Упал (его случайно смахнул сам Мизюмин) в скробыхалу Мизюмина Был спасён     
Вывод: герои – двойники. Возвышение, развитие Падение Развитие, путь наверх     

Примерные вопросы и задания после прочтения первой части текста рассказа.

1. Что вас поразило при чтении? (Контраст между названием и бытовым сюжетом).
2. Найдите слова и словосочетания, усиливающие контраст между названием и сюжетом сказки (царство богатое и древнее, славилось плодоносностью женского пола и доблестью мужеского – таракан Сенька, смутьян и оторвяжник первейший, тараканихам проходу нет и т. д.)
3. С какими героями мы знакомимся? Кто они? (Почтальон-пьяница и живущий в его квартире таракан).
4. Что позволяет автору сравнить Мизюмина с богом? (Автор подчеркивает творческую составляющую деятельности Мизюхина: он вяжет).
5. Какие события происходят с обоими персонажами? (Мизюмин решил жениться, таракан уверовал в бога).
6. Что их объединяет? (Начался «путь наверх», оба стремятся изменить свою жизнь).
Предсказание дальнейшего развития сюжета.
Итак, Мизюмин должен купить калоши по просьбе невесты. Как вы думаете, что произойдёт с героем дальше?
На доске фиксируются возможные варианты: купит калоши, уйдёт от невесты и передумает жениться, купит подарок невесте.
Чтение второго фрагмента сказки.
Навязал Мизюмин чулок – и на Трубную пошел: чулки продать – новые калоши купить. Подвернулись Мизюмину щеглы в клетке: не щеглы – загляденье.
– Сенька, я лучше щеглят куплю? Калоши-то еще крепкие…
Купил клетку, поднес невесте в презент:
– Вот чулки вязал – продал, щеглят вам купил. Не побрезгуйте уж: от чистого сердца.
– Ка-ак? Чулки? И опять в скробыхалах? Ну, не-ет, терпенья моего больше нету. Подумать только: за чулочника замуж! Не-ет, нет, и никаких разговоров!
Прогнала Мизюмина с глаз долой. Надрызгался в трактире Мизюмин, вернулся домой пьян-пьянехонек, за стены держится…
А на стене – ждал Бога таракан Сенька: умиленно слушать, как всякий вечер, что скажет Бог.
Горькими слезами хлюпал, шарил рукой по стене почтальон Мизюмин. И ненароком как-то задел пальцем Сеньку, полетел Сенька торчмя головой в тартарары в бездонное.
Очнулся: на спине лежит. Берега – гладкие, скользкие; глубь страшенная. Еле-еле, далеко гдей-то потолок виден…
Возвращение к предположениям и их анализ – какие оказались верными, какие – ошибочными, почему.
Заполнение таблицы, ответы на вопросы:
1. Какой выбор совершил Мизюмин? Найдите эти слова в тексте (Надрызгался в трактире Мизюмин, вернулся домой пьян-пьянехонек, за стены держится…).
2. Что означает такой выбор Мизюмина? (Предпочёл высокое, духовное – щеглов (ассоциации с небом, свободой) материальному – калошам). Как истинный бог предпочитает духовное материальному.
3. Каковы последствия выбора Мизюмина? Что это означает? (Невеста оставляет героя, не разделяя желаний своего жениха: ощутить красоту вопреки суровому прагматизму. Последствия такого посупка невесты приводят к «падению» Мизюмина: он напивается, теряя человеческий облик).
4. Что происходит с Сенькой и почему? (Он падает вниз в буквальном смысле, сваливается в скробыхалу по вине своего бога).
5. Найдите описание места, куда упал Сенька, «глазами таракана». (Берега – гладкие, скользкие; глубь страшенная. Еле-еле, далеко гдей-то потолок виден…). На что похоже это описание? (На ад).
6. Что объединяет героев на данном этапе их жизни? (Падение, то есть деградация).
Высказываем предположения, что произойдёт дальше, как поведет себя Сенька? (примерные ответы: отчается, попросит помощи у бога, умрёт в скробыхале, его спасёт Мизюмин).
Чтение третьего, заключительного, фрагмента текста.
И взмолился Сенька своему Богу:
– Вызволи, помоги, помилуй!
Нет, глубь такая – и Богу, должно быть, не достать, так тут и сгинешь.
…Горькими слезами хлюпал почтальон Мизюмин, подолом розовой рубашки утирал нос.
– Сенька, Сенюшка, один ты у меня остался… И где же ты… И куда ж я тебя, милый ты мо-ой…
Нашел Сеньку Мизюмин в своем скробыхале. Пальцем выковырнул Сеньку из бездны – скробыхала номер четырнадцатый – и на стену посадил: ползи. Но Сенька даже и ползти не может, прямо очумел: до чего нестерпимо велик Бог, до чего милосерд, до чего могуществен!
А Бог, почтальон Мизюмин, хлюпал и подолом розовой рубашки утирал нос.
Анализ предсказаний: какие сбылись, какие оказались неверными.

Примерные вопросы и задания после прочтения последней части текста рассказа.

1. Почему спасся Сенька? (Верил в бога, воззвал к его помощи). Найдите в тексте слова, с которыми Сенька обращается к своему богу («Вызволи, помоги, помилуй!»). Как звучат эти слова – иронично или серьёзно? Почему? (Автор и сочувствует герою, и одновременно смеется над обывательскими представлениями о боге).
2. Что делает Мизюмин в такую горькую минуту своей жизни? Найдите в тексте. (Обращается к таракану как к единственному другу, единственной силе, способной вытащить его из депрессии и отчаяния: «Сенька, Сенюшка, один ты у меня остался… И где же ты… И куда ж я тебя, милый ты мо-ой…»). (Слышится авторская ирония по отношению к человеку, возомнившего себя богом, но оказавшегося слабым, не способным преодолеть отчаяния от одиночества, что в принципе настоящему богу не может быть присуще).
3. Какова реакция Сеньки на спасение? Какими словами описывает её (реакцию) Замятин? (Но Сенька даже и ползти не может, прямо очумел: до чего нестерпимо велик Бог, до чего милосерд, до чего могуществен!) Что необычного в этом предложении? (Сочетание разговорной лексики мира «низкого, грешного, мира таракана – «даже и ползти не может, прямо очумел» и возвышенной лексики мира духовного, божественного – «до чего нестерпимо велик Бог, до чего милосерд, до чего могуществен!»). (Автор снова воспроизводит характерные особенности мироощущения серого обывателя, вспоминающего о боге только в минуту крайней опасности и глубокого отчаяния).
4. Анализ последнего предложения текста: кого же автор считает богом? Докажите своё мнение. (Мизюмина, совершившего чудо, пусть и в масштабах жизни таракана, цель главного героя – помочь, совершить добро и даровать свободу).
5. Можно ли считать финал открытым? Как будет развиваться дальнейшая жизнь героев? Поможет ли таблица ответить на этот вопрос? (Без Мизюнина не было бы Сеньки с его прозрением, но и без Сеньки не проявилось бы «божественного» начала главного героя. Пред нами персонажи-двойники в общей амбивалентной картине мира самого автора, признающего религиозное сознание русского человека как неотъемлемую часть национальной культуры и одновременно иронизирующего над особенностями этого сознания) [4, с. 356].
Третья стадия урока – «рефлексия» – предполагает возвращение к первоначальным ассоциациям. Все они были связаны с понятиями «святости». Можем ли мы, прочитав сказку о пьянице и таракане, сказать, шла ли речь в произведении о святом, безгрешном, светлом, радости, помощи, исправлении?
С одной стороны, «да», потому что в контексте этой сказки каждый герой выполнял свою функцию – таракан грешил и раскаивался, верил в бога и слушал его речи, бог творил, предпочитал духовное материальному. Но с другой стороны, бог совершенствовал своих «почитателей» неосознанно, спасителем стал из-за страха остаться в одиночестве. Такая противоречивая авторская оценка объясняется сознательной установкой Е. Замятина на «ироническое преодоление» несовершенства действительности [5].
Именно эта особенность поэтики художественного мира писателя является одной из стилеобразующих доминант творческого почерка Е. Замятина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом. М. : Неолит, 2016. 369 с.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : Наука, 1981. 125 с.
  3. Замятин Е. Собрание сочинений в 5-ти томах. М. : Русская книга, 2011, Т. 5. 224 с.
  4. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: смех как мировоззрение. СПб., 1999.
  5. Жукова Е.А. «Библейские мотивы в творчестве Е.И. Замятина» // Вестник Томского государственного университета, издательство «Томский государственный университет». 2009. № 2. 98 с.

STRATEGIES FOR SEMANTIC READING AT LITERATURE LESSON ANALYSING Y.I. ZAMYATIN’S STORY «GOD»

© 2019

Rodionova N.A., Candidate of Philology, associate professor of teaching languages and literature
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abaeva E.V., Russian and Literature teacher State-financed educational institution
Secondary comprehensive school v. Mirny, Samara region (Russia)

Abstract: One of the main problems of modern education is the children’s inability to read the text thoughtfully, find the necessary information in it and convert this information according the communicative-cognitive task. Therefore, the use of the semantic reading strategy in the classroom is of current interest among Russian and Literature teachers. Analyzing Y.I. Zamyatin’s story «God», the strategy of semantic reading at the literature lesson in high school at the profile level of studying the subject is considered in the article.
Keywords: reading with pauses; semantic reading; tag cloud; thin and thick questions.