УДК 331.3:9

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

© 2019

Белкин А.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и социально-экономического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Малкина Т.Н., учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназия им. С.В. Байменова города Похвистнево (Россия)

Аннотация: Проблемно-диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, потому что активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, дает возможность педагогу создавать условия для социализации личности ученика. Проблемно-диалогическую ситуацию необходимо и возможно создавать на всех этапах урока, построенного на системно-деятельностной основе.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия; проблемно-диалогическая технология; методы обучения; групповые дискуссии; ролевые и деловые игры.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции, которое осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные УУД предполагают следующие действия для осуществления общения и взаимодействия: строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); слушать, понимать и сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах); использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка [1, с. 69–70].
В педагогической практике учителя часто сталкиваются с проблемой низкого уровня коммуникативной компетенции учащихся в урочной и во внеурочной деятельности. Учащиеся даже с высоким уровнем познавательной активности и интеллектом затрудняются при формулировке аргументации, как в устной, так и письменной форме, не умеют излагать свои мысли правильно и в логической последовательности. Особенно это стало заметно при изменении материалов КИМ ОГЭ и ЕГЭ, где сильно сокращена тестовая часть и вопросы требуют развернутого ответа, логически выстроенного, грамотно аргументированного. Решение данной проблемы связано с необходимостью системно формировать на уроках истории и обществознания коммуникативные УУД, в том числе с использованием проблемно-диалогической технологии.
Проблемно-диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, потому что активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, дает возможность педагогу создавать условия для социализации личности ученика. А если учесть, что на уровне среднего звена главным мотивом для школьников является общение, то данная технология позволит сохранить мотивацию к предмету.
В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога [2; 3].
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Методы обучения: групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, работа над проектом, тренинги.
Проблемно-диалогическую ситуацию необходимо и возможно создавать на всех этапах урока, построенного на системно-деятельностной основе.
Такой урок включает в себя следующие элементы:
1) создание проблемной ситуации;
2) формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы;
3) выдвижение гипотез;
4) актуализация знаний учащихся;
5) открытие нового знания;
6) подведение итогов [4].
Рассмотрим основные элементы проблемно-диалогической технологии на примере урока истории «Князь Владимир и крещение Руси».
На первом этапе учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций, сопоставить факты. На этом этапе важно мотивировать учащихся для дальнейшей работы, поэтому можно предложить выдержки из первоисточников, интересные высказывания, краткие сюжетные видеоролики, по которым можно определить проблему.
Например, сопоставить несколько источников:
1. Отрывок из летописи: «И послал Владимир к Рогволоду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку, убил Рогволода и сыновей его, и дочь его взял в жены».
2. В русских народных сказаниях-былинах Владимир именуется «ласковым князем», Красное солнышко.
3. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику Святых, как равного апостолам Иисуса Христа.
На втором этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Важно подвести учащихся к формулировке проблемы. Диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками.
Вопросы задаются следующие:
Как ты можешь оценить поступок князя Владимира? Какие его личные качества проявились в этом поступке? Сравни эти справочные сведения с летописными сведениями о личности князя Владимира. Какое наблюдается противоречие?
ПРОБЛЕМА: Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?
На третьем этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез. Ученики предлагают свои версии, принимаются разные гипотезы. Все версии уместно записать на доске или на экране для наглядности.
Четвертый этап предполагает актуализацию знаний и планирование способов деятельности. В диалоге ученики вспоминают ранее изученный материал, который связан с проблемой и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему.
На следующем этапе в ходе выполнения задания проверяются версии. Учащиеся работают с текстом учебника, дополнительной литературой, наглядными пособиями, используются компьютерные технологии. Ученики выбирают варианты ответа по учебной проблеме. В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная, парная, групповая и общая беседа.
Пример задания при работе с текстом (диалог с классом):
1. Докажи, что в годы правления князя Владимира Святославича окрепло Древнерусское государство. 2. Попробуй объяснить, почему с его именем связано большинство русских былин. 3. Объясни, почему Владимир Святославич отказался от других религий и выбрал именно православное христианство.
Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры.
На заключительном этапе урока происходит представление использования новых знаний в виде рассказа, схемы-рисунка и т. д. Например, изобразите две чаши весов: «добрые дела», «злые дела». Творческое задание: представим, что в 1015 году встретились отец и сын. Отец – языческий волхв, десятки лет прожил в лесах под Новгородом, а сын еще в молодости уехал в Киев и стал дружинником князя Владимира. Опиши, какой спор мог состояться между ними о правлении на Руси князя Владимира Святославича. Учащиеся обобщают, делают выводы по проблеме.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся [5]. Проблемный диалог дает возможность в полной мере формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся: способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения; развитие мышления обучающихся; способности логически выстраивать речь, высказывать и аргументировать свою позицию; способности работать в группе, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения / под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М. : Просвещение, 2011.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками : пособие для учителя. М., 2002.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Козлова С.А., Мельникова Е.Л., Чиндилова О.В. Образовательные технологии // Образовательная система «Школа 2100». Сборник материалов . М, 2008.
  4. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] URL: https://урок.рф/library/problemnodialogicheskaya_tehnologiya_na_urokah_istor_112756.html (дата обращения: 03.09.2019).
  5. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: предметная специфика [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemno-dialogicheskoe-obuchenie-predmetnaya-spetsifika (дата обращения: 03.09.2019).

FORMATION OF SUSTAINABLE MOTIVATION TO STUDY HISTORY THROUGH THE SYSTEM OF «HISTORICAL CLUB»

© 2019

Belkin A.V., candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of historical and socio-economic education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Malkina T.N., teacher of history and social studies
GBOU gimnaziya im. S.V. Baymenova cities of Pokhvistnevo (Russia)

Abstract: Рroblem-dialogue interaction has a great creative and developing potential, because it activates the self-consciousness of the dialogue participants, sharpens the thought, enables the teacher to create conditions for the socialization of the student's personality. It is necessary and possible to create a problem-Dialogic situation at all stages of the lesson, built on a system-activity basis.
Keywords: communicative universal educational actions; problem-Dialogic technology; teaching methods; group discussions; role-playing and business games.