ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
https://cloud.mail.ru/public/2Fr8/2Z2DoAE1w

Мусатова Марина Александровна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 им. В.Ф. Грушина г. Новокуйбышевска г.о.  Новокуйбышевск Самарской обл.

Цели:
– усиление мотивации обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и др. плана;
– внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;
– использование при обучении новых видов учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность обучающихся;
– развитие межпредметных связей математики, информатики и английского языка;
– формирование компьютерной грамотности;
– развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
– реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Суть инновации
Использование информационных технологий в целях повышения мотивации учащихся набирает обороты. Сегодня в образовательном тренде появляются технологии использования мобильных телефонов учащихся.
В своей педагогической практике я использую мобильные телефоны школьников для генерирования и чтения QR-кодов.
Сфера применения мною QR-кодов постоянно расширяется.
Ученики 2–9-х классов школ Самарской области в 2018–2019 учебном году получили от администрации бесплатные дневники. Они содержат не только географические карты и краткие рассказы об истории, но и QR-код, который ребята могут считать с планшета или смартфона.
QR-коды придают работе над учебным материалом новую организационную форму, способствующую усилению мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Пути реализации идеи
Возможность использования при обучении новых форм и видов учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности для активизации учебной деятельности обучающихся.
В образовательных целях можно:
– закодировать ссылки, которые направляют обучающихся на образовательный сайт с информацией, помогающей решить определённую задачу;
– разместить такие коды на информационных, новостных стендах;
– использовать QR-код прямо на уроке в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое.
Методические рекомендации по применению реализованной идеи
Часто считается, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают учеников от учебной деятельности. Так почему же не совместить «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов?
Наверняка вы заметили, что с определенного момента вам на глаза стали попадаться странные квадратики с каким-то непонятным кодом. Они попадаются на сайтах, в рекламе, на билбордах и даже на визитках.
Эти квадратики – так называемый QR-код (Quick Response переводится как «быстрый ответ»). QR-коды представляют собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно вполовину страницы формата А4. Эти данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде белых и черных квадратов (могут быть выполнены и в других цветах). QR-код содержит в себе и дополнительные данные, которые требуются для правильного распознавания (декодирования) информации специальными программами мобильных телефонов или иных устройств.
Любой смартфон или достаточно современный телефон легко сможет распознать и расшифровать данную информацию. Для этого нужно только поднести камеру смартфона (или телефона) с установленной программой для распознавания QR-кода к коду. Программа расшифрует код, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода.
Использование QR-кодов в образовании
В той или иной форме учащиеся ежедневно работают с информацией. Они осуществляют поиск, обработку, накопление, переводят из одной формы в другую и т. д. Использование сервисов для различных видов обработки информации может оказать помощь педагогам в урочной и внеурочной деятельности. Немного о возможности использования системы QR-кодов в прикладной деятельности в образовательном учреждении:
– Можно использовать QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники, и ресурсы, помогающие решить ту или иную задачу. Распечатав коды, их можно вклеивать непосредственно в тетради или записные книжки школьников.
– При организации проектной деятельности можно создавать коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии и др. QR-коды можно публиковать на страницах сайтов поддержки проекта, плакатах и др.
– При использовании в работе библиотеки QR-коды можно размещать на информационных стендах с информацией как видео или мультимедиа комментарий (в виде ссылок) к объявлениям, анонсам или иным материалам. Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов не только библиотеки, но и учебного кабинета.
– Можно значительно обогатить информационную среду школьного музея при размещении QR-кода для комментариев, ссылок на мультимедиа ресурсы. Школьникам будет удобно сохранять в памяти телефонов интересующую их информацию, материалы интегрированного урока, когда урок проводится с использованием материалов школьного музея.
– Использовать непосредственно на уроке, раздав контрольно-тестовый материал, выполненный в виде карточек с различными вариантами заданий. Есть специальный сервис ClassTools.NET, который позволяет создавать такие задания в виде QR-кодов (есть и другие формы). Прямая ссылка на сервис http://www.classtools.net/QR/. Примеры заданий приведены в списке ресурсов.
– Можно эффективно использовать при проведении различных эстафет, игр, мероприятий, когда на одном из этапов (по любому предмету или на внеклассном мероприятии) задание будет предложено в виде QR-кода, прочитав который можно будет выполнить задание.
– QR-коды можно размещать на визитках (бумажных или электронных), на бейджиках участников различных мероприятий, конференций, слётов и т. д.
Эти технологии можно использовать при отработке туристических троп, экскурсионных маршрутов в качестве источника информации для посетителей. Эти технологии можно предложить в школьном проекте для успешной реализации на практике и возможного получения финансовой поддержки для развития местных туристско-экскурсионных проектов.
Для использования изображений различных кодов в Интернете, нанесения на визитные карточки, футболки, рекламные вывески, плакаты и многое другое (школьный сайт, проект, сообщество и др.).
Таким образом, QR-код может использоваться везде: начиная от обычного плаката и заканчивая поздравительной открыткой. В РФ QR-код пока еще не получил большого признания. Сотовые телефоны имеют почти все (школьники, педагоги, родители и др.), что позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности.
Ещё одна возможность применения QR-кодов в образовательном процессе подходит для начальных классов. В этом случае сами школьники используют смартфоны, на которых установлена программа сканера QR-кодов. Ученику предлагается лист с заданиями, например задачи по математике. Рядом с каждой задачей небольшой QR-код, на котором зашифрована ссылка на алгоритм решения или применяемое правило и т. п. Если он затрудняется в решении задачи, то с помощью личного смартфона читает правило, чтобы найти верный путь к решению.
Использование персонального смартфона или планшета школьниками возможно при организации различных квестов, только вместо географической карты или ребусов – зашифрованные QR-коды. Богатое воображение и фантазия педагога позволит расширить круг возможностей использования QR-кодов. Поскольку я работаю с обучающимися начальных классов, мне удалось увлечь детей и познакомить с интересными QR-кодами. На уроках или занятиях внеурочной деятельности мы использовали телефоны с установленным приложением сканера QR-кода. Дети путешествовали по стране Фиксландии (в самом начале был продемонстрирован короткий мультфильм, где фиксики рассказывают про QR-коды) с помощью специальных карт с QR-кодами. Учащиеся сканировали QR-код, который сразу же открывал страницу в Интернете (на персональном сайте) с изображением различных заданий. Дети выполняли упражнения, затем сканировали следующий QR-код и т. д. Занятие для детей было очень интересным и увлекательным. Создать QR-код не сложно. С учётом того, что эти коды не были лицензированы, каждый желающий может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для создания и продвижения QR-кодов имеется множество сервисов и программ. Коды можно сохранять в виде графического изображения форматах (JPEG, PNG или TIFF), распечатать, непосредственно внедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать в сети Интернет.
Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира лучше, чем педагог; их умение схватывать на лету IT-новинки и использовать их в повседневности удивляет. С одной стороны, это хорошо, так как умение обращаться с техникой – это требование времени, а с другой стороны, педагогу становится сложнее заинтересовать ученика, втянуть в учебный процесс, мотивировать на дальнейшее познание предмета. Подобный расклад вещей держит педагога в тонусе и постоянном поиске новых идей и форм подачи темы. Результатом одного из таких поисков стало использование QR-кода на уроках, причем использование этих кодов возможно на всех этапах урока от постановки цели до домашнего задания. Можно закодировать:
– вопросы, загадки, анаграммы;
– адреса в Интернете;
– номера задания, страниц, кабинета, полки и т. д.;
– координаты какого-либо места;
– числовые выражения;
– задания или, напротив, ответы;
– кодировать то и другое (задача – совместить вопрос с ответом);
– даты с событиями;
– выражения с их значениями и т. д.
Область применения данной технологии ограничена только вашей фантазией.