ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТЫ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В 3 КЛАССЕ К НАПИСАНИЮ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
https://yadi.sk/d/WEjxp419NRnzTw

Гаврилова Елена Викторовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 2 им. Героя Российской Федерации Е.А. Зеленова п.г.т. Смышляевка м.р. Волжский Самарской области

Актуальность. Проведение всероссийской проверочной работы недавно вошло в школьную практику. Оно очень отличается от традиционных форм проверки знаний учащихся. В апреле 2019 года планируется проведение работы для учащихся 4-х классов на основе обязательного участия субъектов Российской Федерации. Тексты ВПР разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов с учётом примерных образовательных программ. Цель проведения ВПР в начальной школе: отслеживание того, как образовательное учреждение переходит на ФГОС НОО; контроль уровня образования всех учащихся, которые оканчивают начальную школу. Перед учителями начальной школы стоит задача качественной подготовки детей к данному виду работы.
Цель: разработать средство обучения для подготовки к написанию всероссийской проверочной работы, адаптированное для 3 класса, при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Важно не просто подготовить ученика к определённому типу работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы. Но в нынешнее время в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе особого внимания и времени, которым тяжело ориентироваться в такой большой диагностической работе и хорошо выполнить все задания. Такие дети находятся на индивидуальном контроле. Также во многих классах инклюзивно обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И этим ребятам наравне со всеми писать по окончании ступени начального образования ВПР.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:
– при объяснении нового материала;
– при контроле знаний;
– при закреплении;
– при обобщении и систематизации материала.
Как ИКТ поможет нам в обучении детей с ОВЗ?
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделяет следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:
– индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
– осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
– визуализировать учебную информацию;
– моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
– осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
– формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
– развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
– усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
– проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
– применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся и др.

Опыт подготовки детей с ОВЗ к написанию ВПР

Я поделюсь с вами своим опытом работы по подготовке к ВПР.
Сначала я подробно изучила работы, которые писали четвероклассники прошлых лет, сравнила задания, форму и направленность вопросов, обратила внимание на объём работ и отобрала из массы существующего материала, те пособия, которые посчитала наиболее актуальными. За основу в своей работе по подготовке к ВПР взяла следующее пособие: «Всероссийская проверочная работа. Русский язык. 3 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. 10 вариантов заданий. ФГОС. Е.В. Волкова, А.В. Птухина». Подготовка ведётся в моем классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. И я столкнулась с тем, что ребенок с ОВЗ и несколько слабых детей не замотивированы на выполнение этой работы, им очень тяжело разобраться самостоятельно в немалых по объему заданиях. Однако дети охотно выполняют практически любые задания с использованием средств ИКТ. Возможно, работа выполнена не всегда верно, однако мотивация к деятельности у обучающихся высокая.
Я создала в конструкторе тестов TestKit.ppt А.Н. Комаровского в программе Power Point аналогичные работы для подготовки к ВПР.
В тестах помещены задания на следующие основные темы:
1. Главные члены предложения.
2. Однородные члены предложения.
3. Ударение.
4. Фонетика.
5. Основная мысль текста.
6. Лексическое значение слова.
7. Синонимы.
8. Разбор слова по составу.
9. Имя существительное.
10. Имя прилагательное.
Виды заданий, использованные в тестовых работах:
– с выбором единственного правильного ответа (с переключателями);
– с выбором нескольких правильных ответов (с флажками);
– с вводом текстового ответа.
Ведется учет времени, затраченного на прохождение теста. До истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ. После прохождения теста на последнем слайде выводятся итоги и оценка за работу. Подсчитывается, сколько баллов набрал обучающийся, количество правильных ответов, в том числе и в процентном соотношении. Также указано, в каких заданиях обучающийся допустил ошибки.
Сначала обучающиеся допускали огромное количество ошибок. После прохождения нескольких тестов стали внимательнее. Сейчас допускают ошибки в основном только в заданиях на определение основной мысли текста.
Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:
– наблюдается положительная динамика показателей успешности прохождения тестов и качества знаний путем введения в процесс обучения данного вида работ (в начале использования данных работ успешность прохождения в среднем была 35%, после прохождения 7–8 тестовых работ успешность повысилась до 90%);
– повышение учебной мотивации учащихся с разным уровнем имеющихся знаний.
Результаты проведённого опроса показали, что обучающимся больше нравится, когда на уроках используется эти электронные тесты, нежели «сложный бумажный вариант».
При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность учащихся. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Успешное прохождение тестовых работ, получение положительной отметки создает у ребенка ситуацию успеха. Обучающимся снова и снова хочется вернуться к работе, чтобы получить заветную «4» или даже «5». Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения особенно у детей с ОВЗ.