УДК 796/799

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

© 2018

Чариев Э.А.,
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области», Саратов (Россия)

Аннотация: Представлен опыт работы педагога по эффетивности выполнения требований ВФСК ГТО.
Ключевые слова: ГТО; нормативно-тестирующая часть ГТО; системно-деятельностный подход; принцип сознательности и активности; принцип систематичности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации.

Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность.
Б. Шоу

В 2013 году руководство страны выступило с инициативой возрождения комплекса ГТО. В 2014 году принят Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО» (в дальнейшем – Комплекс).
Нормативно-тестирующая часть Комплекса предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности, которые выражаются в уровне развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков человека.
Человек рождается с генетически заложенными задатками, которые он унаследовал от своих предков. Задатки в процессе жизнедеятельности организма развиваются и формируются в виде основных двигательных способностей и на их основе воспитываются многообразные физические качества. Развитие физических способностей обеспечивается единством наследственных факторов и процессом педагогического воздействия на организм [1–9].
Но труды педагога пропадут втуне, если сами обучающиеся не будут стремиться развить в себе данные способности. Очень важно личностное понимание учениками необходимости развития собственных двигательных способностей.
В последние несколько лет я обнаружил следующую тенденцию – снизилось количество и качество команд по всем видам спорта. На муниципальном уровне принимают участие по 3–4, максимум по 5 команд в каждой возрастной группе (сравнение). Будь то футбол или баскетбол. Помимо этого снизился и процент одарённых, в спортивном плане, детей. Из 30–40 мальчиков одного возраста лишь 3–4 добиваются успехов в спортивных секциях. У большинства детей сейчас появились совершенно иные потребности и интересы. Интернет, компьютерные игры, гаджеты... И очень мало интереса на спортивной площадке.
В 2016 году на базе нашей школы был организован Муниципальный центр тестирования ГТО. И первые же результаты выполнения нормативов обучающимися привлекли моё внимание.
Лишь около 20% испытуемых выполнили тесты на знаки отличия. Остальные не показали результаты даже на бронзовый знак. Хотя нормативы не так уж и высоки и вполне доступны среднестатистическому школьнику.
В связи с этим возникло противоречие: с одной стороны, потребность родителей и самих обучающихся в их здоровье и государственные требования ВФСК ГТО, а с другой, – невыполнение этих требований обучающимися.
Так я сформулировал для себя проблему – как заинтересовать детей занятием спортом и самосовершенствованием? И как повысить результаты выполнения требований Комплекса?
Меня заинтересовал системно-деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.
Системно-деятельностный подход предполагает, что цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе:
– усвоения универсальных учебных действий;
– познания и освоения мира;
– активной учебно-познавательной деятельности;
– формирования его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связан, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
Я предположил, что можно добиться высоких результатов в приросте физических качеств обучающихся, если основные принципы физического воспитания (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности) реализовывать посредством деятельностного подхода в процессе уроков физической культуры.
На основании проведённого анализа результатов обучающихся и более подробного изучения данного подхода, я поставил перед собой цель – повысить результативность прироста основных физических качеств обучающихся посредством деятельностного подхода.
Из поставленной цели соответственно вытекают следующие задачи:
– адаптировать данный подход для применения в своей работе;
– более осознанно и мотивированно развивать двигательные качества учащихся;
– укреплять здоровье обучающихся, содействовать нормальному физическому развитию;
– прививать учащимся необходимые знания в области физической культуры и спорта, для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Основываясь на положениях системно-деятельностного подхода, я строю образовательный процесс в необходимом для меня ключе с акцентом на результативную деятельность обучающихся.
Причём учащиеся должны сами не только осознавать результат как конечный продукт своей деятельности, но и уметь самостоятельно его определять, сравнивать с предыдущими достижениями, понимать в процессе чего и из-за чего появляются те или иные изменения в результатах (принцип сознательности и активности). Для этого я использую на уроках карточки самоконтроля, где учащиеся отмечают результаты своей деятельности и в конце занятия делают выводы.
Обязательно формирую у учащихся теоретическую базу: что это за физические качества, в какой деятельности они им пригодятся, каким образом их развивать и как определить у себя уровень того или иного качества. Эти знания учащиеся получают непосредственно на практических уроках и с началом изучения каждого раздела физической культуры – на теоретических уроках.
В каждом классе ведётся журнал учёта физических качеств на каждого учащегося, где отмечаются их результаты на протяжении всего учебного года.
Самым сложным для обучающихся является развитие силовых качеств и гибкости. Для эффективного прироста данных показателей в конце каждого урока я уделяю время для силовых упражнений и упражнений на гибкость. И эти же упражнения я задаю им в качестве домашнего задания.
Но в погоне за достижениями качественного характера, важно не допускать того, чтобы дети теряли интерес, необходимо постоянно мотивировать их, подпитывать их любовь к предмету. Для этого очень важны такие качества педагога, как творческая активность, фантазия, необходимо владеть большим арсеналом различных педагогических приемов. И что ещё более важно – суметь понять, когда надо сменить характер деятельности и в каком направлении.
В этом плане меня на уроках очень выручают различные упражнения соревновательного характера, эстафеты, спортивные и подвижные игры, которые разбавляют сухость учебного процесса, разжигают в детях азарт и повышают эффективность обучения.
Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств. При благоприятных погодных условиях занятия проводятся на открытом воздухе и поэтому дают высокий оздоровительный и закаливающий эффект.
При построении каждого занятия необходимо учитывать множество факторов: характеристику класса в целом, индивидуальные особенности учащихся, изучаемый в данный момент раздел, даже время дня, когда проходит урок. В этом плане ярко выражается принцип доступности и индивидуализации. Для каждого учащегося я стараюсь создать «ситуацию успеха» и ставлю те задачи, которые ему по силам.
Также дифференцированный подход не даёт пасть духом учащимся, которые ввиду своих физиологических особенностей не могут показать высокие спортивные результаты. Для этих детей я даю адаптированные упражнения и соответственно оцениваю по результатам прироста данных показателей. И наоборот, одарённым детям даю более сложные задания и предъявляю более строгие требования – легкие упражнения и задания не интересны учащимся и не рациональны, они снижают активность учащихся и интерес к работе.
Помимо этого доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: монотонность, отсутствие образности, ярких фактов, примеров из жизни сдерживает мыслительную деятельность ребенка.
И здесь конечно большую роль играет умение учителя реализовывать принцип наглядности. В этих целях я сам показываю упражнение, привлекаю к показу подготовленного ученика, применяю средства наглядности – фото, видеоролики, рисунки, схемы и т. д. Также помогают в усвоении материала зрительные ориентиры – для этого использую яркие тренировочные фишки, манишки и др.
В начале, середине и в конце учебного года, когда учащиеся находятся на пике своей спортивной формы, провожу тестирование по нормам ВФСК «ГТО» (данные тесты прописаны в календарно-тематическом планировании). Таким образом, я определяю результативность проведённой работы, а учащиеся анализируют свои результаты и корректируют свою дальнейшую деятельность в зависимости от них, делая акцент в своей подготовке на менее успешных физических качествах.
Помимо этого данные тестирования позволяют выявить сильнейших спортсменов школы для участия в муниципальном и региональном этапах Зимнего и Летнего фестивалей ГТО.
Данная работа ведётся на протяжении 2-х лет и уже приносит свои плоды. Наша школа – победитель муниципальных этапов Зимнего и Летнего фестивалей ГТО. Один учащийся нашей школы является призёром в личном зачёте областного этапа Летнего фестиваля ГТО 2017 г. в г. Саратов, а также кандидатом в сборную Саратовской области по многоборью ГТО.
Буквально за один год имеется существенный прирост в показателях физических качеств обучающихся. С прошлого года данный подход реализуется и моими коллегами. Я считаю это связано как с популяризацией комплекса ГТО, так и с полученными результатами.
Результаты выполнения нормативов ГТО этого года: около 70% претендующих на знаки отличия ГТО из 100 % сдававших.
Отсюда можно сделать вывод, что поставленные мной цель и задачи достигаются, а используемые методы и приёмы оправдывают себя в полной мере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры. 2002. С. 171–190.
2. Бутин И.М. Подвижные игры на уроках // Физическая культура в школе. 1991. № 7. С. 22–25.
3. Елистратов С.И. Уроки физической культуры // Физическая культура в школе. 1991. № 2. С. 27–29.
4. Заторский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. Физическая культура. 1989. С. 54–68.
5. Курпан Ю.И. Физическое воспитание учащихся с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. 1994. № 5. С. 43–50.
6. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. 1990. С 330–335.
7. Мейксона Г.Б. Любомирский Л.Е. Физическая культура. Учебное пособие для учащихся. 1988. С. 46–48.
8. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников // Физическая культура в школе. 1981. № 4. С. 8–12.
9. Хайрутдинов С.С. Физическое воспитание учащихся. 2002. С. 3–15.

THE USE OF THE ACTIVITY APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS

© 2018

Chariev E.A.,
teacher of physical culture I qualification category;
MBOU "SOSH im. M. M. Rudchenko S. Perelyub Perelyubskiy municipal district of Saratov region" Saratov (Russia)

Abstract: The experience of the teacher on the effectiveness of the requirements of VFSK TRP.
Keywords: TRP; normative-testing part of KTO; system-activity approach; the principle of consciousness and activity; the principle of systematic; the principle of visibility; the principle of accessibility and individualization.