УДК: 372.8: 796.01

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ШКОЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

© 2018

Фризен О.И.,
преподаватель кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Корольков А.Н.,
к.т.н., доцент
Институт Естествознания и спортивных технологий МГПУ, Москва (Россия)

Аннотация: В данной статье описаны механизмы взаимосвязи процессов формирования двигательных навыков и работы памяти. В исследовании применен метод демонстрации общеизвестных широко используемых примеров. При помощи общеизвестных мнемотехнических конструкций продемонстрирована эффективность их применения в процессе двигательной активности как для целей лучшего запоминания информации, так и для выработки необходимых навыков совершения спортивных действий. Показана перспектива интеграции занятий физической культуры и других дисциплин в школьной программе.
Ключевые слова: мнемоника; мнемотехнические методы; физическая культура; школа; темп движений; ритм; свинг; гольф.

Особое место среди дидактических приемов в образовании занимают мнемотехнические методики, суть которых заключается в усвоении новой информации путем сознательного образования ассоциативных связей с помощью специальных методов и приемов [1, с. 262]. Во многих мнемотехнических методиках присутствует межпредметный аспект: усвоение нужной информации происходит с освоением или закреплением других умений. Наглядным мнемотехническим стимулом является «песня-запоминалка» из радиопередачи «Радионяня» о вычислении корней квадратного уравнения [2, с. 57]:
Минус поставим сначала,
Рядом с ним "пэ" пополам,
Плюс-минус знак радикала,
С детства знакомого нам.
Ну, а под корнем, приятель,
Сводится все к пустяку:
"Пэ" пополам и в квадрате
Минус прекрасное "ку".
Реакцией на этот стимул является запоминание правила нахождения корней квадратного уравнения. При этом ученики непроизвольно осваивали навыки пения, декламирования и развивали чувство темпа.
Для запоминания порядка расположения цветов видимой части спектра электромагнитных колебаний по мере убывания длины волны также используется известное мнемоническое правило:
Каждый – Охотник – Желает – Знать – Где – Сидит – Фазан.
Мнемотехника нашла широкое применение в школьной программе при изучении иностранных языков, литературы, математики, географии и других предметов [3; 4; 5; 6]. При этом мнемотехнические методы и приемы, очевидно, могут заключаться в совершении физических упражнений, различных двигательных актов и целенаправленных движений, вызывающих соответствующие адаптационные изменения в организме учеников. По этой причине они могут найти применения в занятиях по физической культуре. Тем более, что различные мнемотехнические методики, совмещенные с обучением целенаправленным движениям, традиционно применяются в музыке, танцевальном и дирижерском искусстве в виде систем записи и последующего воспроизведения двигательных образов [7; 8; 9; 10].
Как и при реализации двигательных заданий, возможно решение и обратной задачи – использованием мнемонической вербально-акустической информации для усвоения или совершенствования целенаправленных действий. Характерными примерами мнемонического освоения темпа и ритма циклических локомоций являются строевые песни, декламирование стихотворений в темпе выполнения движений.
Известно, что циклические локомоции непроизвольно совершаются с собственной частотой, определяемой их приведенной длиной [11, c. 108–110]. Так, при обычной ходьбе частота шагов в среднем составляет 60 шагов в минуту, при марше – 120 шагов в минуту, при беге – 180 шагов в минуту [12]. В музыке эти частоты соответствуют основным темпамandante, allegro иpresto. Эти частоты кратны собственной частоте колебаний конечностей равной в среднем 0,8-1,2 Гц.
В темпе анданте совершает шаги Данила – главный герой фильма «Брат-2», поднимаясь по лестнице небоскреба и декламируя стихотворение В. Орлова: «Я узнал, что у меня есть огромная семья….». Персонажи мультфильма Винни Пух идут за медом, распевая песню в темпе аллегро: «Куда идем мы с Пятачком? Большой-большой секрет…». Все военные марши исполняются в этом же темпе: «Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовёт Отчизна нас! Из многих тысяч батарей, за слезы наших матерей, за нашу Родину — огонь! Огонь!...».
Такое совмещение движений и их акустического сопровождения, с одной стороны, позволяет стабилизировать темп выполняемых движений, а с другой стороны, повышает эффективность запоминания стихотворений.
При этом при совершении движений некоторыми подкорковыми структурами генерируются медиаторы: дофамин и серотонин, вызывающие эмоцию удовольствия от удовлетворения двигательной потребности. Запоминание декламируемой информации в этом случае происходит на фоне положительно окрашенных эмоций, осуществляется быстрей и прочней.
Такие мнемонические приемы можно эффективно использовать не только для заучивания словесной, но и цифровой информации. На рисунке 1. приведены примеры абстрактных сочетаний десятичных чисел, имеющих разные стихотворные размеры и темпово-ритмовые характеристики декламации.

17

Рисунок 1. Примеры сочетаний чисел с разными стихотворными размерами (из открытых источников в сети Интернет)

Например, стихотворная форма для запоминания числа π была предложена в свое время С.П. Бобровым [13, с. 493]:
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим -
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.
Это стихотворение можно декламировать и в темпе анданте, и в темпе аллегро, совмещая его чтение с быстрым или медленным шагом или другими циклическими локомоциями. Например, первые 8 цифр числа π: 3-14-15-92 и 6, легко совмещаются с фазами отведения и разгона клюшки при выполнении свинга в гольфе (рисунок 2).

18

Рисунок 2. Соответствие цифр числа π фазам свинга в гольфе

Поскольку фазы игровых движений в гольфе в общем совпадают с фазами любых ударных движений в других видах спорта, такое сопоставление для запоминания постоянных числовых величин можно осуществлять на занятиях футболом, теннисом, волейболом, боксом и т. п. Очевидно, что можно в зависимости от тематики урока запоминать и любые другие числа, а не только математические константы.
Известно, что изучение таких наук, как география и история, неизбежно связано с необходимостью запоминания многих терминов, имен, названий, цифр и дат, часто не имеющих непосредственной логической взаимной связи. Иногда единственным дидактическим приемом для запоминания такой номинально-цифровой информации является ее заучивание путем многократных повторений. Однако такой метод заучивания за счет его монотонии и единообразиямалоэффективен. Также известно, что заучивание информации с четкой темпо-ритмовой структурой, например, в виде рифмования, пения, марширования в несколько раз ускоряет процесс запоминания.
В гольфе (футболе, баскетболе, теннисе и др.) такой прием можно совместить с жонглированием мячом клюшкой («чеканкой»), произнося заучиваемые слова вместе с ударом клюшки по мячу. Ниже приведены примеры некоторых мнемонических сочетаний географических названий, которые можно запоминать при жонглировании.
Я знаю пять названий (рек, гор, материков, океанов и т. п.):
1. Волга – 2. Обь – 3. Енисей – 4. Лена – 5. Амур.
1. Эльбрус – 2. Казбек – 3. Белуха – 4. Народная – 5. Ключевская (сопка).
1. Европа – 2. Азия – 3. Африка – 4. Америка – 5. Австралия – 6. Антарктида.
1. Атлантический (океан) – 2. Индийский – 3.Тихий – 4. Северный Ледовитый – 5. Иногда Южный.
Ясно, что в такие мнемонические перечни можно включать различную информацию, не только историческую и географическую, которую нужно запомнить. При этом ученики не только ее эффективно запоминают, но и осваивают или совершенствуют двигательные навыки в жонглировании, чеканке, ведении мяча.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бура Л.В., Чепурной Г.А. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47–2. С. 262–268.
2. Раззаков Ф.И. Родом из СССР. 2014. 62 с. [Электронный ресурс] URL: http://fanread.ru/book/11627458/. (Дата обращения: 28.12.2017).
3. Андрусенко С.Ф., Денисова Е.В. Использование мнемонических приемов при изучении биохимии // Наука. Инновации. Технологии. 2011. № 1. С. 72–74.
4. Киреева Л.В. Визуальные методы обработки информации в обучении говорению на иностранном языке // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2013. № 7. С. 94–98.
5. Корольков А.Н.,ЖеребкоД.С. Возможности межпредметной интеграции уроков по гольфу и истории в средней школе // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2 (66). С. 138–146.
6.Мельников И.Ю. Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 267–271.
7. Азизов Ф.С. Подготовка к дирижерской деятельности учителя музыки общеобразовательной школы // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы VI международной научно-практической конференции. 2017. С. 216–219.
8. Вихрева Н.А. История записи танца // Московская государственная академия хореографии. 2014. 412 с.
9. Меланьин А.А. Схематизация танцевальных поз по методу У. Хогарта // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016.№ 3–44. С. 102–107.
10. Хогарт У. Анализ красоты. Л. : Искусство, 1987.254 с.
11. Корольков А.Н. Биомеханические принципы определения оптимального темпа в паттинге и мини-гольфе // XXIII региональная научно-методическая конференция «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (г. Челябинск, Урал ГУФК), 24 мая 2013 г. С. 108–110.
12. Daniel J. Daniels' Running Formula: 3rd Edition eBook / ISBN-13: 9781450467599
13. Бобров С.П. Волшебный двурог // М. : Детская литература, 1967. 493 с.

INTERDISCIPLINARY MNEMOTECHNICAL ASPECTS OF THE SCHOOL PHYSICAL EDUCATION

© 2018

Friesen O.I.,
teacher of the Department of physical culture and health-improving and preventive work
Samara regional Institute of advanced training and retraining of education workers, Samara (Russia)
Korolkov A.N.,
Ph.D., associate Professor
Institute of Science and sports technologies of Moscow state pedagogical University, Moscow (Russia)

Abstract: This article describes the mechanisms of the relationship between the processes of formation of motor skills and memory. The study used a method of demonstrating well-known widely used examples. With the help of well-known mnemotechnical structures demonstrated the effectiveness of their application in the process of motor activity for the purpose of better memorization of information, and to develop the necessary skills to perform sports activities. The prospect of integration of physical culture and other disciplines in the school curriculum is shown.
Keywords: mnemonics; mnemotechnical methods; physical culture; school; pace of movements; rhythm; swing; Golf.