УДК 796.06

КОМПЛЕКС ГТО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2018

Уник Е.М.,
учитель физической культуры,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 19 им. Героя России  Алексея Кириллина г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области (Россия)

Аннотация: Автор статьи рассматривает вопрос о влиянии Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на уровень физической подготовленности подрастающего поколения.
Ключевые слова: здоровье; обучающиеся; физкультурно-спортивный комплекс «ГТО»; физические качества; физическая подготовленность; урок; нормативы; двигательное действие.

Социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десять лет, в полной мере изменили не только условия жизни людей, но и ситуацию в области образования. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к наиважнейшим вопросам государственной политики в сфере образования [1].
Вопрос о благополучии здоровья детей в настоящее время занимает первое место. Область сохранения здоровья является объектом изучения медиков (М.В. Анторопова, 1988; И.И. Брехман, 1990; Д.В. Колесов, 1983; Н.Т. Лебедев, 1993; С.В. Попов, 1996; Б.Н. Чумаков, 2000), педагогов и психологов (В.К. Бальсевич, 1994; Г.П. Богданов, 2004; М.Я. Виленский 2006; Л.И. Лубышева, 2010) [2].
Сегодня в России лишь 10% детей 3-7 лет можно отнести к практически здоровым (I группа здоровья), у 50% дошкольников обнаружены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группы здоровья). [6; с. 388]
В связи с этим в стране разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В соответствии с этим нормативным документом к 2020 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, достигнет 60%, а доля самостоятельно занимающихся увеличится до 20%. Для решения этой задачи с 1 сентября 2014 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 в Российской Федерации введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне [3].
Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы, связанной с формированием основ здорового образа жизни школьников и вопросов физической подготовки с помощью физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».  
Практическая деятельность на уроке физической культуры показывает, что сдача норм комплекса ГТО обеспечит выполнение необходимых двигательных действий, умений и навыков, а вместе с тем, повысит уровень физической подготовленности через развитие физических качеств на уроке физической культуры.
Это определяет педагогическую проблему, связанную с необходимостью определения эффективных подходов к развитию физической культуры и спорта, к формированию здорового образа жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт на уроке физической культуры предполагает формирование личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий, в результате которых обучающийся обязательно должен достичь физического совершенствования, уметь применять знания и умения на базе освоения содержания предмета, быть мотивированным к здоровому образу жизни. Чтобы овладение двигательным действием на уроке физической культуры было эффективным, необходимо обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираясь на широкие и гибкие методы и средства обучения с разным уровнем двигательных и психических способностей [4, с. 85–87].
На уроке физической культуры педагог ставит перед собой следующие задачи: развивать познавательную активность учащихся, включать каждого ученика в учебный процесс, оптимально развивать все физические качества, повысить интерес к предмету, создать комфортную ситуацию на уроке.
Для достижения своей цели необходимо, чтобы обучающиеся были крепкими, здоровыми, мотивированными на свой результат достижений. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации. Он включает упражнения, определяющие уровень развития физических качеств, а также упражнения, которые формируют прикладные двигательные умения и навыки в туристическом походе, стрельбе, плавании, беге на лыжах [5, с. 96–98].
В комплексе ГТО огромное разнообразие легкоатлетических упражнений (бег на различные дистанции, кросс, два вида прыжка, метание снаряда на дальность). Почти все перечисленные виды двигательной деятельности содержатся в программе по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Успешное выполнение нормативов, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», во многом зависит от точного подбора и применения упражнений избирательно-направленного воздействия, включающих в работу определенные мышечные группы и системы организма, а также от построения физкультурно-спортивного занятия во внеурочное время в группах продленного дня, группах общей физической подготовки, учебно-тренировочных секциях по разным видам спорта [3].
На первом этапе происходит объяснение сути и порядка сдачи нормативов (тестов), смысла и содержания каждого из упражнений, техники выполнения, возможные ошибки при произведении двигательного действия. С целью самоконтроля целесообразно начать заполнение «Дневника ГТО», куда вносятся все результаты. Таким образом, каждый ученик ведет контроль за своей деятельностью. По окончании учебного периода эта информация дает возможность увидеть динамику физического развития отдельно взятого школьника. Сравнение результатов обучающихся превращается в настоящее соревнование. Анализируя результаты, отчетливо видим, какой уровень физической подготовленности имеет обучающийся. Такой вид работы позволяет корректировать деятельность каждого школьника [4; с. 49–51].
Для того чтобы повысить качество обучения, педагог предлагает ученикам сравнить результаты физической подготовленности с нормативами комплекса ГТО, что позволяет провести анализ измерений по каждому показателю.
Очень важно, когда учитель в своей работе учитывает возрастные особенности, использует дифференцированный подход.
Рассмотрим пример проведения урока, где осуществляется подготовка к сдаче норм ГТО. Для подготовки организма к предстоящей работе проводится разминка, включающая в себя разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие упражнения на месте и в движении.
На основном этапе урока обучающиеся решают поставленные задачи: выполняют упражнения, совершенствующие все физические качества (координационные способности, выносливость, гибкость, силу, быстроту). Обучающиеся делятся на группы по уровню физической подготовленности, таким образом, каждая  выполняет определённый вид деятельности на заданной станции по методу круговой тренировки. В каждом разделе учебной программы школьники сдают определенные нормативы, например, в разделе легкой атлетики школьники сдают бег, метание, прыжки в длину, в разделе гимнастики сдают тест на гибкость и так далее. Упражнения на каждой станции направлены не только на развитие собственно двигательных качеств, но и на формирование прикладных умений. Для этого используются такие упражнения, как подтягивание, отжимание, которые могут быть использованы школьниками в реальной жизни, тем более этот вид упражнений в разряде обязательных в нормативах комплекса ГТО. В процессе обучения педагог использует соревновательный метод, он способствует эмоциональному фону занятий, увеличивает интерес к уроку. Групповая форма проведения урока способствует сплочённости обучающихся, повышению их коммуникативных способностей, развитию воли, самоконтролю, дисциплинированности, сдержанности, взаимопомощи. Эта форма проведения урока обеспечивает высокую моторную плотность урока [4; с. 68–69].
В заключительной части проводится опрос, направленный на закрепление знаний по физической культуре и спорту, опрос по правилам различных соревнований, знаний истории спорта, истории ГТО. Это способствует не только восстановлению организма после проделанной работы, но и снятию эмоциональной нагрузки [4; с. 83].
Контроль усвоения знаний осуществляется преимущественно в устной форме (вопросно-ответная; диалог и монологическое высказывание).
Хорошая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивается созданием благоприятных условий за счет разнообразия видов деятельности, хорошего взаимопонимания между учениками. Форма проведения урока и эмоциональный настрой позволяют обучающимся на завершающем этапе самостоятельно сделать вывод, а также дать оценку своей деятельности.
Для анализа своей  профессиональной деятельности учитель два раза в год проводит мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся для того, чтобы выявить состояние физического здоровья школьников, разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся, проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, повысить интерес к физкультурно-спортивному комплексу «ГТО» [5; с. 111].
Комплекс ГТО – одно из средств, стимулирующих разностороннюю физическую подготовленность населения, является той формой, благодаря которой дети приобщаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Вовлекая молодое поколение в массовое физкультурное движение и открывая дорогу в большой спорт, тем самым вносит огромный вклад в развитие и укрепление здоровья [5; с. 63].
Таким образом, внедрение и реализация нормативов комплекса ГТО в общеобразовательных школах может послужить основой не только для благоприятного повышения общей физической подготовленности школьников, но и способствовать улучшению здоровья нации России. Без государственной системы тестирования физической подготовленности невозможно объективно управлять процессом физического воспитания населения. На возрождение комплекса ГТО ложится задача развития всей системы физического воспитания в стране, поскольку он является нормативной основой физического воспитания населения.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения 07.10.2018)
2. Полякова М.А. Статистическое исследование структурных изменений заболеваемости населения в России // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XXI международной студенческой научно-практической конференции № 10(21) [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(21).pdf (дата обращения: 07.10.2018)
3. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения 08.10.2018)
4. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. М. : Просвещение, 2016. 189 с.
5. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Об отношении различных групп населения Российской Федерации к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) (по результатам социологических исследований). М. : Советский спорт, 2015. 156 с.

THE COMPLEX TRP AS A MEANS OF IMPROVING PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS THROUGH THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE

© 2018

Unik E.M.,
physical education teacher
State budgetary educational institution Samara region secondary school №19 they. The Hero Of Russia Alexey Kirillin city of Syzran urban district of Syzran the Samara region (Russia)

Abstract: The Author considers the question of the influence of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" on the level of physical fitness of the younger generation.
Keywords: health; students; sports complex "TRP"; physical qualities; physical fitness; lesson; standards; motor action.