УДК 796
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
© 2018
Терентьева Т.В.,
учитель физической культуры
МБУ «Школы № 1» г. Тольятти Самарской области (Россия)
Аннотация: Статья освещает вопросы использования физической культуры в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Физическая культура даёт возможность ребёнку с ОВЗ сформировать качества, необходимые в любом виде деятельности; позволяет реализовать свои творческие способности в достижении результатов, порой превышающих результаты здоровых людей.
Ключевые слова: физическая культура; урок; учащиеся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированная программа.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.
Инклюзивное образование – это совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Это не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще, и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.
Детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение с детьми с ОВЗ позволит развить толерантность и ответственность, которые станут основой их будущей жизни.
В данном проекте рассмотрены проблемы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях образования на уроках физической культуры. Проанализированы проекты специального Федерального государственного образовательного стандарта для лиц с ОВЗ, характерные особенности обучения данной категории учащихся, их возрастные новообразования. Выявлена и обоснована необходимость формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ с целью выпуска учащихся из начальной школы более успешными, социализированными, самостоятельными, целеустремленными с учётом их психофизиологического развития. Сегодня перед системой общего образования стоит задача – обустройство новой практики работы с особыми детьми, которое позволит обеспечить доступность и качество обучения большему количеству обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Актуальность проблемы – это обучающиеся с отклонениями по состоянию здоровья, которые отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является физическая культура. Целью физической культуры является формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие [1; 2].
Регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни.
Объект: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ (задержка психического развития) на уроках физической культуры.
Предмет: урок физической культуры, как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: развитие личности обучающихся, его регулятивных и физических способностей.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.
2. Подобрать психологические диагностики для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья по оценке уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий.
3. Выявить особенности метода, способствующие формированию и развитию регулятивных способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья.
4. Проанализировать воздействие метода на формирование регулятивной компетентности.
Гипотеза педагогического проекта.
Посредством физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Использование ресурсов Интернета, медиотеки, спортивный инвентарь.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта |
Задачи |
Мероприятия |
Механизм реализации |
Ожидаемые результаты |
1. Теоретический |
Изучить теоретические и практические основы формирования познавательных универсальных учебных действий при помощи физической культуры. |
Изучение методических разработок и статей. |
Поиск литературы по данной теме в Интернете, в медиотеке, в библиотеке. http://gigabaza.ru/doc/170973.html |
Осознание актуальности, проблемы, цели и задачи предстоящей работы. |
2. Подготовительный (диагностический) |
Подобрать и провести психологические диагностики для учащихся младшего школьного возраста по оценке уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
|
Изучение медицинских карт, диагностические исследования (индивидуальное обследование ребенка, беседа), беседа с родителями. |
Поиск диагностик и проведение диагностик по определению уровня развития УУД.
|
1. Знаем уровень действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения). 2. Знаем уровень действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). 3. Знаем уровень действий по умению выделять и изображать существенные ориентиры действия. |
3. Практический |
Разработать этапы формируемые познавательные УУД у детей с ОВЗ в процессе работы на уроке. |
Знакомство с темой урока, коррекционные занятия с детьми (индивидуальные, парные). |
На этом этапе учащиеся с ОВЗ включаются в работу. |
Выполнение обучающимися с ОВЗ всех этапов урока.
|
4. Контрольно-оценочный
|
Определение сформированности познавательных УУД при помощи участия детей с ОВЗ на уроке. |
Тестирование. Анкетирование. |
Проанализировать воздействие использования метода на формирование познавательных УУД у младших школьников с ОВЗ. |
Систематическое применение метода способствует развитию УУД у школьников с ограниченными возможностями здоровья. |
Анкета учащихся на тему: «Физкультура, Спорт и Я »:
№ |
ВОПРОСЫ |
Ответ ДА |
Ответ НЕТ |
1 |
Совместимы ли для тебя спорт и вредные привычки? |
|
|
2 |
Нравится ли тебе урок физической культуры? |
|
|
3 |
Считаешь ли ты необходимость увеличения уроков физической культуры? |
|
|
4 |
Занимаешься ли ты спортом? |
|
|
5 |
Понимаешь ли ты необходимость активной двигательной деятельности? |
|
|
6 |
Выполняешь ли ты домашнее задание по физической культуре? |
|
|
7 |
Занимаются ли активной двигательной деятельностью твои родители? |
|
|
8 |
Интересны ли тебе спортивные телетрансляции крупных соревнований? |
|
|
9 |
Удовлетворен ли ты организацией спортивного досуга в нашей школе? |
|
|
Подводим сравнительный анализ положительных ответов в процентном соотношении (количество положительных ответов делим на количество опрошенных).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011. 190 с.
2. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М. : Просвещение, 2012. 64 с.
THE FORMATION OF THE REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS WITH DISABILITIES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY SCHOOL
© 2018
Terentyeva T.V.,
teacher of physical culture
MBU «School № 1» of Togliatti Samara region (Russia)
Abstract: The article highlights the use of physical culture in the education of children with disabilities. Physical culture enables a child with disabilities to form the qualities necessary in any kind of activity; allows you to realize your creativity in achieving results that exceed, sometimes, the results of healthy people.
Keywords: physical culture; lesson; students with disabilities; adapted program.