УДК 796.034.2

ПЛАВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЕ МАССОВОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ

© 2018

Ольшанский В.А.,
учитель физической культуры и ОБЖ
ГБОУ СОШ № 6 г.о Отрадный Самарской области (Россия)

Аннотация: Автор описывает в статье разработку занятий по плаванию, которые при правильном проведении предполагают повышение у детей функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение жизненной емкости легких. Плавание также положительно влияет на психическое состояние человека.
Ключевые слова: плавание; физкультурно-спортивное движение; двигательные умения и навыки; здоровый образ жизни.

Для достижения славы в спорте существуют специализированные школы олимпийского резерва. Современная школа сегодня – это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий.
Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей, решение которой ложится на школьную систему физического воспитания учащихся. Пожалуй, не найдется ни одного печатного или «говорящего» средства массовой информации, которое не сообщало бы о состоянии здоровья детей России.
По некоторым достоверным данным, детей с ослабленным здоровьем сейчас в школах около 90% от общего числа учащихся. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего, осанки. По данным медиков, около 20% обучающихся в школах имеют хронические заболевания, а оздоровление такой категории детей невозможно без тренировок и нагрузок на организм. Ежегодно растет число детей, освобожденных от уроков физической культуры по состоянию здоровья. Как разрешить эту проблему?
Исследования показывают, что путь становления двигательных умений и навыков, а с ними и достижение оздоравливающе эффекта от физической нагрузки требуют значительно большего времени, чем это предусмотрено учебным планом школьной программы.
Однако и здесь возникла проблема – отсутствие дополнительных залов, помещений для занятий спортом. Необходимо развивать систему дополнительного образования, чтобы были учтены интересы как можно большего количества учащихся, вводить альтернативные формы проведения уроков, в рамках сотрудничества использовать возможности спортивных сооружений города.
В качестве своего инновационного проекта мы представляем разработанный нами проект по плаванию, который при правильном проведении занятии предполагает повышение у детей функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение жизненной емкости легких. Плавание также положительно влияет на психическое состояние человека [1–3].
Основная идея проекта: реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.
Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом, и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Задачи:
1. Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием, к овладению жизненно необходимых навыков плавания.
2. Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
3. Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
4. Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
5. Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.
6. Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.
Описание проекта.
Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Действительно, практика показывает, что использование этого часа на занятиях перспективно, так как это полезно для здоровья, и формирует у ребят особый ментальный подход к своему самообразованию средствами воспитания волевых и моральных качеств юного спортсмена. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Во время проведения занятий у ребят формируется особый интерес, который при системе занятий вырабатывает особую мотивационную потребность, и они уже с удовольствием ходят на уроки, добиваясь определённых результатов, стремятся к более высоким вершинам.
Проект предусматривает:
1. Проведение мониторинга усвоения навыков плавания учащимися образовательных учреждений.
2. Организацию урочных, внеурочных, внеклассных мероприятий по плаванию.
3. Организацию физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий по плаванию на базах физкультурно-оздоровительных комплексов.
4. Координацию деятельности учителей физической культуры общеобразовательных школ по развитию плавания в городе.
Приоритетность данных направлений связана с тем, что намеченные мероприятия дают возможность привлечь учащихся образовательных учреждений к систематическим занятиям по плаванию, совершенствованию навыков плавания разными способами, обеспечить достойное выступление юных спортсменов на соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. М. : Просвещение, 1987. 25 с.
2. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. М. : 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002. 160 с.
3. Фирсов З.П. Плавание : Справочник. М. : «ФиС», 1976. 383 с.

SWIMMING AS A FORM OF DEVELOPMENT OF MASS PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MOVEMENT IN THE SCHOOL.

© 2018

Olshansky V.A.,
teacher of physical culture and OBZH
GBOU school №6 the city of Otradny, Samara region (Russia)

Abstract: The author shows in the article the development of swimming classes, which, if properly carried out, involve increasing the functionality of the cardiovascular system in children, strengthening the respiratory muscles, increasing the vital capacity of the lungs. Swimming also has a positive effect on the mental state of a person.
Keywords: swimming; sports movement; motor skills; healthy lifestyle.