УДК 796.035

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 8-10 ЛЕТ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Некрасов А.С.,
учитель физической культуры
МБУ «Лицей № 76» им. В.Н. Полякова, г. Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье представлен опыт по применению индивидуализированного подхода в тренировочном процессе. Данный подход способствует лучшей адаптации учащихся к физическим нагрузкам.
Ключевые слова: слабослышащие; адаптация; внеурочная деятельность; физическое воспитание.

Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха, так же как и слышащих детей, является составной частью воспитания. Физическое воспитание служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет физическое воспитание [1].
Рост спортивного мастерства требует расширения круга средств и методов подготовки, повышающих эффективность тренировочных занятий без значительного возрастания объема и интенсивности тренировочной работы, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена [2]. Совершенствование же мастерства велосипедистов, рост их спортивных результатов, как и в других видах спорта, достигается в основном за счет увеличения объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Однако адаптационные возможности организма не беспредельны. Именно поэтому мы порой наблюдаем срывы и травмы на тренировках и соревнованиях, особенно на этапе начальной подготовки. В силу этого все большую значимость приобретают проблемы поиска новых средств и эффективных методов тренировок по развитию скоростно-силовых способностей, особенно на этапах начальной подготовки в велосипедном спорте, когда закладывается основа для будущих спортивных достижений [3].
Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической культурой и спортом и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания, в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту [4].
Целью исследования было изучение особенности адаптации слабослышащих школьников, в возрасте 8–10 лет.
Гипотезой исследования предполагается, что учёт индивидуальных особенностей слабослышащих школьников способствует лучшей адаптации организма учащихся при занятиях адаптивной физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности адаптации слабослышащих школьников в возрасте 8–10 лет.
2. Выявить особенности методики тренировки, используемые для адаптации глухих и слабослышащих детей.
3. Разработать методические рекомендации для учителей школы-интерната глухих и слабослышащих детей для правильной оценки адаптационных показателей детей 8–10 лет.
Объект исследования: тренировочный процесс, направленный на улучшение адаптационных показателей слабослышащих детей 8–10 лет.
Предмет исследования: особенности методики тренировки используемой для адаптации слабослышащих детей.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, метод аппаратно-программного комплекса «Варикард».
Было определено, что вопросу адаптационных способностей у слабослышащих детей в возрасте 8–10 лет уделяется незначительное внимание.
Педагогическое наблюдение позволило нам осуществлять контроль за данными, которые были получены с помощью анализа вариабельности сердечного ритма, аппаратно-программного комплекса «Варикард».
В работе использовались тесты для измерения кондиционных способностей слабослышащих детей 8–10 лет:
1) тест для измерения выносливости. 12-минутный беговой тест Купера;
2) тест для измерения силовых способностей. Висы на согнутых и полусогнутых руках;
3) тест для измерения скоростных способностей. Бег на 30 метров на скорость преодоления дистанции (с высокого старта);
4) тест для измерения гибкости. Наклон туловища вперед из положения, сидя;
5) тест для оценки координационных способностей. Стойка на одной ноге.
Оценка результатов исследования проводилась путём сопоставления показателей со средней величиной, полученной путём распределения результатов на уровни.
Аппаратно-программным комплексом «Варикард» были определены следующие уровни:
– высокий – физиологическая норма;
– средний – донозологические состояния;
– низкий – срыв адаптации.
Второй этап эксперимента носил формирующий характер, при этом экспериментальная методика была включена в процесс подготовки слабослышащих детей 8–10 лет. Всего в исследовании приняли участие 14 школьников. В начале эксперимента занимающиеся были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Испытуемые контрольной группы осуществляли подготовку по традиционной программе.
Контрольно-педагогическое тестирование, проведенное в контрольной и экспериментальной группе до эксперимента, позволяет нам говорить о том, что уровень физической подготовленности контрольной группы являлся хорошим.
Контрольная группа продолжала заниматься по обычной программе тренировочного процесса слабослышащих детей 8–10 лет. А для экспериментальной группы в тренировочный процесс был добавлен комплекс ЛФК, ОФП, направленный на повышение адаптационных способностей детей 8–10 лет.
Оценкой функционального состояния слабослышащих школьников являлись характеристики кардиоресператорых показателей. В результате проведенного исследования нами установлено в ЭГ наиболее благоприятные показатели кардиоресператорых показателей. По нашему мнению, это обусловлено тем, что мы предложили корректировку физической нагрузки в тренировочном процессе. Так, результаты ЧСС: в ЭГ – 83,02±1,2, в КГ – 89,02±1,2. По показателям R-Rмс, после исследования в ЭГ – 715,9±28,6, а в КГ – 684,9±28,6. Показатели SI, стресс-индекс (индекс напряжения регуляторных систем) равен в ЭГ – 84,3±8,4, а в КГ – 134,3±12,4. По показателям суммарной мощности спектра ВСР (TP мс²), данные составили в экспериментальной группе – 2540,3±87, а у контрольной группы – 2040,3±87.
Отсюда следует, что кардиоресператорые показатели экспериментальной группы более благоприятны, чем у контрольной группы.
После исследования установлено, что в экспериментальной группе по тесту Купера среднее расстояние составило 2298 м+78,05, а в контрольной группе среднее расстояние составило 2251 м+90,57. В дальнейшем мы наблюдаем, что в экспериментальной группе по тесту вис на согнутых и полусогнутых руках, среднее время составило 54 с+5,95, в контрольной группе среднее время составило50,8 с+7,83.По следующему тесту мы наблюдаем следующие значения, в экспериментальной группе по тесту бег на 30 метров, среднее время составило 5,04 с+0,09, в контрольной группе 5,16 с+0,15.По тесту наклон туловища вперед из положения сидя, среднее значение в экспериментальной группе 12 см+1,57, а в контрольной группе 11,4 см + 1,43.В конце исследования в экспериментальной группе по тесту – стойка на одной ноге, среднее время составило 80 с+10,87, а у контрольной группы после эксперимента, результаты были таковыми: 77,2 с + 10,41.
Показатели кондиционных способностей у ЭГ в конце исследования находится на более высоком уровне, чем у КГ.
Сравнительный анализ между контрольной и экспериментальной группой, уровень изменения значений по параметрам исследования за период эксперимента, позволил определить эффективность методики ЛФК и ОФП, как способ повышения адаптационных способностей слабослышащих школьников.
В результате нашего исследования установлено, что, учитывая степень напряжения регуляторных систем, стабилизируются функциональные показатели слабослышащих школьников 8–10 лет, в тренировочном процессе, так в ЭГ наблюдается снижение напряжения функциональных характеристик в отличие от КГ. В исследовании установлено, что учет состояния регуляторных систем позволяет улучшить характеристики кондиционных способностей учащихся. В экспериментальной группе большинство результатов достоверны (p<0,05), в отличие от контрольной группы. Подтверждается, что моделирование физическими упражнениями в тренировочном процессе способствует улучшению двигательных способностей учащихся.
Таким образом, применение индивидуализированного подхода в тренировочном процессе способствует лучшей адаптации учащихся к физическим нагрузкам в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М. : Советский спорт, 2004. 304 с.
2. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. СПб., 2002, № 4 (12).
3. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. М. : Советский спорт, 2003. 145 с.
4. Янкевич И.Е., Зинчук Н.А. Повышение функциональной готовности к спортивной тренировке слабослышащих подростков // Астраханский медицинский журнал. 2012. № 1. С. 326–328.

FEATURES OF ADAPTATION OF HEARING-IMPAIRED PUPILS AT THE AGE OF 8-10 YEARS IN THE CLASSROOM FOR EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2018

Nekrasov A.S.,
рhysical education teacher
MBOU "School №76" for them. Wn. Polyakova, Togliatti (Russia)

Abstract: The article presents the experience of using an individualized approach in the training process. This approach contributes to better adaptation of students to physical activity.
Keywords: hearing impaired, adaptation, extracurricular activities, physical education.