УДК 371.398

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВОГО КЛУБА

© 2018

Матвеева Е.В.,
методист
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Спектр» г.о. Самара ( Россия)

Аннотация: Анализ практической деятельности, состояния системы физической подготовки обучающихся, ровно как и данные научных исследований, дают чёткое представление о том, что необходимо найти наиболее результативные формы и методы укрепления здоровья подрастающего поколения. Всё это свидетельствует об острой и требующей срочного решения проблеме – низкой физической подготовленности и физического развития учащихся. Благоприятные условия для повышения уровня физической подготовки у школьников в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, а именно в подростковых клубах по месту жительства.
Ключевые слова: дополнительное образование; подростковый клуб по месту жительства; форма организации работы клуба; повышение уровня физической подготовки.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования, включая подростковые клубы по месту жительства.
Подростковый клуб по месту жительства – центр организации целенаправленного процесса совместной, многопрофильной деятельности детей и подростков. Система работы подростковых клубов по месту жительства располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих и физических способностей обучающихся. Одним из наиболее важных направлений в работе таких клубов является физкультурно-спортивная деятельность, обеспечивающая здоровое и гармоничное развитие личности, и её эффективную самореализацию в обществе, что и является основной целью клубов, осуществляющих работу в области физкультуры и спорта. Соответственно, задачами данных клубов будут следующие:
– массовое привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом по месту жительства;
– осуществление спортивно-оздоровительной деятельности, в том числе спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки детей;
– осуществление тренировочной и соревновательной деятельности для обучающихся;
– формирование у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическое самосовершенствование и ведение здорового образа жизни;
– повышение уровня физической подготовленности;
– повышение общего уровня знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий;
– пропаганда комплекса ГТО, осуществление подготовки детей к выполнению установленных государственных нормативов ВФСК ГТО.
Для реализации целей и задач подростковый клуб в своей деятельности может использовать следующие формы организации работы:
- объединения, кружки, секции, имеющие физкультурно-спортивную направленность;
- тематические вечера; спортивные праздники, фестивали, эстафеты, беседы, семинары, консультации, а также соревнования, турниры, спартакиады и т. д.;
- совместные спортивные мероприятия с родителями;
- организация летних лагерей с дневным пребыванием;
- организация дворовых площадок.
Учебно-тренировочное занятие в объединении (секции) – основная форма организации учебного процесса в подростковом клубе. Данные занятия подразумевают достижение определенного спортивного результата, что связано с довольно высокими физическими нагрузками занимающихся, необходимостью совершенствования технических и тактических навыков. Для этого педагог оптимизирует физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, используя современные методики, позволяющие добиваться высоких результатов в короткие сроки.
Для контроля уровня физической подготовки обучающихся в подростковых клубах могут использоваться такие формы работы, как соревнования, турниры, спартакиады. Спортивное соревнование (турнир) – организованное действие или совокупность действий, направленных на достижение спортсменами спортивных результатов и выявление победителей и призеров соревнований. Проводится по различным видам спорта (спортивным дисциплинам). Спартакиада – это культурно-массовое мероприятие спортивного характера. Спартакиада в первую очередь должна развить у детей любовь к спорту и командный дух. Ее цель – не выявить сильнейшего, а сплотить команду [1]. Данные спортивные мероприятия планируются заранее и равномерно распределяются в течение учебного года. К числу учрежденческих мероприятий относятся: учебные соревнования внутри детских объединений, соревнования между командами разных детских объединений на приз клуба, а также разного рода товарищеские встречи и мастер-классы. Воспитанники клуба принимают активное участие в районных, городских и областных соревнованиях среди подростковых клубов по месту жительства.
Спортивный праздник (фестиваль) как форма организации работы в подростковом клубе – это приобщение детей к спорту, физическим упражнениям и тренировка духа соперничества. Спортивный праздник – это массовое мероприятие показательного и развлекательного характера, которое организуется и проводится с детьми разного возраста, а также с их родителями. Подобные мероприятия развивают в ребенке всестороннюю личность и приучают к активному здоровому образу жизни, позволяют детям развивать свои коммуникативные навыки в обществе, общаясь и помогая друг другу в различных ситуациях [1]. Применение в подростковом клубе такой формы работы, как совместные занятия спортом детей и родителей, создает и укрепляет в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач. Общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка. Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от данной формы работы бесспорен, но главное, – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений педагогов с родителями, родителей с родителями, родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников.
Большое внимание в клубе уделяется пропаганде физической культуры и спорта: это и социальные акции по профилактике вредных привычек, и беседы о здоровом образе жизни, правильном питании, и психологические тренинги и семинары, и встречи со знаменитыми спортсменами, и походы в спортивные музеи, на матчи и мастер-классы, которые приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.
В целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, для продолжения спортивного обучения и привлечения к систематическим занятиям физкультурой и спортом в подростковом клубе по месту жительства не прекращается спортивная жизнь и в период летних каникул. Летний лагерь с дневным пребыванием на базе подросткового клуба является как формой организации свободного времени детей, так и пространством для сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовки у школьников. Летний лагерь с дневным пребыванием можно считать особой формой работы подросткового клуба, направленной на развитие двигательных способностей и функциональных возможностей детей. Уникальность данной формы работы в том, что она включает в себя все вышеперечисленные виды деятельности клуба.
Организация и проведение дворовых площадок на базе клуба по месту жительства – еще одна особая форма работы по повышению уровня физической подготовки школьников. Дворовая площадка предполагает привлечение большого количества детей, развитие их двигательной активности, создание комфортного психологического климата и  обеспечение здоровьесберегающих условий. Подвижные игры на свежем воздухе включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют формированию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что наиболее благоприятные условия для повышения уровня физической подготовки у школьников в современной системе образования существуют не только в школе, но и в дополнительном образовании, а именно в клубах по месту жительства, так как последние находятся в среде ближайшего окружения детей и подростков и предоставляют спортивно-оздоровительные услуги на безвозмездной основе. Анализ практической деятельности позволяет утверждать, что использование разнообразных форм и методов обучения в совокупности с производящейся системной работой совершенствования физической подготовки обучающихся в клубе по месту жительства, приводит к росту мотивации школьников для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к физической культуре и спорту, и обеспечивает высокий уровень физической подготовленности обучающихся, в том числе и для выполнения нормативов ВФСК ГТО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний : учебное пособие. М. : Советский спорт. 2003. 196 с.

WAYS TO IMPROVE PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE WORK OF YOUTH CLUB

© 2018

Matveeva E.V.,
methodist
Municipal budgetary institution of additional education "center of children's creativity "Spectrum" of Samara city district, Samara (Russia)

Abstract: Analysis of practical activities, the state of the system of physical training of students, as well as research data, give a clear idea that it is necessary to find the most effective forms and methods of strengthening the health of the younger generation. All this indicates an acute and urgent problem-low physical fitness and physical development of students. Favorable conditions for improving the level of physical training of schoolchildren in the modern education system exist in additional education, namely in teenage clubs at the place of residence.
Keywords: additional education; teenage club at the place of residence; form of the organization of work of club; increase of level of physical preparation.