УДК 796/799

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

© 2018

Курбатов А.П.,
учитель физической культуры
ГБОУ ООШ с. Коноваловка (Россия)

Аннотация: Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
Ключевые слова: интеграция; интегрированный урок; мотивы, побудившие учителя использовать интегрированный урок; формы интегрирования.

Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями  их разрешения.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины [1].
К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
– при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
– при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
– при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
– при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
– при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
– при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Самое узкое место интегрированного урока – это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Чтобы интегрировать, то есть правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
– свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
– состав интегрирования, то есть совокупность объединяемых компо-нентов;
– ведущий системооообразующих и встомогательных компоненты;
– форму интегрирования;
– характер связей между соединяемым материалом;
– структуру (последовательность) расположения материала;
– методы и приёмы его предъявления;
– методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
– способы увеличения наглядности учебного материала;
– распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
– критерии оценивания эффективности урока;
– форму записи подготовленного урока;
– формы и виды контроля обученности учащихся на данном  уроке.
Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, то есть определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, то есть от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.
После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе учитель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.
Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые раз-ные. Наиболее часто встречаются в школьной практике следующие:
– связи происхождения;
– связи построения (при систематизации и обобщении знаний);
– связи управления.
Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащийся учится выявлять зависимости событий, фактов, явлений.
Связи управления чаще всего имеют место там, где идёт изучение спо-собов умственной и практической деятельности, которые могут быть перенесены из одного предмета в другой. Кроме того, связи управления возникают там, где используется знание одной науки для раскрытия смыслов овладения другой. Фактически речь идёт о функциях изучаемой науки в деятельности человека.
Ядром интеграции как процесса установления взаимодействия объек-тов интегрирования являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри блоков учебного материала, затем между блоками и уж потом в целом тематическом контексте урока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / под редакцией Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Поладье-ва. М.: АРКТИ, 2006. 296 с.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INTEGRATED LESSON

© 2018

Kurbatov A.P.,
teacher of physical culture
GBOU OOSH s. Konovalovka (Russia)

Abstract: According to the classification of trends in the development of educational technologies, integrated lesson refers to the group of technologies "education in life", which is a desire to move away from the school approach to education, extreme differentiation of subject learning and bring it into a natural organic connection with life.
Keywords: integration; integrated lesson; motives that prompted teachers to use integrated lesson; forms of integration.