УДК 796/799
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
© 2018
Карпова А.П.,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы (Россия)
Аннотация: В статье представлен опыт работы педагога по подготовке учащихся начальной школы к сдаче норм ГТО.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО); физическая подготовка; образовательные программы; инфраструктура организации; план работы школы.
На сегодняшний день у подрастающего поколения наблюдается печальная тенденция ухудшения физического и психологического здоровья, мышечная деградация, а также высокая подверженность инфекционным заболеваниям. Статистика показывает, что подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Ученые полагают, что это, в первую очередь, обусловлено технологическим развитием нашего государства, когда всё внимание уделено развитию техники, а человек остается без необходимой защиты. Многие знают об этом, однако, не могут или не хотят исправлять сложившуюся ситуацию: регулярными занятиями спортом охвачено не более 20% молодежи и 10% взрослого населения. Такие тревожные факты не может оставить без внимания наше государство. За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации, а с 1 сентября 2014 г. введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», сокращённо «ГТО» [1; 2]. Задача педагогов состоит в правильной физической подготовке учащихся к сдаче норм ГТО, так как комплекс полностью соответствует государственным требованиям к уровню физической подготовленности населения и содержит нормативы и рекомендации к недельному двигательному режиму.
Для того чтобы вовлечь учащихся в процесс сдачи норм ГТО, была использована информационная поддержка внедрения комплекса в школе. Проведены педагогические советы, школьные методические объединения, информационные акции, использованы интернет-ресурсы образовательной организации.
Учителями физической культуры были внесены изменения в образовательные программы, направленные на подготовку, включая самостоятельную подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО и организацию недельного двигательного режима. С целью привития навыков здорового образа жизни в образовательном учреждении учебный предмет «Физическая культура» реализуется в объеме 3 часов в неделю с 1 по 4 классы и с 10 по11 классы.
В рамках внеурочной деятельности и 3-го часа физической культуры, с целью воспитания устойчивого интереса и положительного эмоционально-ценностного отношения к спортивной деятельности в школе используются программы по следующим видам спорта: легкая атлетика, футбол, лыжная подготовка, волейбол, плавание, баскетбол, стрельба, общая физическая подготовка к выполнению норм ВФСК ГТО.
Также было проанализировано состояние материально-технической базы и спортивной инфраструктуры организации, приспособленных для проведения занятий по подготовке к выполнению норм комплекса ГТО, и организовано оснащение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с нормативными актами, регламентирующими внедрение комплекса ГТО.
Учителями физической культуры была оказана консультационная и методическая помощь желающим подготовиться к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО. Разработан план работы школы по созданию оптимальных условий по подготовке учащихся к выполнению испытаний.
ПЛАН РАБОТЫ ПОЭТАПНОГО ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОСИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение |
|||
11 |
Подготовка нормативно-правовой базы для внедрения и реализации комплекса ГТО в общеобразовательный процесс |
Август |
Директор ОО |
22 |
Ознакомление всех участников процесса с нормативно-правовой базой комплекса ГТО. Создание школьной комиссии по внедрению и реализации ВФСК ГТО в ОО |
Сентябрь |
Директор ОО |
33 |
Мониторинг материально-технической базы школы для подготовки учащихся к выполнению норм ГТО |
Ежегодно до 1 сентября |
Заместитель директора по хозяйственной части |
44 |
Повышение квалификации педагогов в области внедрения ВФСК ГТО |
В течение года |
Ответственный по ГТО |
55 |
Формирование системы стимулов для участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни школы, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО |
Ежегодно начиная с 1 сентября |
Директор ОО |
Информационное сопровождение и проведение информационно-разъяснительной PR-кампании комплекса ГТО |
|||
61 |
Создание в сети Интернет на официальном сайте ОО вкладки «ГТО» |
Август |
Администратор сайта ОО |
22 |
Оформление информационного стенда по ГТО |
Август |
Учителя физической культуры |
33 |
Информационное освещение мероприятий по реализации ВФСК ГТО на официальном сайте школы и по обеспечению присутствия информации в СМИ |
В течение года по итогам мероприятий |
Ответственный по ГТО Администратор сайта ОО |
Организация и проведение мероприятий по внедрению и реализации комплекса ГТО |
|||
11 |
Организация и проведение классных часов, разъяснительных бесед о ВФСК (ГТО), встреч с ветеранами спорта, работниками спортивных организаций, лекции специалистов в области физической культуры и спорта. |
В течение года. |
Ответственный по ГТО Классные руководители, Учителя физической культуры |
22 |
Организация и проведение еженедельных активных мероприятий (соревнования, состязания, подвижные игры) с учащимися. |
В течение года |
Учителя физической культуры, Классные руководители |
33 |
Организация и проведение конкурса рисунков (фотографий) среди 1-4 классов в образовательном учреждении: «ГТО шагает по стране» и конкурса презентаций, видео-роликов среди 5-11 классов в образовательном учреждении: «ГТО – путь к успеху!» |
Октябрь, ноябрь |
Заместитель директора по воспитательной работе |
44 |
Спортивно-массовое мероприятие «От знака ГТО к Олимпийской медали». |
Декабрь |
Учителя физической культуры |
55 |
Участие в соревнованиях и фестивалях комплекса ГТО различного уровня |
По положению |
Учителя физической культуры |
Мониторинговые процедуры, обеспечивающие внедрение и реализацию комплекса ГТО |
|||
11 |
Мониторинг учащихся, допущенных к выполнению норм ГТО по состоянию здоровья |
Сентябрь |
Медсестра |
22 |
Мониторинг физической подготовки, анализ полученных данных. |
2 раза в год Сентябрь, май |
Ответственный по ГТО, учителя физической культуры |
33 |
Мониторинг участия участников образовательного процесса в соревнованиях различного уровня |
В конце учебного года |
Ответственный по ГТО, учителя физической культуры |
Для подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО необходимо:
– добавить комплексы упражнений, направленные на подготовку к выполнению норм ВФСК ГТО и организацию недельного двигательного режима;
– воспитывать устойчивый интерес и положительные эмоционально-ценностные отношения к физкультурно- и спортивно-оздоровительной деятельности;
– формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт;
– осваивать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни, о возникновении и развитии ГТО.
В результате ученик должен: знать/понимать:
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, о возникновении и развитии ГТО.
Выпускник должен уметь:
– выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
– выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, в том числе связанных с подготовкой к выполнению норм комплекса ГТО;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, соблюдать требования к недельному двигательному режиму.
Также необходимо, чтобы каждый школьник, правильно и единообразно понимали всю последовательность действий от подачи заявки до получения знака отличия ГТО. Необходимо донести до обучающихся важность внедрения комплекса ГТО, его цели и задачи, структуру, возрастные ступени и виды испытаний, их назначение, а также порядок выполнения испытаний и получения знаков отличия, удостоверений к ним и, конечно, привилегий за соответствие золотому знаку. Сделать это можно с помощью усиленной пропаганды.
Распространяемая пропагандистская информация должна обладать способностью легко и быстро усваиваться. Необходимо разработать и проводить четкую информационную политику, способную, с одной стороны, возродить у учащихся желание быть здоровыми, а с другой, – создать стереотип, что физически и интеллектуально развитый человек является конкурентно привлекательным и успешным в современном обществе. Работу по пропаганде и популяризации выполнения испытаний и нормативов комплекса ГТО необходимо выстраивать системно и повсеместно на качественно высоком уровне.
Кроме того, важное место в развитии внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Минобрнауки России отводит созданию школьных спортивных клубов. Целями их являются:
– пропаганда здорового образа жизни, комплекса ВФСК ГТО;
– привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, общефизической подготовке;
– проведение физкультурных и спортивных мероприятий;
– подготовка к участию школьных команд в официальных соревнованиях различного уровня.
– подготовка к выполнению норм комплекса ГТО.
В заключение следует сказать, что предлагаемые материалы позволят проявить инициативу и активность всем участникам образовательного процесса, принять участие в ответственной и почетной работе по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Благодаря данной подготовке в ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы отмечаются хорошие результаты.
Сегодня перед школой стоит серьезная задача: подготовка здорового, физически развитого выпускника, вооруженного практико-ориентированными знаниями и сформированной потребностью в здоровом образе жизни. А нормативы и рекомендации к недельному двигательному режиму, которые предоставляет ГТО, способствуют сохранению, укреплению, развитию физического и духовно-нравственного здоровья. Именно поэтому необходимо уделять такое пристальное внимание подготовке учащихся к сдаче норм ГТО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балушвили A.A. О подготовке к сдаче норм комплекса ГТО в группах здоровья // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции по Всесоюзному физкультурному комплексу «Готов к труду и обороне СССР». M., I974, C. 131–132.
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров. М. : Советский спорт, 2014. 60 с.
PECULIARITIES OF TRAINING OF PUPILS FOR CHARGE NORMS
© 2018
Karpovа A.P.,
the teacher of physical culture
GBOU SOSH number 2 "OC" with. Kinel-Cherkasy (Russia)
Abstract: The article presents the experience of the teacher in preparing primary school students for the delivery of the TRP standards.
Keywords: All-Russian physical training and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP); physical training; educational programs; infrastructure of the organization; school work plan.