УДК 378:796

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

© 2018

Жаркова С.Ю.,
преподаватель физической культуры
МБУ «Лицей № 67» г. Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается возможность мотивации школьников к формированию здорового образа жизни через различные педагогические технологии.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; образовательные технологии; мотивация; школьник; учащийся; методика; физическая культура; педагогическое воздействие; потребность; диагностика; анкетирование.

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющие вести здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.
Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек [1; 2].
Учащиеся, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период каникул, более благополучно для своего здоровья проходят эти сложности школьной жизни. У учащихся, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Этой группе школьников в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в труде, требующем постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль [3].
При формировании здорового образа жизни личности необходимо обеспечить сбалансированную систему педагогического воздействия на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность. Интенсивность формирования здорового образа жизни личности будет возрастать по мере повышения ценностных ориентаций, обогащения опытом, получения информации о физических и духовных достижениях [2].
Исследование некоторых составляющих ЗОЖ показало, что динамика отношений к нему неуклонно идет вниз. Во-первых, у большинства школьников отсутствует положительный опыт занятий физической культурой. Во-вторых, очень низкий уровень знаний теории и методики физической культуры. В-третьих, не воспитана потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, самосовершенствовании и самовоспитании. В-четвертых, отсутствует чувство личной ответственности за недостаточный багаж двигательных умений и навыков, низкие физические кондиции.
В связи с этим необходимы наиболее эффективные формы и методы формирования ЗОЖ подрастающей молодежи путем совершенствования системы физического воспитания, различных способов ее модернизации, интенсификации, оптимизации. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая [4].
Необходимо усилить образовательную направленность физической культуры с целью информирования школьников о ЗОЖ; использовать разнообразные формы и методы, способствующие приобщению учащихся к ЗОЖ и совершенствованию организационно-педагогической деятельности преподавателя. Учебный материал о ЗОЖ может быть представлен посредством взаимодействия педагога и школьника и осуществляться в виде специализированного курса лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, посвященных основам здорового образа жизни. В теоретической части спецкурса дать определения основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие здорового образа жизни», значение для здоровья занятий физической культурой, понимание их содержания и осознание значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека [4].
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на подгруппы. Одна из них – это учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками.
Использование теоретического курса усиливает образовательную направленность физической культуры, информирует студентов о ЗОЖ, формирует убежденность в необходимости посещения занятий по физической культуре, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Использование разнообразных форм и методов активности на занятиях по физической культуре способствует приобщению учащихся к ЗОЖ, формирует их заинтересованность в двигательной активности. Например, проведение диагностики здорового образа жизни подрастающей молодежи на основе применения анкетирования является одним из наиболее информативных способов опроса, осуществляемого путем непосредственного общения социолога и респондента. Школьники могут самостоятельно подсчитать количество очков и сделать соответствующий вывод [4; 5].
Использование технологий формирования здорового образа жизни позволяет задействовать такие базовые характеристики личности школьника, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьников смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни. Диагностика позволяет повысить мотивацию к занятиям физической культурой, а, следовательно, формирует у учащихся здоровый образ жизни.
Развитие физической культуры и спорта среди школьников является одним из наиболее важных факторов формирования у молодого поколения установок на здоровый образ жизни. Необходима дальнейшая разработка новых эффективных форм привлечения молодежи к занятиям различными видами спорта; консолидация усилий всех физкультурно-педагогических кадров, работающих в системе образования, на решение задач формирования у молодежи потребности в занятиях спортом; совершенствование системы проведения спортивно-массовых мероприятий, не требующих больших финансовых вложений. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать работников культуры, здравоохранения и других лиц, пользующихся авторитетом среди молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герасимова И.А. Формирование физической культуры и здорового образа жизни школьников на основе их личностной самооценки. М., 2000.
2. Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ школьника // Теория и практика физической культуры. 2005. № 6.
3. Марчук С.А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2005. № 6.
4. Паначев В.Д. Исследование факторов ЗОЖ школьников // Социологические исследования. 2004. № 11.
5. Бородюк Т.М., Маленко Н.Д. и др. О методологических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни населения // Гигиена и санитария. 1991.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF THE STUDENT

© 2018

Zharkov S.Yu.,
teacher of physical education
MBOU "School №67" Tolyatti (Russia)

Abstract: The article considers the possibility of motivating students to form a healthy lifestyle through various pedagogical technologies.
Keywords: healthy lifestyle, educational technologies, motivation, schoolboy, student, methodology, physical culture, pedagogical influence, need, diagnostics, questionnaire.