УДК 7967012.68

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

© 2018

Ермилин В.Г.,
учитель физической культуры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Аннотация: В данной статье показано отношение учеников к уроку физкультуры  и предпринята попытка показать учителям физической культуры, как наряду с профессиональными формами обучения можно применять более простые, доходчивые формы и средства обучения.
Ключевые слова: физическая культура;  психическая основа интереса; мотивация на уроке; двигательная активность.

Физическая культура сознания – это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.
Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается, и работается с огоньком; это  здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.
Требования к современному учителю высокие. Учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми методами на отжившем свой век оборудовании. Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка. Много, очень много проблем у современного учителя физкультуры. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям. Настоящий педагог каждое утро идет к детям как на праздник, с запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств. Проблемой, выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей. Отсюда берут начало многие болезни, отсюда идут многие беды школьной физкультуры. Далеко не все нынешние школьники достаточно физически развиты, не все готовы вступать в единоборство со своими сверстниками.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с мотивами и интересами школьников к уроку физической культуры.
Задачи работы:
– установить технологию развития мотивационных основ к урокам физической культуры;
– выявить отношение учащихся к урокам физической культуры в школе;
– определить основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательном учреждении;
– научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений;
– знать свой организм
Вот задачи современных уроков физкультуры. От этого зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.
В настоящее время при проведении исследований стало понятно, что школа в лице учителя физкультуры перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время [1; 2; 3]. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от личности учителя физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время. За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по физическому воспитанию, нормативной базы, материально-технической базы физического воспитания в школе. Однако очень мало исследований, которые были бы посвящены выяснению вопроса о том, как сами ученики относятся к процессу физического воспитания. В связи с этим часть нашей работы мы посвятили этой теме.
В исследовании приняли участие 1219 школьников 5-11 классов, обучающихся в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельского г.о. Кинель. Был использован метод анкетирования. Выборка была случайной, но была стратифицированной по возрасту и полу.
Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой вопрос: "Нравятся ли тебе уроки физкультуры?" Почти 90% ответили "да". В этом нет ничего удивительного, так как урок физкультуры отличается от общеобразовательного эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.
Интерес к уроку физкультуры мы выясняли через другой вопрос: "Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?". Результаты ответов представлены в таблице 1. Оказалось, что не пропускают никогда только 27,3 ± 1,81% мальчиков и 3,6 ± 0,68% девочек. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических особенностей их организма, вот посещение уроков физкультуры мальчиками, скорее всего, связано с их интересом и отношением к этому предмету. Это проявилось в ответе "стараюсь не пропускать" – 25,3 ± 1,78%, что может свидетельствовать о том, что они хотели быть объективны и единичные пропуски связывали с болезнью или другими важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, таких школьников в наших исследованиях 52,6 ± 2,05%. С долей вероятности 95,45% можно утверждать, что от 48,5 до 56,7% достаточно регулярно посещают уроки физкультуры, однако в 5-м классе это количество больше – 68,5 ± 4,6%, в 6-м уже 51,2 ± 5%, в 7-м только 41,7 ± 4,9%, в 8-м – 48,8 ± 4,95%, в 9-м – 40,9 ± 4%, а в 10-м и 11-м начинает увеличиваться соответственно 67,2 ± 4,7% и 62,1 ± 4,84% (рисунок 1). Регулярность посещения уроков физкультуры не всегда может быть связана с устойчивым интересом школьника к уроку физкультуры, но и с выполнением обязанности его посещать, чтобы избежать порицания со стороны взрослых. Наибольшую "добросовестность" поэтому проявляют пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив – избежать низкой оценки по физкультуре, чтобы не портить общий балл аттестата. Вероятность этих причин, заставляющих мальчиков посещать уроки физкультуры весьма велика, т.к. они затем высказывают, что им не нравится на уроках физкультуры.
У 30,7 ± 1,89% девочек есть желание не пропускать уроки физкультуры. "Иногда" пропускают уроки 40,7 ± 2% девочек, причем такой ответ дали 52 ± 4,95% девочек в 5-м классе, в 6-м уже только 34,1 ± 4,74%, в 7-м - 31,9 ± 4,7%, в 8-м и 9-м классах их количество увеличивается соответственно - 53,7 ± 4,96% и 53,5 ± 4,97%, а в 10 и 11-м уменьшается почти в 2 раза и составляет соответственно – 28,7 ± 4,48% и 29,1 ± 4,52%. Безразличное отношение к урокам физкультуры, а может быть и полное неудовлетворение ими проявляется в ответе "пропускаю уроки ФК регулярно". Так ответили 3,5% мальчиков и 6,3% девочек. В наибольшей степени регулярно пропускают уроки ФК девочки в 10-м и 11-м классах (7,4 ± 3% и 13,5 ± 3,4% соответственно).
Обращает на себя внимание количество освобожденных от уроков физкультуры по болезни. Из 584 мальчиков – 10,6% и из 635 девочек – 18,7%
Таким образом, можно заключить, что больше половины школьников не испытывают устойчивого интереса к урокам физкультуры.
Что не устраивает школьников на уроках физкультуры.
Учащиеся 5–7 классов назвали достаточно много замечаний, которые касаются методики проведения занятий, программного содержания и самой организации учебного процесса. 23,3 ± 1,72% девочек указали, что их не устраивают большие физические нагрузки на занятии. В старших классах (9–11- х) об этом говорят уже соответственно 25,8 ± 4,33%, 26,8 ± 4,4% и 23,9 ± 4,18% школьников.
Однако неудовлетворение физической нагрузкой как завышенной, так и заниженной на уроках физкультуры почти у 25% учеников свидетельствует о неадекватности физических нагрузок физическим возможностям школьников, а также о том, что на уроках не осуществляется дифференцированный подход к учащимся.
Большинство занимающихся не удовлетворены содержанием занятий: 22,6 ± 1,86% мальчиков и 32,4 ± 1,91% девочек указывают на то, что отсутствуют упражнения, которые нравятся. Начиная с 6-х классов, школьники начинают достаточно уверенно ориентироваться в своих интересах и понимать, чего они хотят. Об этом свидетельствует и ответ, что их не устраивает направленность занятий (8,9% мальчиков и 8,3% девочек), недостаточно соревновательных моментов на уроке (14,4% мальчиков и 5,2% девочек). Констатируют, что на уроках физкультуры неинтересно 16,6 ± 1,6% мальчиков и 22,8 ± 1,68% девочек. Девочкам в большей степени неинтересно становится с 7-го класса (43,5 ± 4,9%), к 11-му классу об этом говорят 25 ± 4,33%. Мальчики указывают на это в большей степени в 9-11-х классах (около 20%).
Вывод: Таким образом, нами выяснено, что школьники в основной массе сознательно относятся к урокам физкультуры и могут достаточно определенно указать на их недостатки. Основные замечания, высказанные школьниками, позволяют сделать следующие выводы: недостаточно реализуется дифференцированный подход на уроках ФК, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%); не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений.
Необходимо мотивировать учащихся на развитие таких качеств, как :дружелюбие, готовность к дружбе, поиск друзей; доброжелательность, добрая воля; уважение к соперникам, судьям, зрителям; честность, добродетельность, порядочность, правдивость, искренность; благородство, великодушие; взаимопонимание с судьями из других стран и народов.
Эффективность физического воспитания детей значительно повысится, если его акцент будет приходиться на более благоприятные периоды естественного ускоренного развития двигательной системы ребенка. Когда проявляются достаточно большие резервные возможности для его физического совершенствования без ущерба для здоровья. Пути мотивации деятельности учащихся на уроках физкультуры: от принуждения – к желанию заниматься; убеждение учащихся в необходимости самостоятельно заниматься физкультурой и спортом.
Физические нагрузки школьников любого возраста должны быть только оптимального уровня, без максимальных напряжений. Максимальная физическая нагрузка не дает эффекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. М. : Логос, 2004.
2. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. Липецк : ЛГУ, 2003.
3. Нечаев А.П. Психология физической культуры. М. : ИНФРА-М, 2004.

WHAT SHOULD BE THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE OF TODAY AND TOMORROW

© 2018

Ermilin V.G.,
teacher of physical culture
State budget educational institution of the Samara region secondary school № 2 with in-depth study of individual subjects p. G. T. Ust-kinelsky urban district Kinel of the Samara region (Russia)

Abstract: This article shows the attitude of the students towards physical education lesson and attempts to show the physical education teachers, along with professional forms of training you can apply a more simple, easy to understand forms and means of teaching.
Keywords: physical culture; mental basis of interest; motivation in the classroom; motor activity.