УДК 796

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ РЕЖИМУ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© 2018

Дроботов С.А.,
учитель физической культуры
МБУ «Школа № 31» г.о. Тольятти Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье представлены педагогические условия оптимизации процесса адаптации школьников первого года обучения к школьному режиму. На основе экспериментальной работы выявлены общие и частные педагогические условия, способствующие эффективности процесса адаптации.
Ключевые слова: адаптация; процесс адаптации; проблемы адаптации.

В последние десятилетия значение физической культуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения не только повышают общий тонус, но и активируют защитные силы организма [1].
Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников [2; 3; 4].
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физическом плане [2].
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде [5].
Проблема адаптации детей является актуальной, поэтому цель нашей работы заключается в разработке комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для успешной адаптации первоклассников к школьному режиму.
Задачи:
1. Выявить проблемы адаптации первоклассников к школьному режиму по данным литературы.
2. Разработать комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий для адаптации первоклассников.
3. Проверить на практике эффективность разработанного комплекса.
Средства адаптации.
Гимнастика до занятий – это ежедневно выполняемый комплекс несложных физических упражнений, который обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности организма.
В первом классе рекомендуется проводить по 2-3 физкультминутки на каждом уроке.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Виды физкультминуток:
а) упражнения для снятия общего или локального утомления;
б) упражнения для кистей рук;
в) гимнастика для глаз;
г) упражнения для профилактики плоскостопия;
д) дыхательная гимнастика.
Подвижные перемены.
Игра – важнейший вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу.
Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение, включившие изучение и анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое обследование учебного процесса, включившее педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование уровня здоровья, психологические тесты.
3. Разработка и внедрение недельного комплекса фикультурно-оздоровительных мероприятий для учащихся 1х классов
4. Методы математической статистики.
Суть эксперимента: новый разработанный комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающий гимнастику до занятий, физкультминутки, подвижные перемены, применялся в школьном режиме экспериментальной группы. Эксперимент длился 2 месяца.
С 1.09.2017 по 1.10.2017 был проведен эксперимент, заключающийся в непосредственной апробации комплекса.
В ноябре 2017 г. проводился анализ полученных результатов после апробации комплекса.
Результаты.
Наблюдалась разница между показателями уровня здоровья в экспериментальной и контрольной группах.
Анализ результатов говорит о том, что разработанный нами комплекс положительно повлиял на повышение уровня здоровья в экспериментальной группе.
ВЫВОДЫ:
1. В исследованиях выявлено, что школьники экспериментальной и контрольной групп в начале 1 четверти имели хороший уровень здоровья и психологического развития, что соответствует уровню данного возраста.
2. Для более эффективной адаптации детей к школьному режиму необходимо применять комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающий: гимнастику до занятий, физкультминутки, подвижные перемены.
3. Результаты показали, что дети экспериментальной группы легче адаптировались к школьному режиму, чем дети контрольной группы. Это свидетельствует о том, что включение в школьный режим разработанного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий способствует более успешной адаптации к школьному режиму.
4. Результаты проведенного исследования на основе разработанного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий свидетельствуют об его эффективности и дают перспективу для дальнейшего поиска в этом направлении.
Практические рекомендации:
1. Процесс адаптации проходит в течении 7-8 недель, поэтому комплексы физкультурно-оздоровительных мероприятий рекомендуем применять в течение 1 четверти.
2. Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий рекомендуем менять каждую неделю.
3. Игры и упражнения, входящие в комплекс, необходимо подбирать с учетом тематики уроков.
4. В комплексе рекомендуем применять различные виды физкультминуток. Так как разработанные нами комплексы физкультурно-оздоровительныхмероприятий благотворно влияют на физическое здоровье детей, мы рекомендуем применять их не только в период адаптации, то есть 7-8 недель, но и в течение года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Касаткина В.И. Школа здоровья. 1994. № 1.
2. Ананьев Н.А., Ямпольская Ю.А. Школа здоровья. Здоровье и развитие современных школьников. 2000. С. 21–25.
3. Богданова Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. М. : Физкультура и спорт, 1989. С. 38–55.
4. Бородкина Г.В. Начальная школа. 2002. № 5. С. 4–10.
5. Безруких М.М., Ефимов С.П. Ребенок идет в школу. М. : Академия, 1998. С. 71–137.

ADAPTATION OF THE FIRST GRADER TO SCHOOL MODE THROUGH PHYSICAL EDUCATION

© 2018

Drobotov S.A.,
teacher of physical culture
MBU "School № 31" Togliatti, Samara region (Russia)

Abstract: The article presents pedagogical conditions for optimizing the process of adaptation of first-year students to the school regime. On the basis of experimental work the General and particular pedagogical conditions promoting efficiency of process of adaptation are revealed.
Keywords: adaptation; process of adaptation; problems of adaptation.