УДК 531, 53, 796.81, 796.82

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕДИНОБОРСТВ

© 2018

Доненко И.Л.,
студент 2 курса магистратуры
кафедра теоретической физики и физики твердого тела физико-технического института, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Крым (Россия)
Доненко А.В.,
учитель физики и математики
МБОУ «Ореховская средняя школа», Крым (Россия)
Доненко Л.Н.,
учитель физики и информатики
МБОУ «Новофедоровская школа-лицей», Крым (Россия)

Аннотация: Метапредметные связи физики и физической культуры очень явно прослеживаются при изучении тем механики. В частности, при проведении тренировок по восточным единоборствам.
Ключевые слова: единоборство; физика; тренировки, метапредметные связи; бинарный урок, борьба.

Современные тренировки по рукопашным единоборствам уже давно вышли за рамки физвоспитания. Современная борьба, самбо, дзюдо – это совокупность знаний по химии, физике, биологии и физиологии человека.
В данной работе представлен вариант совместного изучения и применения законов физики при выполнении приемов во время тренировок.
На рисунке 1 представлен прием «рычаг»:

15

Рисунок 1. Этапы приема «рычаг» или «ключ»: а) захват; б) переворот; в) удержание на лопатках.

Принцип работы данного приема исходит из закона сохранения энергии [1, с. 134], что мы применяем на тренировках по рукопашным единоборствам [1, с. 134] и во время уроков физики (бинарные урок по физике и физической культуре), чтобы рычаг переместился на нужное расстояние ∆h1 требуется совершить[1] силе F1 груза (действующая с его стороны) работу:
A1=F1 ∆h1 ,                                                                                                       (1)
Где A1 – это работа, F1-сила действующая со стороны груза, ∆h1-нужное расстояние.
А со стороны рычага требуется приложить:
A2=F2 ∆h2,                                                                                                        (2)
Где A2 – это работа, F2-сила воздействующая на рычаг, ∆h2-нужное расстояние [1, с. 136].
Как видно из данного объяснения, чтобы соперник, который попал в захват на «ключ» (рисунок 1а), перевернулся на лопатки (рисунок 1в) ему требуется самому наклонить шею и поддаться на поворот (рисунок 1б).
Расстояние ∆h, на которое проворачивается борец, – это рывок происходящий от воздействия внешних сил.
Таким образом, на примере данного приема можно увидеть, что силу противника нужно уметь применить против него. Если бы борец не «захотел» сам провернуться F1 под воздействием своей силы, то второй борец, который взял его на захват, этого бы никогда не сделал из-за компенсирующей силы Fк. Чтобы тебя не перевернули в данном случае, не всегда требуется максимальное сопротивление захвату, самое главное – это удержать шею и не дать ее согнуть под воздействием силы второго борца.
В данной работе мы рассмотрели один из вариантов тренировки и обучения физическому воспитанию. Таким образом происходит общее восприятие материала у обучающихся и тренирующихся учеников, они понимают где и как можно применить законы физики, в частности механики.
Детальное изучение физики позволяет борцам сбивать соперников с ног при неправильном распределении центра тяжести, что также является основой восточных единоборств. Данная тема актуальна при реализации бинарных уроков и метапредметных связей физики и физической культуры для образовательных учреждений и спортивных секций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Доненко А.В., Доненко Л.Н., Доненко И.Л. Объяснение законов механики с помощью игрушек. Тамбов, ТГТУ, 2017.

INTERDISCIPLINARY CONNECTION PHYSICAL EDUCATION AND PHYSICS ON THE EXAMPLE OF MARTIAL ARTS

© 2018

Donenko I.L.,
2-nd year student of magistracy
Department of theoretical physics and solid state physics, physical-technical Institute, Federal STATE Autonomous educational institution "Kazan Federal University im. V.I. Vernadsky", Crimea (Russia)
Donenko A.V.,
teacher of physics and mathematics
mbou "Orekhovskaya secondary school", Crimea (Russia)
Donenko L.N.,
teacher of physics and Informatics
MOU "Novofedorovka school-Lyceum", Crimea (Russia)

Abstract: Interdisciplinary connections of physics and physical education very clearly shown by a study of the mechanics. In particular, when carrying out trainings on East single combats.
Keywords: martial arts; physics; training, metasubject communication; binary lesson, struggle