УДК 373.3
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ»
© 2018
Данилова О.А.,
учитель физической культуры
МБУ «Школа № 90» г.о. Тольятти Самарской области (Россия)
Аннотация: Данный материал будет полезен для заместителей директора по воспитательной работе, учителей физической культуры. Предназначен для учащихся 1-4 классов. Материал в учебно-воспитательном процессе можно применять для создания единого здоровьесберегающего пространства «школа – семья».
Ключевые слова: начальная школа; проект; физическая культура; воспитательная работа.
Педагогам и родителям в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья необходимо сотрудничество. Семья совместно со школой является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни в соответствии с реализацией п. 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, а также Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Социальный проект «Здоровая семья» проводится в целях привлечения внимания к вопросу формирования в обществе положительного статуса семьи, повышения воспитательного и образовательного потенциала семьи, создания условий для выполнения семьёй роли основного института социализации подрастающего поколения; улучшения качества семейного воспитания, образования и досуга; усиления ответственности за сохранение и укрепление здоровья [1; 2].
Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства «школа – семья», формирование потребности учащихся и родителей в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительную работу школы.
Задачи проекта:
– создание здоровьсберегающей среды для реализации проекта;
– расширение и обогащение знаний и представлений о здоровом образе жизни учащихся и их родителей (законных представителей);
– развитие эмоционально-положительного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
– привлечение учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) к физкультурно-оздоровительным мероприятиям школы и города;
– выявление и поддержка талантливого потенциала семей, возрождение и сохранение семейных ценностей, реализация их творческого потенциала и возможности популяризации накопленного опыта.
Срок реализации проекта – 1 год.
1 этап: теоретико-проектировочный (создание инициативно-творческой рабочей группы; подборка мероприятий; информационное сопровождение).
2 этап: практический (реализация проекта).
3 этап: рефлексивно-обобщающий (подведение итогов, награждение).
Перечень участников проекта:
1) учащиеся 1–4 классов;
2) родители (законные представители);
3) педагогический состав школы;
4) социальные педагоги;
5) педагоги-психологи;
6) социальные партнеры.
Ожидаемые результаты:
– сформированность представлений о здоровом образе жизни у учащихся;
– снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
– сформированность ответственности за свое здоровье у детей и их родителей (законных представителей);
– сформированность гигиенической культуры и культуры рационального питания у детей и их родителей (законных представителей);
– заинтересованность родителей (законных представителей) в организации работы по оздоровлению детей в семье и школе и их активной помощи;
– внедрение практики инклюзивного образования в работу проекта;
– сформированность навыков взаимодействия педагогов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
– заинтересованность учащихся быть похожими на родителей и педагогов, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
План реализации проекта (таблица 1)
В ходе реализации проекта возможна корректировка событий по срокам исполнения и мероприятиям.
Таблица 1. План реализации проекта
№ п/п |
Направление деятельности |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Проводящие |
Первый этап: теоретико-проектировочный |
||||
1 |
Проведение проблемно-ориентированного анализа. Проведение диагностических мероприятий (тестирование, анкетирование, опрос и др.) |
1. Педагогический совет (анонсирование проекта). 2. Рабочие совещания разработчиков проекта. 3. Создание инициативно-творческой рабочей группы. |
Август-сентябрь |
Администрация школы |
2 |
Разработка проекта |
Подбор мероприятий |
Сентябрь |
Инициативно-творческая группа |
3 |
Информационное сопровождение |
Создание раздела на сайте школы |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР |
Второй этап: практический |
||||
№п/п |
Задачи |
Мероприятие |
Сроки реализации |
Ответственные |
1 |
Ознакомление с программой социального проекта «Здоровая семья» |
Родительское собрание «Быть здоровыми хотим» |
Сентябрь |
Инициативно-творческая группа |
2 |
Выполнение нормативов на знаки ГТО |
Выполнение нормативов ГТО |
В течение года |
Инициативно-творческая группа |
|
Повышение уровня толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. |
Цикл консультаций «Добро живет рядом» |
В течение года |
Специалисты реабилитационного центра |
3 |
Развитие творческих способностей учащихся и их родителей |
Конкурс семейных рисунков «Здоровая семья» |
Октябрь |
Инициативно-творческая группа |
4 |
Реализация преемственности детского сада и школы |
Совместное спортивное мероприятие для семей детского сада и школы «Семейные старты» |
Октябрь |
Инициативно-творческая группа |
5 |
Ознакомление с семейным опытом воспитания учащихся привычек здорового образа жизни |
Семинар «Семейная кладовая» |
Ноябрь |
Инициативно-творческая группа |
6 |
Развитие творческих способностей учащихся и их родителей, выявление лучшей семейной команды |
Спортивный праздник «Спортландия» (соревнования по дартс, мини-гольфу, футболу, баскетболу, эстафеты, виктрины по ЗОЖ, ПДД, творческие конкурсы) |
Декабрь |
Инициативно-творческая группа |
7 |
Развитие творческого потенциала семей |
Конкурс семейных стенгазет «Как мы провели зимние каникулы» |
Январь |
Инициативно-творческая группа |
8 |
Формирование позитивного образа физически и психически здорового ребенка |
Консультация «Особенности физического и психического развития детей младшего школьного возраста» |
Февраль |
Педагоги ТГУ |
9 |
Выявление лучшей семейной команды |
Конкурс презентаций «Мир моей семьи» |
Март |
Инициативно-творческая группа |
10 |
Активизация деятельности родителей в работе родительских комитетов |
Городская акция «Родитель Тольятти» |
Апрель |
Инициативно-творческая группа Городское родительское собрание, МБОУ ДО «Диалог». |
11 |
Выявление лучшей семейной команды |
Соревнования «Русские шашки» |
Апрель |
Инициативно-творческая группа |
12 |
Выявление лучшего портфолио по семейному формированию ЗОЖ |
Конкурс портфолио «Семь-Я» |
Май |
Инициативно-творческая группа |
13 |
Выявление лучшей семейной команды |
Городские соревнования «Семейные старты» |
Июль-август |
Управление физической культурой и спортом г.о. Тольятти |
14 |
Выявление лучшей семейной команды |
Городские соревнования «Мини-гольф» |
Август |
Управление физической культурой и спортом г.о. Тольятти |
Третий этап: рефлексивно-обобщающий |
||||
1 |
Обобщение, оформление результатов проекта |
Подготовка отчета о результатах деятельности. |
Май |
Инициативно-творческая группа |
2 |
Подведение итогов, награждение |
Конференция «Здоровая семья» |
Май |
Администрация школы Инициативно-творческая группа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. Волгоград, 1998. 106 с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М. : АРКТИ, 2003. 112 с.
THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-EDUCATIONAL PROJECT FOR STUDENTS IN GRADES 1-4 AND THEIR PARENTS «HEALTHY FAMILY»
© 2018
Danilova O.A.,
teacher of physical culture
MBU "School № 90" Togliatti Samara region (Russia)
Abstract: This material will be useful for Deputy Directors of educational work, teachers of physical culture. Designed for students in grades 1-4. The material in the educational process can be used to create a single health – saving space "school-family".
Keywords: primary school, project, physical culture, educational work.