УДК 796.078

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2018

Васильева И.Г.,
учитель физической культуры
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 4» города Чебоксары Чувашской Республики

Аннотация: Здоровье и болезнь являются существенными характеристиками состояния человека и общества в целом. Оба эти процесса связаны с адаптацией: чем лучше адаптируются человек и общество к неблагоприятным факторам, тем выше должны быть показатели здоровья.
Ключевые слова: физическая культура; сохранение здоровья; адаптация организма; экологическое равновесие; экологизация сфер деятельности человека.

Один из главных вопросов, рассматриваемых экологией человека, – это адаптация к различным условиям. Адаптация лиц, занимающихся физической культурой и спортом, к местным климатическим и социальным условиям и к различным режимам двигательной активности лежит в плоскости нового направления экологической науки о человеке – экологии физической культуры и спорта. Система физического воспитания и образования – самостоятельная область знаний, которая отражается на формировании экологического мышления.
Основными средствами физической культуры считаются физические упражнения, естественные силы природы (cолнце, воздух, вода) и гигиенические факторы. А физическая культура входит в общее понятие «культура», которое отражает образ мышления, характер поведения человека, общества. Отношение человека к природе определяет уровень его культуры.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. К приобретенным можно отнести физическую тренировку, которая повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.
Считается, что здоровье каждого нового поколения должно быть лучше, чем предшествующего. Вместе с тем, на здоровье нового поколения людей, их работоспособность действуют такие факторы, о существовании которых несколько десятилетий назад никто и не подозревал. Различные факторы внутренней и внешней среды провоцируют возникновение или неблагоприятное течение разнообразных заболеваний, начинают действовать уже в молодом возрасте и обозначаются как факторы риска. Это разрушение озонового слоя, глобальное потепление, алергизация населения, омолаживание многих форм патологий, абиологическая тенденция в организации жизни, рост онкозаболеваний, развитие профессиональных заболеваний, увеличение количества недоношенных детей (физически незрелых), акселерация и многие другие. Ухудшение социальных условий, снижение физической активности в распорядке дня, информационные и эмоциональные перегрузки приводят к возникновению различных изменений в состоянии здоровья школьников [1].
Оптимальное использование солнечных, воздушных и водных ванн при выполнении различной двигательной деятельности способствует развитию двигательной активности человека, в частности, при выполнении физических упражнений. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, происходит его приспособление к изменяющимся условиям.
Двигательная деятельность человека, которая осуществляется с помощью физических упражнений, относится к социальным и природным факторам. Как известно, есть оптимальная зона взаимодействия человека со средствами физической культуры – это когда человек удовлетворяет свои генетические потребности в движениях с целью нормального развития и роста организма. Это можно назвать экологическим равновесием в процессе физического воспитания.
Однако в системе экологических знаний существует понятие «нарушение экологического равновесия», что всегда настораживает. В области физической культуры мы имеем дело с постоянным нарушением экологического равновесия [2], когда мышечные нагрузки не только удовлетворяют двигательные потребности организма в оптимальном режиме, но и значительно превосходят их, становясь тренирующим фактором. Регулярные мышечные тренировочные нагрузки стимулируют в растущем организме процессы морфологического становления и функционального созревания, они являются своего рода «пусковыми механизмами» многих биохимических процессов.
Понятие экология физической культуры определяет связь всего организма с окружающей его средой в процессе двигательной деятельности человека. Данный процесс отражает комплекс морфологических, физиологических, биохимических преобразований в организме, что обеспечивает возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Тренированный организм быстрее и с меньшими энергозатратами приспосабливается к изменяющимся социальным и природным факторам, образуются новые рефлексы, увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется управление движениями, нервная система легче приспосабливается к новым движениям и новым условиям работы двигательного аппарата, улучшается работа внутренних органов, улучшается состав крови и увеличиваются защитные силы организма.
Правильная организация учебного процесса и систематические занятия физическими упражнениями, особенно в детском возрасте, сохраняют здоровье и продлевают жизнь. На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, тестирования и т. д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых заключается в том, что учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой. Меня, как учителя физической культуры, интересует динамика развития обучающихся. Необходимо проводить занятия в игровой форме, практически исключая элементы состязательности. Главное, что соревнование по технике выполнения физических упражнений необходимо проводить под девизом: «Красота и точность выполнения».
Учитель должен планировать тренировочный процесс с учетом возрастных и половых особенностей детей, строго нормируя нагрузки, правильно используя педагогические, психологические и медико-биологические методы. Организуя наблюдение за состоянием организма обучающихся, не следует забывать об абиотических факторах – о физических свойствах окружающей среды, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье занимающихся. Абиотические и биотические факторы среды влияют на развитие и распространение заболеваний, возникают зоны экологических бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций, которые, в свою очередь, порождают проблемы безопасности человека. Установлена связь между заболеваемостью и снижением показателей физического развития у детей с загрязнением атмосферного воздуха. В этих условиях систематические занятия физическими упражнениями повышают функциональные особенности организма, независимо от уровня загазованности атмосферного воздуха. Тренированный организм переносит отрицательное влияние загазованного воздуха с гораздо меньшими отрицательными последствиями.
Итак, можно сказать, что система экологической безопасности направлена на поддержание равновесия между биосферой, антропогенными и естественными внешними нагрузками. Экологию физической культуры мы рассматриваем как один из важнейших факторов физического воспитания, и изменение ее условий вызывает значительные изменения в растущем организме, в частности в сердечно-сосудистой системе. Более того, экология физической культуры включает в себя и режимы мышечной тренировки, определение оптимальных зон мышечных нагрузок. Все это позволяет выделить экологию физической культуры в самостоятельную область экологических знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998. 98 с.
2. Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7.

THE FORMATION OF ECOLOGICAL THINKING AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

© 2018

Vasilyeva I.G.,
physical education teacher
Municipal Autonomous educational institution «Lyceum № 4» the city of Cheboksary оf the Chuvash Republic

Abstract: Health and disease are essential characteristics of the human condition and society as a whole. Both processes are related to adaptation – the better an individual and society adapt to adverse factors, the higher the health indicators should be.
Keywords: physical culture; health preservation; adaptation of organism; ecological balance; ecologization of spheres of human activity.