УДК 796.078

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА НА УСПЕХ В СПОРТЕ

© 2018

Васильева А.А.,
учитель физической культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 имени лётчика-космонавта А.Г. Николаева»
города Чебоксары Чувашской Республики

Аннотация: В статье представлены результаты исследования по выявлению возрастного влияния темперамента на проявление склонностей и интересов школьников к различным видам спорта.
Ключевые слова: психические свойства; спорт; физкультурно-спортивная деятельность.

Проблема укрепления здоровья и продолжительности жизни населения всегда была предметом внимания специалистов, общественности, государства. Нынешнее воспитание учащихся предусматривает развитие физических качеств, совершенствование спортивного мастерства и формирование внутренней потребности в активных занятиях физическими упражнениями, стремления к физическому совершенствованию.
Эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается при освоении знаний и накоплении творческого опыта, связанного с проявлением инициативы и активности.
Значимость свойств темперамента для проявления и развития физкультурно-спортивных интересов, не имеющих достаточную научную обоснованность, обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования – выявить возрастное влияние темперамента на проявление склонностей и интересов школьников к различным видам спорта.
Задачи:
1. Дать психологическую характеристику видов спорта.
2. Уточнить особенности проявления свойств темперамента.
3. Экспериментально исследовать возрастные особенности влияния темперамента на проявление интересов школьников к различным видам спорта.
Методы исследования. Для решения задач исследования нами применялись следующие методы: теоретический анализ и исследование соответствующей литературы; анкетный опрос; методы математической статистики.
Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 10 г. Чебоксары.
Спорт предъявляет весьма разнообразные требования к психическим качествам спортсменов.
Соревновательное упражнение (спортивная дисциплина, вид соревнований) представляет собой разновидность определенного вида спорта, которая рассматривается как вид программы в соревновании. За победу в соревнованиях присваиваются звания чемпионов, медали и призы.
Контакт с противниками или партнерами является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта, влияющей на нервную систему человека. Различают три основных разновидности контактов: непосредственные, опосредованные и условные.
Непосредственные контакты могут различаться степенью жесткости. В борьбе жесткие физические контакты предусмотрены правилами. Физические контакты могут быть эпизодическими, возникающими по ходу состязания вследствие нахождения соперников на одной площадке. Психологами неоднократно отмечались различия спортсменов в стремлении к жестким физическим контактам или, напротив, уходе от жестких приемов [1].
Опосредованные контакты характеризуются наличием общего для соперников и партнеров предмета: мяча, шайбы, волана, фигур на доске. Спортсмен в соответствии с правилами производит действия с предметом, направляя его в определенное место площадки, заставляя соперника производить ответные действия.
Условные контакты подразумевают не обязательную зрительную, слуховую и прочую информацию для учета. Соперники и партнеры могут и не реагировать на нее, но её обработка и включение в состав деятельности повышают вероятность успеха.
Дистантная информация – информация, которая может быть получена на основе ощущений, в видах спорта, где преобладает эта информация, спортсмены могут даже не видеть друг друга. Также к условным контактам можно отнести и информацию, получаемую через средства массовой коммуникации, и всевозможные слухи, и многое другое.
Специальные способности в различных видах спорта зависят от свойств нервной системы, на которую в первую очередь влияют «спортивные» контакты, и темперамент.
Различные свойства темперамента выступают как специальные способности к определенным видам спорта, так как являются необходимым условием достижения успеха.
Психологические особенности различных видов спорта спортивной деятельности связаны с такими факторами, как:
– социальная ответственность;
– особенности контакта с соперниками и партнерами по команде;
– содержание соревновательных упражнений;
– целевые установки;
– условия их достижения.
Также существенную роль в возникновении интереса играют такие социаль-ные факторы, как общение, социальное происхождение, характер деятельности.
К ним относятся, традиции, спортивные успехи страны, отношение учителей и семьи к физической культуре, деятельность учреждений дополнительного образования.
А.В. Царик подчеркивает, что фактором, способным усилить формирование жизненно важных целей, мотивов является широкое воздействие на этот процесс различных сфер духовной культуры: литературы, искусства, телевидения, кино, печати и т.д. [2].
В ряде работ фактором возникновения интереса выделяется склонность к соответствующей деятельности.
Данное понятие впервые встречается в трудах С.Л. Рубинштейна и определяется как направленность на соответствующую деятельность. В других работах склонность рассматривается как выражение личности, стремление человека к осуществлению потребности.
Склонность к деятельности перерастает в интерес через осознание человеком значимости деятельности для удовлетворения определенных потребностей. Склонность связана только с эмоциональным подходом деятельности: деятельность нравится, но человек не может ответить на вопрос, почему нравится. Склонность развивается до уровня интереса, как только человек может выделить причины, по которым деятельность является для него эмоционально привлекательной.  
Возникновение интереса связывается с наличием у человека способностей. «Наши желания, – писал И. Гете, – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».
Основой возникновения и развития интереса школьников к занятиям физической культурой являются свойства темперамента.
Основой темперамента является общий тип нервной системы. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четырех традиционных типов темперамента, однако есть и другие свойства нервной системы, а, следовательно, и другие их комбинации, которые и составляют новые типы темперамента.
Доказано, что на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек становится личностью постепенно. Уже с ранних лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики. Эти особенности очень консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой и «вырастает» индивидуальность.
Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента. Следовательно, к темпераменту относятся, и врожденные и индивидуальные психические свойства.
Еще в V веке до н. э. Гиппократ создал учение о том, что тип темперамента определяется сочетанием в теле человека четырех жидкостей: крови («сангвис»), лимфы («флегмы»), желтой желчи («холе») и черной желчи («мелайиа холе»). От нее сейчас остались лишь названия типов темперамента. В настоящее время под типом темперамента принято понимать психические свойства, сочетающиеся между собой.
Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы) отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Однако они недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в тренировочной деятельности. Они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой и длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии «боевой готовности».
Холерик (сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, тип нервной системы) предпочитает высокоэмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки), интенсивные и темповые движения. Он охотно и с увлечением будет заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях.
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). В спорте этот темперамент проявляется, прежде всего, в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью, консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны, отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо качества и т. д. Не отличаются высокой общительностью. Как правило, очень упорны и настойчивы. Соревновательные результаты стабильны. Перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности».
Меланхолик (слабый тип нервной системы). В спортивной деятельности меланхолика отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах. Эти лица отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой, соревновательные результаты их нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов.
Понятие о ценности темперамента. Оценивая типы темперамента с точки зрения их пользы в деятельности, можно увидеть, что в каждом из них есть положительные и отрицательные свойства. Не определяет темперамент и социальной ценности человека, от него не зависят интересы, склонности, мировоззрения и убеждения человека. Вместе с тем, люди вне зависимости от типа темперамента могут заниматься любым видом деятельности.
Задача исследования заключалась в определении особенностей влияния свойств темперамента на проявление склонностей и интересов школьников к раз-личным видам спорта.
Для решения этой задачи нами проводились исследования, включающие ме-тодики психодиагностики, анкетного опроса и подсчет математической статистики.
Методики психодиагностики применялись для измерения показателей свойств темперамента: тревожности, экстраверсии, агрессивности, пластичности, эмоциональной устойчивости, темпа реакции и активности. Применялся анкетный опросник.
Методика анкетного опроса применялась для изучения склонностей и интересов школьников к определенным видам спорта.
Среди учащихся 9-х классов на первое место по популярности выходит гимнастика (26,6%), на втором месте – спортивные игры и циклические виды спорта (22,2% и 20,0%).
Остальные интересуются различными видами единоборств (13,3%).
В таблице приведены показатели свойств темперамента у обучающихся 9-х классов, заинтересованных к определенным видам спорта. По итогам исследова-ния, школьники, проявляющие интерес к занятиям единоборствами, напротив, характеризуются отличаются относительно низкими показателями тревожности (2,7 балла) и эмоциональной возбудимости (1,7 балла).
Завершая обзор экспериментальных данных, можно сделать вывод, что свойства темперамента оказывают большое влияние на проявление склонностей и интересов, обучающихся к разным видам спорта.
Учащиеся 9-х классов (в возрасте 15–16 лет) проявляют интерес к занятиям спортивным играм, отличаются относительно высокими показателями тревожно-сти, эмоциональной возбудимости. Школьники, проявляющие интерес к занятиям единоборствами, напротив, характеризуются относительно низкими показателями тревожности и эмоциональной возбудимости.
– Наблюдаются существенные различия интересов школьников к разделам школьной программы.
– Основу интереса составляют свойства темперамента, выступающие задатками способностей к определенной деятельности.
– На возникновение и развитие интереса влияет удовлетворенность человека процессом и результатами деятельности. Нынешнее воспитание учащихся предусматривает развитие физических качеств, совершенствование спортивного мастерства и формирование потребности в стремлении к физическому совершенствованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М., 1954. 115 с.
2. Царик А.В. О культуре физической и духовной // Физкультура и спорт. Москва. 1989. № 1. С. 67–73.

THE INFLUENCE OF THE MENTAL PROPERTIES OF A PERSON TO SUCCEED IN THE SPORT.

© 2018

Vasilyev A.A.,
physical education teacher
Municipal Budget Educational Institution «Secondary School № 10 Of The Pilot-Cosmonaut Of Nikolaev» Cheboksary Of The Chuvash Republic

Abstract: The article presents the results of a study to identify the age-related influence of temperament on the manifestation of inclinations and interests of students to various sports.
Keywords: psychological; sports; sports activities